Биография Татьяны Пилецкой
Татьяна Пилецкая – одна из самых аристократичных советских актрис, официально ставшая народной артисткой России лишь в самом конце ХХ века. Первая слава, а следом и горечь разочарования пришли к актрисе вместе с ролью Тани Огневой в фильме «Разные судьбы» (1956).Достойно переживая периоды забвения в кинематографе, Пилецкая создала множество прекрасных образов на театральной сцене. В первую очередь известна как актриса петербургского театра «Балтийский дом» (до 1991 года «Ленком»).
Несмотря на почтенный возраст (в 2023 году артистка отметила 95-летие), она продолжает работать в кино и театре, радуя верных поклонников новыми ролями.

Детство, юность, семья
Татьяна родилась летом 1928 года в Ленинграде, в семье Людвига и Евгении Урлауб. У неё был старший брат Владимир (погиб в первый год Великой Отечественной войны).Предками Пилецкой по линии отца были немцы, осевшие в России в XIX веке. Ее прапрапрабабушку Луизу Графемус-Кессених во времена войны с Наполеоном называли «второй Дуровой» – она была прусским офицером, уланом.

Отец Татьяны, Людвиг Львович, был уважаемым в ленинградских научных кругах инженером-химиком и играл в народном театре. В их коммунальной квартире на Таврической улице часто гостили представители богемы и учёные.
Родители воспитывали детей в строгости, прививая им лучшие человеческие качества, в том числе скромность. Пилецкая вспоминала в одном из интервью:
Юность актрисы, выпавшая на годы войны, была безрадостной. Её вместе с другими воспитанницами Вагановского училища эвакуировали на Урал, в село Полазна. Она делила комнату с 18 соседями, занималась в неотапливаемом доме культуры.Моя семья, мой папа, моя мама так нас воспитывали – не выпячивать себя. Даже в детстве, когда меня нарисовал известный художник, мой крестный Петров-Водкин (картина «Девочка с куклой», или «Портрет Татули», – прим. uznayvse.ru), а потом скульптор Александр Пахомов лепил с меня скульптурки «Балерина Пилецкая», они говорили: «Не гордись этим».
Немецкое происхождение отца сыграло трагичную роль в его судьбе. В 1942 году его мобилизовали для работы в тылу – какое-то время он работал крановщиком в городе Добрянка. Но позже был репрессирован и сослан на поселение в Краснотурьинск, где жил до 1958 года. Домой он так и не вернулся, связав свою жизнь с другой женщиной....В выпускном классе у меня была педагогом Марья Федоровна Романова, это мама Галины Улановой. Я ей говорила: «Марья Федоровна, я устала, не могу больше». А она мне: «Танечка, постой, отдохни». А потом опять: «Танечка, работать, работать». Поэтому, когда все тяжело достается, есть с чем сравнить.
После войны Татьяна и её мама вернулись в Ленинград, но столкнулись с новой угрозой – им грозила высылка. Этого удалось избежать, но девушка всё равно сменила отчество с Людвиговны на Львовну, а выйдя замуж в 18 лет, получила и новую фамилию – Пилецкая.

Послевоенные годы были для них с матерью очень нелегкими. Жили бедно, голодно. Евгения Давидовна устроилась сторожем при военном ателье, Таня подрабатывала моделью и танцовщицей. Позже служила в Ленинградском театре Музкомедии. Также её зарегистрировали как актрису на «Ленфильме», и Пилецкая была рада даже малюсеньким эпизодам, которые давали возможность заработка.
Актёрская карьера
Дебют Пилецкой в кино состоялся в картине «Солистка балета», вышедшей на экраны в 1946 году. Появилась она и среди танцующих дам на балу в «Золушке», где впервые увидела своих кумиров – Фаину Раневскую, Василия Меркурьева, Эраста Гарина.
А затем Татьяна почти на три года исчезла с экранов. Все дело было в замужестве: Пилецкая уехала за супругом, морским офицером Константином Пилецким, за Полярный круг.

Однажды актриса попала на концерт знаменитого Александра Вертинского. После выступления благодаря маминой подруге она была представлена мэтру. Вертинский, узнав, что Таня окончила хореографическое училище, заявил, что с такой внешностью просто необходимо сниматься в кино.

Актриса настолько блестяще справилась с образом отрицательной героини, что едва не осталась без работы в дальнейшем. Пилецкая жаловалась:
Лишь спустя два года тот же Леонид Луков пригласил Пилецкую на главную роль в военную драму «Олеко Дундич». После этого роли в кино ей доставались все реже и в основном эпизодические.Зритель ассоциировал меня с моей героиней Таней Огневой, девушкой расчетливой и эгоистичной. Приходили мешки писем, в которых меня ругали и критиковали. Меня спрашивали: «Как ты могла бросить такого парня?!» После фильма режиссеры не хотели меня снимать, мол, у актрисы «злые глаза». А ведь это был всего лишь киношный образ. Было обидно, конечно, главных ролей у меня до этого момента не было.

В этом театре актриса играла также Миледи в «Трех мушкетерах», Огудалову в «Бесприданице», Анну Андреевну в «Ревизоре». Изредка ее приглашали на съемки. Так, приму Александринки Надежду Самсонову она сыграла в исторической драме «Зеленая карета» (1967). Русскую аристократку Наталью Смирницкую сыграла в «Прощании с Петербургом» (1971), княгиню фон Веллергейм – в музыкальной картине «Сильва» (1981)....Какой театр? Я не драматическая актриса, у меня балетное образование, снимаюсь в кино. Но рискнула. В это время нужно было срочно заменить актрису в спектакле «Человек со звезды», сыграть в нем целых четыре роли! Сыграла. И сразу поехали на гастроли. Там наш главный режиссер Хомский сказал, что собирается ставить спектакль «Сирано де Бержерак» и мне предложит роль Роксаны. И вот Павел Осипович учил меня проживать роль, ходить по этой громадной сцене, говорить так, чтобы меня слышали в последнем ряду (никаких микрофонов!).



Каждый раз, когда выхожу на сцену в этом спектакле, я вспоминаю режиссера Александра Аркадьевича Белинского, который подарил мне эту роль. Хотя снималась у него в двух телевизионных программах («Кандидат партии» и «В старой Москве»), мы были друзьями, но в театре он меня никогда не занимал. И вот когда он пришел к нам в «Балтийский дом» и предложил эту роль, я даже немножко растерялась – все-таки такая вещь, Раневская эту роль играла, у нас в Ленинграде – Юнгер. Но он очень легко репетировал, весело, хорошо – и вот так родилась Эухения. Я очень люблю эту роль, хоть она и тяжелая.
Личная жизнь Татьяны Пилецкой
В 17 лет, как и все девчонки из их хореографического училища, Татьяна бегала на танцевальные вечера в Военно-морское инженерное училище. Там она и познакомилась со своим первым мужем, кадетом, а впоследствии капитаном первого ранга Константином Пилецким.
Татьяна с дочкой вернулась в Ленинград, спустя год они воссоединились с главой семьи – Константин поступил в адъюнктуру Академии имени Крылова. Они прожили вместе 15 лет, виделись редко и в конце концов тихо и мирно развелись....Никогда о раннем браке и материнстве не сожалела: что Бог дает, то и верно. Но под Мурманском «продержалась» всего год. Константин Всеволодович часто уходил в длительные походы, по нескольку месяцев я оставалась одна с крошечным ребенком.
Актрисе приписывали роман с актером Олегом Басилашвили (якобы именно из-за нее он развелся со своей первой женой Татьяной Дорониной), в неё влюблялись Олег Стриженов, Марк Бернес, Григорий Козинцев.

В конце 70-х актрису познакомили с артистом-мимом Борисом Агешиным. Он был младше Татьяны на двенадцать лет, но именно с ним актриса почувствовала себя счастливой женщиной.

Дочь Татьяны Львовны не стала связывать жизнь с актёрским искусством. Наталья в совершенстве овладела английским и объехала весь земной шар, работая в сфере туризма. Её дочь Елизавета, внучка Татьяны Пилецкой, стала художницей и работала в Русском музее.Мы были родственные души. Сегодня его нет со мной, он ушел… И я до сих пор не могу отойти от этой утраты. Мы понимали друг друга прекрасно, оба творческих человека… Иногда я слышу: «Как могут жить вместе творческие личности? Они же передерутся!» Ерунда! 45 лет мы прожили! А сейчас я полностью посвятила себя работе: съемки, театры, спектакли. Работа, работа, работа.
Татьяна Пилецкая сейчас
В 2023 году актриса отметила 95-летний юбилей, выйдя на сцену театра «Балтийский дом» в лирическо-комедийной постановке «Рок-н-ролл на закате». Партнером народной артистки России на сцене стал Анатолий Дубанов.
Интересные факты
- Татьяна Пилецкая признавалась, что когда в ее жизни случались творческие простои и не было ролей ни в кино, ни в театре, она посещала архивы:
… раньше от театра давали бумажку «Для работы над ролью», я проходила и сидела там целыми днями. Накопала много, нашла родственника в Гамбурге, ездила к нему. Очень смешно было. Нашла его адрес и послала свою первую книжку. А я немецкого не знаю, у нас в школе французский преподавали, одну «Марсельезу» выучили – и все. Как он выглядит, тоже не представляю, как же я его узнаю? Дочка сказала: кто держит твою книжку, тот и родственник. И я с волнением прошла контроль, смотрю – стоит дядька с бородой и держит мою книжку. «Вилли?» – «Вилли!» Тогда в Гамбурге пробыла у него недели две, потом он ко мне в Петербург приехал с женой. Очень славный, милый человек.
- На генеалогическом древе Пилецкой так много выдающихся личностей с трудными, но интересными судьбами, что актриса выпустила несколько книг, посвящённых предкам: «Серебряные нити», «Хрустальные дожди», «Да, у всех судьбы разные, или Биографические эскизы». Помимо того, Татьяна Львовна пишет стихи (выпустила книгу «Навстречу ветру») и собирается издать сборник под названием «Как я люблю мой чудный город…» с посвящением Санкт-Петербургу. Оформлением книги занималась внучка актрисы.
- Радостной неожиданностью для Татьяны Пилецкой стало именное кресло, установленное на «Аллее звезд» рядом с родным театром. На нем имеется надпись «У всех судьбы разные…». В коллекции наград актрисы также находятся премии «Золотой софит», «Петербург и петербуржцы», «Золотая маска», «Икар», приз «Госпожа удача».
- Татьяна Львовна не любит бледные, блеклые цвета. Своими любимыми цветами актриса назвала пионы, которые она обожает за то, что «они красиво распускаются и яркие, как огонь…».
Важные события в жизни
- 1945 год: окончила Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой и студию Ленинградского БДТ имени Максима Горького.
- 1946 год: дебютировала в фильме «Солистка балета». Вышла замуж за военнослужащего Константина Пилецкого. Родила от него дочь Наташу.
- 1947 год: снялась в фильмах «Пирогов», «Золушка».
- 1955 год: снялась в фильме «Княжна Мэри».
- 1956 год: сыграла главную роль в фильме «Разные судьбы».
- 1958 год: снялась в фильме «Олеко Дундич».
- 1961 год: развелась с Константином Пилецким. Вышла замуж за актера Вячеслава Тимошина.
- 1962 год: дебютировала в спектакле «Человек со звезды» на сцене театра Ленинского комсомола (сейчас – «Балтийский дом»).
- 1967 год: снялась в фильме «Зеленая карета».
- 1970 год: развелась с Вячеславом Тимошиным.
- 1971 год: снялась в фильме «Прощание с Петербургом».
- 1973 год: вышла замуж за артиста Бориса Агешина.
- 1977 год: стала заслуженной артисткой РСФСР.
- 1978 год: снялась в фильме «Таежная повесть».
- 1981 год: снялась в фильме «Сильва».
- 1986 год: снялась в фильме «Лермонтов».
- 1993 год: снялась в фильме «Счастливый неудачник».
- 1998 год: написала и издала книгу «Серебряные нити».
- 1999 год: стала народной артисткой Российской Федерации.
- 2001 год: снялась в сериале «Улицы разбитых фонарей».
- 2005 год: написала и издала книгу «Хрустальные дожди».
- 2007 год: награждена орденом Почета.
- 2008 год: снялась в фильме «Каменнская-5».
- 2009 год: сыграла главную роль в сериале «Вербное воскресенье». Написала и издала книгу «Да, у всех судьбы разные, или Биографические рассказы».
- 2010 год: удостоена специального приза отечественного кинофестиваля «Литература и кино». Снялась в сериале «Я ему верю».
- 2012 год: сыграла главную роль в спектакле «Деревья умирают стоя».
- 2013 год: снялась в сериале Лекарство против страха». Стала лауреатом Высшей театральной премии «Золотой софит» в категории «За творческое долголетие и верность театру».
- 2017 год: награждена орденом Дружбы. Снялась в сериале «Алмазный эндшпиль».
- 2018 год: награждена почетным знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Стала лауреатом премии «Петербург и петербуржцы» в категории «Женщина года».
- 2019 год: снялась в фильме «Скоро будет счастье». Сыграла главную роль в спектакле «Семья в подарок». Удостоена специального приза «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева на фестивале «Киношок».
- 2020 год: стала лауреатом Национальной анимационной премии «Икар» и Национальной театральной премии «Золотая Маска».
- 2021год: сыграла главную роль в короткометражном фильме «Па-де-де». Снялась в фильме «Северный ветер».
- 2022 год: стала лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства.
- 2023 год: отметила 95-летие главой ролью в спектакле «Рок-н-ролл на закате».