Биография Олега Стриженова
Олег Стриженов – народный артист Советского Союза, театральный и киноактер, прославившийся многочисленными ролями, которые называют эталоном истинного профессионализма. Образы, созданные актером, отличает благородство и внутренняя сила, подлинная страсть и утонченный романтизм.
Член Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. Удостоен многочисленных наград, как правительственных, так и профессиональных, в числе которых премия «Золотой орел» за весомый вклад в отечественный кинематограф.
Детство и юность: Благовещенск – Москва – Таллинн
Олег родился летом 1929 года в семье Александра Николаевича и Ксении Алексеевны Стриженовых: офицера Красной армии и бывшей воспитанницы Смольного института благородных девиц. Отец с матерью познакомились во время гражданской войны. По сути, Александр отбил ее у своего непосредственного начальника, чьей женой на тот момент она была. У Ксении уже был сын Борис. Создав новую семью, родила сына Глеба, а затем и самого младшего, Олега. Все вместе жили на Дальнем Востоке, в городе Благовещенске, где служил Александр Николаевич.
В середине тридцатых годов Стриженова перевели в Москву, куда он переехал вместе с семьей. Здесь Олег открыл для себя магию кино – неподалеку от дома были кинотеатр «Авангард» и Первый детский кинотеатр, на сеансах которого мальчик частенько прогуливал уроки.
Кино, если нас не выгони, мы смотрели бы сутками. Все, кого я видел на киноэкране до войны и во время войны, — мои любимцы, кумиры.Здесь Борис окончил летное училище и, когда началась война, отправился с отчимом на фронт. Когда на старшего брата пришла похоронка – летчик-истребитель героически погиб под Сталинградом – на войну практически сбежал Глеб, исправив в метрике дату рождения. Среднего сына мама увидела скоро: в первом же бою его тяжело контузило, к дальнейшей службе Глеба признали негодным, комиссовав в тыл.
Олег тоже не остался в стороне от лозунга «Всё для фронта! Всё для победы!». Он устроился в НИКФИ [Научно-исследовательский кинофотоинститут – прим. uznayvse.ru] механиком аппаратуры в цеху по обработке кинопленки. В военные годы он окончил Театральное художественно-техническое училище, получил квалификацию кинотехника. В 1945 году – Олегу только-только исполнилось шестнадцать лет – его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Глеб, оправившись от контузии, стал театральным актером. Олег, боготворивший старшего брата, решил последовать его примеру и поступил в театральное училище имени Бориса Щукина. В студенческие годы играл на театральной сцене Ромео в знаменитой трагедии Шекспира, Самозванца в постановке «Борис Годунов», Жадова в спектакле «Доходное место».
В 1953 году парень уехал по распределению в Таллинн, где после войны был открыт Театр русской драмы (сейчас Русский театр Эстонии). Там молодого актера сразу же ввели на роль Незнамова в постановку по пьесе Александра Островского «Без вины виноватые». Эстонские театралы запомнили его и в спектакле «Беспокойный характер», где он сыграл очеркиста Груздя, и в постановке «Над Днепром» в роли Нетудыхаты.
Блестящий кинодебют и переезд в Ленинград
В 1953 году на киностудии «Ленфильм» режиссер Александр Файнциммер приступил к экранизации произведения английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод». К поиску актеров подходили трепетно, главный герой должен был быть не просто красивым, а ярким и благородным, который станет символом советской эпохи.На роль Артура/Овода пробовались многие молодые актеры, в том числе Юлиан Панич и Сергей Бондарчук. Но лишь Стриженов, которого пригласили из Таллинна после блестящей театральной игры, сумел произвести впечатление на требовательную комиссию. Олег уволился из театра и переехал в Ленинград. На съемки выехали в крымскую Алушту – пейзажи были наиболее похожи на итальянские.
Образ восторженного молодого человека, превратившегося в непримиримого и жесткого революционера, Стриженов воплотил блестяще. Он был настолько органичен и страстен, что даже автор произведения назвала игру актера потрясающей. Кстати, правительственным постановлением для Войнич был определен гонорар в пятнадцать тысяч долларов за издания книги в СССР, и ей же была передана узкопленочная копия фильма.
Олега Стриженова, сыгравшего главную роль, практически боготворили. Иметь его фотографию в коллекции известных актеров стало заветной мечтой влюбленных в него поклонниц. А в прокате ленту посмотрело почти сорок миллионов человек.
На съемках Стриженов влюбился в исполнительницу роли Джеммы. Ее звали Марианна Грызунова- Бебутова, и вскоре она стала его женой. Брак ознаменовался рождением дочери Натальи.
Расцвет карьеры
Героическое амплуа Стриженова пришлось кстати и на «Мосфильме», где он снялся в картине по произведению Джека Лондона «Мексиканец», а затем воплотил на экране образ поручика Вадима Говорухи-Отрока в художественном фильме Григория Чухрая «Сорок первый». Его партнершей в этой ленте стала Изольда ся. Прекрасный и исторически правдивый образ легендарного путешественника Афанасия Никитина был создан Стриженовым в совместном советско-индийском проекте «Хождение за три моря» (1958).
Звезда Стриженова разгорелась очень ярко, его называли советским Жераром Филиппом, но драматургия французского «Фан Фан Тюльпана» не шла ни в какое сравнение с работами в кино Олега Стриженова. Амплуа романтичного героя, которое, казалось бы, не могла сказать ничего нового, он наполнял такими нюансами, что даже неискушенный зритель понимал, не все в ленте так просто, как кажется на первый взгляд. Однако воплощая на экранах бунтарей, романтиков, революционеров, в жизни он, по собственным словам, был разбитным парнем, его интересовали спорт, коньки, голуби, драки и кино.
Актер снялся в главных ролях в таких фильмах как «В твоих руках жизнь», «Белые ночи», «Приступить к ликвидации». В 1969 году Стриженов стал народным артистом РСФСР. С особым трепетом играл в картинах по русской классике: в «Северной повести» он воплотил образ русского офицера Павла Бестужева, в «Дуэли» – чиновника Ивана Лаевского, мучимого бесцельностью и скудостью собственной жизни. Пронзительным и неистовым был его Герман в фильме-опере «Пиковая дама».
Прекрасно удавались актеру роли дворян, его аристократизм и интеллигентность были не наигранными, жесты и мимика отражали малейшие нюансы характерных героев. Такими были его Петр Чайковский в «Третьей молодости», князь Волконский в «Звезде пленительного счастья», князь Василий Голицын в «Юности Петра», Вадим Дульчин в «Последней жертве».
Несостоявшийся Андрей Болконский
В 1962 году Стриженов прошел пробы в грандиозный кинопроект «Война и мир», который поручили снимать Сергею Бондарчуку. Фотографии артиста в образе были опубликованы в «Огоньке». Никто не сомневался, что статный, подтянутый актер – идеальная кандидатура на роль Андрея Болконского.
Но накануне запуска проекта в производство Олег Александрович отказался сниматься у Бондарчука, объяснив, что не может терять несколько лет, поскольку он собирается служить во МХАТе, что подразумевает большую занятость. Возможно, он затаил на режиссера обиду, так как тот не позвал его на пробы в первую очередь.
Фурцева перезвонила еще раз, Олег Александрович стал извиняться, затем поинтересовался причиной звонка. Министр попросила его приехать. Через час актер был в Министерстве культуры Советского Союза. Увидев в кабинете министра своих коллег, Олег сразу догадался, по какому поводу его вызвали. Фурцева подтвердила его догадку, спросив, почему «любимый актер молодежи» не желает воплотить на экране «любимого литературного героя молодежи». На что Стриженов ответил:
Нас в школе и в институте учили, Екатерина Алексеевна, что любимыми образами молодежи являются Павка Корчагин и Овод. А вот то, что князь Андрей Болконский является любимым героем молодежи, я слышу впервые.И далее уточнил:
В прессе в последнее время пишут, что у Стриженова все хорошо, публика его любит за те роли, которые он играет, но мы ждем от него образ советского положительного героя…Так зачем же вы меня опять в князья, в эполеты?.. Нет! Я буду ждать и искать «советского положительного героя».Таким неожиданным образом в грандиозную эпопею вместо Стриженова попал Вячеслав Тихонов, которого эта роль сделала знаменитым.
А Стриженов выходил на театральную сцену: в 1964 году сыграл Тятина в постановке «Егор Булычев и другие», затем Треплева в «Чайке», Мортимера в шиллеровской «Марии Стюарт». В театре он встретил свою вторую жену Любовь, которая подарила ему сына Александра. 1969 год ознаменовался присвоением Стриженову звания народного артиста РСФСР.
В кино же Олег Александрович перестал сниматься еще до распада СССР. Его высокая требовательность не позволяла ему играть непонятных персонажей, да и возраст уже давал о себе знать. Он сыграл напоследок еще одного князя, Ухтомского, в военной драме «Оглашению не подлежит» и исчез с экранов вплоть до начала нулевых.
Лишь Владимиру Басову-младшему он дал свое согласие на съемки в его драме «Вместо меня», где его партнером стал Сергей Безруков. Стриженов сыграл прикованного к коляске английского миллионера Александра Гагарина.
Личная жизнь Олега Стриженова
Со своей первой женой, Марианной Грызуновой-Бебутовой, Стриженов познакомился на съемках «Овода» в середине 50-х. Семейная жизнь была непростой, дочь Наталья не скрепила брак и в 1968 году актеры решили развестись.
Будучи женатым на Марианне, актер не стеснялся обращать внимание на других прекрасных женщин. Так, на съемках в Одессе он познакомился с юной актрисой Лионеллой Скирдой. Но, поскольку Стриженов был несвободен, девушка запретила себе думать о дальнейших отношениях. Через некоторое время Лионелла стала женой известного кинорежиссера Ивана Пырьева.
На театральных подмостках МХАТа Олег Стриженов встретил и свою вторую жену, актрису Любовь Лифенцову-Земляникину, с которой прожил шесть лет. В 1969 году у пары родился сын Александр, ныне известный продюсер и режиссер.
Впоследствии Любовь Стриженова получила титул Народной артистки России, но с каждым годом мирское привлекало ее все меньше. Она была набожной женщиной и в 2008 году окончательно порвала с окружением, уйдя в монастырь. Теперь она носит имя Иудифь.
В середине 70-х судьба вновь столкнула Стриженова с Лионеллой, уже несколько лет вдовой. Они вместе работали над фильмом «Последняя жертва», побывали на гастролях в Одессе, и чувства разгорелись вновь. Так что вскоре после возвращения в Москву Стриженов публично сделал любимой женщине предложение Лишь много лет спустя они, будучи оба свободными, встретятся снова и уже не расстанутся. Более сорока лет они живут вместе.
В 2003 году дочь актера Наталья Стриженова, пристрастившаяся к алкоголю после развода с мужем, скончалась в возрасте сорока шести лет, оставив знаменитому отцу внучку – Александру Холошину.
Еще двух внучек в браке с Екатериной Стриженовой подарил ему сын: одну из девочек тоже зовут Александрой, вторую – Анастасией. Также у Олега Стриженова есть пятеро правнуков.
Олег Стриженов сейчас
В 2020 году актеру исполнился 91 год. Он остается непубличным человеком, после девяностолетнего юбилея не принимает гостей, кроме самых родных. Рядом с ним всегда находится любимая жена, которая принимает звонки по телефону и объясняет, что Олегу Александровичу скучно общаться с какими бы то ни было журналистами.Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter