Биография Татьяны Анциферовой
Татьяна Анциферова – советская эстрадная певица, чей голос довел до слез и хозяев, и гостей Московской Олимпиады-80, когда на весь стадион прозвучали строки: «До свиданья, наш ласковый Миша…». В её репертуаре были пронзительно-нежные «Мир без любимого», «Звездный мост», «Ищу тебя». Уже одни названия вызывают у истинных ценителей редких песен ностальгию и душевное волнение. Незаслуженно внесенная в негласный черный список советского шоу-бизнеса артистка не стала от этого менее любимой. Песни, которые увековечил ее неподражаемый голос, поклонники помнят и сегодня.
Детство, юность, семья
Татьяна родилась летом 1954 года в семье Анциферовых из Стерлитамака. Росла вместе с братом. Мама работала воспитательницей в детском саду, отец по окончании Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта был направлен на Уфимскую железную дорогу.Дедушка и бабушка по отцовской линии были учителями, жили в Оренбургской области. Её тетя Краснодаре хранила семейное генеалогическое древо, из которого следовало, что «анциферовская» линия восходит корнями к Гавриилу Романовичу Державину, а родной дедушка Тани приходился ему праправнуком.
Девочке было около семи лет, когда семья переехала в Харьков, на родину мамы. Жили на Холодной горе, рядом со знаменитой харьковской тюрьмой, откуда постоянно кто-то сбегал. Семейство Анциферовых привыкло, что к ним в дом ночью могли вломиться охранники с собаками, искать беглых заключённых под кроватями и в шкафах.
Профессиональных музыкантов в доме не было, но, как вспоминала певица, в нем всегда присутствовала поэзия и музыка, а она с раннего детства знала наизусть много стихов:
В то время было принято учить девочек музыке, вот и Таню отдали в музыкальную школу. Когда Анциферова училась в четвертом классе, директор ее общеобразовательной школы однажды попросил девочку подменить заболевшего педагога: «Все спокойно сидят, а Анциферова становится к столу и поет песни», – заявлял он. И Таня становилась к учительскому столу, выстукивала ладошкой ритм и пела одноклассникам все популярные в 60-е годы песни. Не только советские, но и песни Мирей Матье, Марыли Родович, Дина Рида.Бабушка постоянно разучивала со мной стихотворения Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Державина. А если я никак не могла запомнить какое-то из них, семья придумывала к стиху музыку, а потом каждый брался за свой струнный инструмент, кто за мандолину, кто за гитару и исполняли эти песни. Некоторые мелодии я помню до сих пор. Но в доме никогда не было частушек, простонародья, даже романсы, как таковые, не пели. По папиной линии у нас все проявляли творческие задатки: прекрасно пели, играли на инструментах, писали стихи, для нас это было нормально. Никто и не думал, что это что-то неординарное.
Начало пути
После восьмого класса Анциферова поступила в музыкальное училище, а в свободное время пела в самодеятельном ансамбле, состоящем из студентов Харьковского института радиоэлектроники.Первая рок-группа, куда Татьяну пригласили солировать, называлась «Лэлэки» («Журавли») и находилась при Доме культуры «Строитель».
В 1971 году, будучи студенткой ХМПУ, Анциферова стала участницей республиканского конкурса вокалистов, где заняла первое место. После этого молодая артистка получила приглашение в популярный в Харькове ансамбля «Везувий» и стала его солисткой.
Выступления в составе нового коллектива принесли певице первый успех. Во второй половине 1972 года музыкальный ансамбль получил очень лестное предложение выступить в роли аккомпанирующего коллектива с популярным в те годы певцом Петром Топчием.
Впоследствии «Везувий» довольно плотно сотрудничал с данным исполнителем, приняв участие во многих его концертах и выступлениях для телевидения. Что касается самой Татьяны Анциферовой, она стала очень дружна с Петром Топчием, а он в свою очередь некоторое время занимался с ней вокалом.
В 1975 году ансамбль прошел через долгую череду преобразований. Сперва артисты начали появляться на сцене под названием «Либiдь» (Лыбедь – название реки в честь сестры основателей Киева), затем переехали в Ужгород, где стали выступать в Закарпатской филармонии под названием «Музики» («Музыканты»).
В репертуаре Татьяны были композиции, записанные в самых разнообразных жанрах. Она исполняла народные песни, джаз, блюз, рок-н-ролл. Много песен пела на английском языке.
Творческий взлёт
Судьбоносным в жизни артистки стал 1978 год – она познакомилась с Александром Зацепиным. Мэтр советской эстрады искал по всей стране необычный голос для записи песен к картине «31 июня». Кто-то из музыкантов, знавший Анциферову по Харькову, расписал ее достоинства так, что Александр Сергеевич захотел непременно ее услышать.Анциферова ехать в Москву не хотела и не торопилась, но в конце концов выделила несколько дней в перерыве между гастролями.
Но когда из всех претенденток выбрали именно Анциферову, отступать было уже некуда. И всё же Татьяна отстаивала право на творческую независимость и настаивала, что петь она будет так, как считает нужным.Для меня слово «Москва» ничего не означало. Я слушаю истории разных артистов, которые жили в селах, мечтали о столице, связывали с ней планы на будущее и приезжали сюда, как Ломоносов, чуть ли не с обозом. Мне было это так странно, я думала, зачем они туда рвутся? Я была продуктом западной культуры, слушала много иностранной музыки, знала, что есть Нью-Йорк, Голливуд, но меня не тянуло даже туда, а уж тем более в Москву. И когда мне предложили поехать на запись, я категорически отказалась. Записи какие-то, зачем мне это надо? И в тот момент даже никто не подсказал, что пока ты молодая, надо пользоваться шансом, что это может очень помочь и в карьере, и в заработке. Я была каким-то бессребреником. Меня долго уговаривали, и я колебалась до последнего момента. В конце концов, приехала-то я на пробу, а не на окончательную запись… Эти песни пробовали петь еще десятки таких же, как я.
Режиссер и музыкальный редактор картины воспринимали музыку композитора через песни Аллы Пугачевой и раздражались, что какая-то «провинциальная певичка» имеет собственное мнение. Им казалось, что песни должны звучать настойчиво, уверенно, подаваться с давлением изнутри, а Анциферова заявляла:
Песни из мюзикла «31 июня» превратили певицу в легенду, невзирая на то, как сложилась судьба самой картины: она была впервые показана в 1978, но потом на семь лет легла на полку. Уж слишком откровенными и «чужеземными» показались чиновникам от кинематографа номера. Зацепин, к счастью, успел выпустить пластинку с песнями в 1980 году – прежде, чем исполнитель одной из главных ролей Александр Годунов стал «невозвращенцем».…мне хотелось петь с интонациями эдакой травести, которая смущается, влюбляется, ошибается. И пусть она была странная, как говорят, с приветом. Мне хотелось прислушаться к собственным вибрациям, показать, что я собой представляю как человек, а не только как исполнитель. Певица может петь разными голосами, но мне хотелось в душе оставаться самой собой, никого не играя. …может и записи получились такими удачными оттого, что все эмоции мои были к тому моменту особенно обострены и проявились в песнях.
Композиции «Мир без любимого», «Ищу тебя», «Твердят: верить не надо в любовь первого взгляда» стали шлягерами, а Анциферовой поступило предложение исполнить несколько песен для фильма «Узнай меня».
Коллеги Татьяны предполагали, что она чем-то насолила властям. По словам Анциферовой, в немилость она попала из-за Пугачёвой. Якобы Примадонне не понравилось сотрудничество Татьяны с Зацепиным, на которого у неё были свои творческие планы.
За два года до смерти Владимира Высоцкого певица успела поработать в его концертах «на разогреве»....Еще жив один человек, который раньше работал в КГБ, и он рассказывал мне, что из 5 управления их организации на ЦТ пришло распоряжение внести меня в черный список. Тогда же я об этом не знала, недоумевала: ну почему меня никуда не пускают, было очень обидно. Оказывается, заместитель председателя КГБ Андропова некий Филипп Бобков был большим поклонником Пугачевой.
В 1980 году Татьяну выбрали для исполнения композиции Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «До свидания, Москва» – заключительной песни Олимпиады-80, которую она исполнила в дуэте со Львом Лещенко.
1986 год принес ей запись пластинки «Оглянись на детство», чуть позднее были записаны песни для фильмов «Артистка из Грибова» и «Приключения Арслана».
Спад
Последней песней для кино в исполнении певицы стала композиция «Вчерашний дождь», прозвучавшая в фильме «Женщина дня» 1989 года с Аликой Смеховой в главной роли.После этого Анциферова пропала с радаров. Лишь в начале девяностых она появилась в роли Марии Магдалины в русском варианте оперы «Иисус Христос Суперзвезда». Рассказывая, как ей досталась роль, Татьяна заметила:
В конце девяностых годов Анциферова вместе с мужем стала работать в Театре Стаса Намина, записывая для спектаклей музыкальные номера. Также певица сотрудничала с рок-коллективами «Калинов мост», «Запрещенные барабанщики», «Ва-банк».Это сделали ребята из Ярославля. Но сначала они предложили эту партию Пугачевой. Она отказалась: «Какая я, к черту, Мария Магдалина!» На другой день они позвонили мне. Потом они говорили мне, что предлагали эту роль Пугачевой только из приличия, они опасались, что она может ставить им палки в колеса. Я же согласилась сразу. Свои арии я записала буквально за два дня. Но работа была интересна тем, что я была самой первой, кто сделал запись, так как в то время не было еще полного состава группы, не было даже Иисуса. На роль Иисуса они очень долго искали исполнителя. Александр Серышев из группы «Мастер» попал, что называется, в точку. Очень благообразный молодой человек. Потом он приглашал меня послушать, как он поет в церкви.
В 2010 году Татьяна Владимировна закончила концертную деятельность и перешла на преподавательскую работу в продюсерский центр Стаса Намина. В числе ее учеников был и бывший спикер Государственной думы Сергей Бабурин. В 2011 году она уволилась и стала давать частные уроки.
Личная жизнь Татьяны Анциферовой
Певице было всего пятнадцать лет, когда ее пригласили на прослушивание в коллектив «Везувий». Руководил им профессиональный музыкант и композитор Владимир Белоусов. Татьяна не успела поздороваться, как он заявил: «Вы нам подходите, берем». Чуть позже выяснилось, что руководитель ансамбля уже слышал ее голос и оценил его редкий тембр.Помимо того, оказалось, что мужчина, которому на тот момент было 27 лет, а за плечами брак, развод и дочь, без памяти влюбился в Анциферову.
Владимир стал первой и единственной любовью певицы. Позже она рассказывала:
Когда Тане исполнилось 18 лет, пара сыграла свадьбу. Белоусов серьезно повлиял на профессиональное становление Анциферовой. В группе была строгая дисциплина, никаких посиделок со спиртным, никаких «внеуставных» отношений на гастролях.Какое-то время мы скрывали наши отношения. Но я стала профессионально работать, получать зарплату. Однажды мама пришла посмотреть, где я работаю, и все всплыло. Никакой трагедии не случилось, мы даже были рады, что больше не надо прятаться. Володя пришел познакомиться с моими родителями. Помню, что тогда вместе с ним в нашем доме впервые появились сигареты, и, разговаривая с Володей, папа пытался курить, но тут же давился дымом и закашливался. У нас в семье это было не принято, так же как не было принято несколько раз жениться, выходить замуж.
В 1982 году по настоянию Александра Зацепина муж и жена переехали в столицу, начали работать в Москонцерте. И тут у певицы начались проблемы со здоровьем. Однажды на сцене она потеряла сознание, затем упала в обморок на гастролях.
Врачи не сразу поставили правильный диагноз, а болезнь прогрессировала. Когда выяснили, что у Татьяны базедова болезнь в критической стадии, пришлось делать сложную операцию, поскольку речь уже шла о сохранении жизни: щитовидная железа разрослась и проникла в голосовые связки, гортань, трахею.
Чтобы сохранить голосовой аппарат, операцию делали под местным наркозом. Время от времени Анциферову о чем-либо спрашивали, она должна была отвечать. Реабилитация была длительной, но голос вернулся, хотя и с меньшим диапазоном, чем раньше.
Новые проблемы со здоровьем принесла беременность. У певицы сбился гормональный фон. Ей пришлось провести в больнице почти 9 месяцев, она сильно прибавила в весе. Но в 1986 году она родила мальчика, которого назвали Ярослав.
Казалось, жизнь стала налаживаться. Но в конце 90-х её единственный сын, подававший надежды барабанщик, подхватил свинку. Болезнь дала осложнения на нервную систему – врачи поставили диагноз «приобретенный аутизм». Юноша замкнулся, перестал выходить на улицу, едва окончил училище.
Еще один удар Анциферова пережила в 2009 году, когда скончался ее любимый муж, с которым она прожила почти сорок лет. А в 2023 году стало известно, что в Харькове погибла дочь Владимира от первого брака, Луиза, собиравшаяся переехать жить к Татьяне, с которой всегда поддерживала теплые отношения.
Татьяна Анциферова сейчас
На сегодняшний день знаменитая исполнительница олимпийской песни живет с больным сыном в одном из спальных районов Москвы. В конце 2023 года певица сообщила, что получает пенсию в размере 23 тысяч рублей.Ее болезнь не исчезла. Она длится более сорока лет, Анциферова прошла несколько фаз, а сейчас, по ее словам, находится в заключительной фазе. Также артистка сообщила, что ей не нравится ходить на шоу, в которые ее зовут:
В начале 2024 года все, кто был причастен к работе над фильмом «31 июня», отметили 45 лет со дня выхода картины на экраны. А летом самой певице исполнилось 70 лет.Меня часто зовут на всякие программы, где нужно балаболить в компании артистов из старой гвардии. Многие из них, наоборот, жаждут внимания, а я этого не хочу. Я бы с удовольствием сходила на шоу, где нужно обсуждать с коллегами музыку, но на современном телевидении ничего такого нет.
Интересные факты
- Рассказывая о том, как она работала над песней «До свидания, Москва», Татьяна Анциферова вспомнила, что, получив ноты композиции, поехала домой, села за пианино, стала разучивать мелодию:
Я сидела возле пианино, а наша подруга что-то делала на кухне. Услышав как я то и дело напеваю один и тот же мотив, она удивленно спросила: «Что ты все время играешь эту блатную песню?» Я поразилась: «Какую блатную?», а она напела мне в ответ: «Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила». Я пыталась переубедить ее, что это другая песня, но она ни в какую не соглашалась. Это был очень забавный эпизод.
- Во времена расцвета карьеры Анциферовой для эстрадного артиста не было ничего престижней, чем приглашение на новогодний «Голубой огонек». И когда композиция Анциферовой впервые вошла в праздничный концерт, вся семья и гости собрались у телевизора, ожидая ее выступления. Но Татьяна так и не появилась на экране. Позже певице объяснили все техническими неполадками. А дело было в том, что она уже попала в негласные списки музыкальных редакторов и ее, как и некоторых других артистов, безжалостно снимали с эфиров, песни вырезали с самыми нелепыми предлогами. Так, «Звездный мост» запретили, поскольку чиновники увидели в нем намек на программу НАТО «звездные войны», а «Мир без любимого» посчитали посвящением режиссеру «Таганки» Юрию Любимову, который в 1984 эмигрировал в Париж.
- В 1982 году Анциферова записала песню Владимира Преснякова-старшего «Рассвет – закат», которая должна была прозвучать на одном из «Новогодних аттракционов». Александр Абдулов и Ирина Алферова, разъезжая по арене на лошадях, якобы пели эту песню. На самом деле сорежиссер шоу Алла Пугачева перезаписала композицию с Абдуловым, «убрав» таким образом Татьяну. Анциферова и сейчас считает, что та, видя в ней конкурентку, делала все что могла, чтобы певица нигде не появлялась.
Важные события в жизни
- 1971 год: стала победительницей республиканского конкурса вокалистов, получила приглашение от ансамбля «Везувий» и стала в нем солисткой. Вышла замуж за руководителя коллектива, музыканта и композитора Владимира Белоусова.
- 1975 год: работала в Закарпатской филармонии в Ужгороде.
- 1978 год: начала сотрудничество с композитором Александром Зацепиным. Исполнила песни главной героини в фильме «31 июня». Записала первый студийный альбом.
- 1979 год: исполнила песни для фильма «Узнай меня».
- 1980 год: в дуэте со Львом Лещенко исполнила песню «До свиданья, Москва» на заключительном шоу Олимпиады-80.
- 1982 год: переехала с мужем в Москву. Работала в Москонцерте.
- 1983 год: пережила операцию на щитовидной железе.
- 1985 год: записала альбом «Оглянись на детство».
- 1986 год: родила сына Ярослава.
- 1988 год: записала новые песни Александра Зацепина к фильмам «Артистка из Грибова» и «Приключения Арслана».
- 1992 год: исполнила партию Марии Магдалины в русском варианте оперы «Иисус Христос Суперзвезда».
- 1996 год: записала альбом «Звездный мост».
- 1997 год: записала альбом «Все хорошо».
- 1998 год: сотрудничала с Дмитрием Ревякиным, лидером группы «Калинов мост».
- 1999 год: стала работать в Театре Стаса Намина.
- 2001 год: записала песню «Чемпион и королева» с рок-группой «Запрещенные барабанщики», звучавшую в сериале «Ростов-папа».
- 2008 год: записала альбом «Узнай меня».
- 2009 год: участвовала в передаче «Достояние республики». Овдовела.
- 2010 год: свернула концертную деятельность.
- 2011 год: занялась преподавательской деятельностью в продюсерском центре Стаса Намина.
- 2024 год: исполнилось 45 лет со дня выхода на экраны фильма «31июня».