Биография Николая Лебедева
Николай Лебедев — российский кинорежиссер и сценарист. Его картины, включая такие масштабные события в мире кино, как «Экипаж» и «Легенда №17», получили признание широкой публики, а самого их автора журнал Forbes в 2017 году включил в список наиболее коммерчески успешных российских режиссеров.Детство и юность
Николай родился 16 ноября 1966 года в Кишинёве, в семье, не связанной с киноискусством, да и с искусством в принципе. Его отец, Игорь Николаевич, был военным, впоследствии работал инженером на заводе. Мама, Елена Алексеевна, была экономистом. Спустя два с половиной года у Николая появился младший брат. Впоследствии он пошёл по стопам отца и стал военным.Как признавался режиссер, у него была хорошая семья, однако в мире он чувствовал себя неуютно — тот казался ему несовершенным. Зато с ранних лет у него была мечта – стать режиссером. Кино ему казалось волшебным миром, в котором жили чудесные люди, а все истории там кончались хорошо.
Непросто складывались отношения мальчика с отцом. Бывший военный хотел, чтобы сын был жёстче, сильнее, более реалистично смотрел на мир. Игорю Николаевичу казалось, что Коля витает в облаках. Прошло немало лет, прежде чем сыну удалось доказать отцу свою состоятельность. Что-то действительно похожее на полноценный сценарий мальчик написал в семь лет – по сказке «Лиса и журавль». «Подбил» его на это человек, удивительным образом возникший в жизни Николая.
Однажды Коля сидел на улице, собрав вокруг себя нескольких ровесников, и вслух читал «сценарий» сочиненной им же самим сказки. И вдруг у него за спиной остановился взрослый дяденька с авоськой. Он некоторое время наблюдал за происходящим, слушал озвучиваемый мальчиком текст, а потом сказал: «Сценарии так не пишут».
В дальнейшем выяснилось, что человек тот был директором на студии «Молдова-фильм», и звали его Артур Владимирович Загорский. Он объяснил Лебедеву, как правильно излагать сюжеты будущих фильмов, а потом познакомил его с другими специалистами, которые направили паренька в студию кинолюбителей. Свой первый фильм — сказку о Красной Шапочке — Лебедев снял в десятилетнем возрасте на кинокамеру, которую его отец попросил у знакомого. Свое произведение школьник посвятил Яне Поплавской. Осознав, что увлечение сына киноискусством вовсе не прихоть, родители подарили ему восьмимиллиметровую камеру.
В школе Лебедев был чужаком, эдаким инопланетянином. «Своим» он стал лишь к девятому классу, когда начал снимать кино, набирая актеров среди одноклассников. Тогда он вдруг почувствовал невероятное уважение с их стороны, увидел, что окружающие посмотрели на него совершенно иными глазами. Ведь теперь он был властителем всего в «волшебном киномире местечкового формата». К тому же, на съемках он словно становился совершенно иным человеком.
В 16 лет Николай попытался поступить во ВГИК, но она обернулась неудачей. По настоянию родителей он начал осваивать журналистскую профессию в одном из вузов Кишинёва, на какое-то время смирившись с тем, что стать режиссером ему, видимо, не судьба. Во время учебы он работал в редакции газеты и на телевидении — писал тексты, снимал сюжеты и даже вёл передачи. Материалы молодого автора, в том числе и о кино, непременно отмечали. Кто-то из начальства даже предложил отправить его учиться во ВГИК на факультет киноведения от Молдавской республики, но в конце концов идея разбилась о «неподходящую национальность» Лебедева.
Впрочем, после этого он отправил свои работы во ВГИК самостоятельно и в результате поступил. Журфак при этом он не бросил окончательно – перевёлся на третий курс в МГУ.
Однажды однокурсница по ВГИКу привела его на творческое объединение «Дебют». Там Лебедев познакомился с людьми из киномира, повлиявшими на его дальнейшее творчество. Тайком и от ВГИКа, и от МГУ Николай снял первую свою картину — короткометражку в жанре ужасов «Ночлег. Пятница» (1991). Диплом журналиста он получил в 1991 году, а еще спустя два года стал дипломированным кинорежиссёром.
Режиссёрская карьера
Карьера режиссера складывалась непросто. На дворе стояли девяностые — глухое время для кино. Лебедев один за другим писал сценарии, и хотя спроса на них не было, он не останавливался, потому что иначе не мог.Между тем, приходилось не просто как-то жить, а выживать, «приживаться» в Москве, потому что в Кишинёв уже не было обратного пути из-за разворачивавшихся на родине событий, да и личные обстоятельства заставляли проявлять фантазию.
В середине девяностых он делал сюжеты для программы «Улица Сезам» и работал «литературным рабом»: вместе с другими выпускниками ВГИКа писал отдельные части одной книги. В день приходилось выдавать не менее десяти страниц текста. Хоть платили за такой литературный труд немного, но даже это помогало оплачивать съемное жилье и содержать семью. Как ни странно, такая работа давала ему ощущение рабочего ритма и не позволяла раскиснуть. Под чужими именами выходили написанные в том числе и Николаем детективы, фантастика, женские романы.
А в 1997 году ему наконец удалось снять первую свою полнометражную картину — мистический триллер «Змеиный источник». Как рассказывал сам Лебедев, добиться этого ему помог Валерий Тодоровский, выступивший в качестве продюсера. В триллере снимались известные, либо в дальнейшем набравшие популярность актеры: Екатерина Гусева, Ольга Остроумова, Евгений Миронов, Сергей Маховиков, Дмитрий Марьянов, Екатерина Вуличенко. В том же году Лебедев стал одним из режиссеров кукольно-игрового мини-телесериала «Котовасия».
Спустя еще два года он снял триллер «Поклонник», в котором сыграли такие известные актеры, как Елена Сафонова, Сергей Гармаш, Нина Усатова, Борис Щербаков, Константин Хабенский.
В 2002 году режиссер снял военный фильм «Звезда» с Игорем Петренко в главной роли (Володя Травкин). Картина создавалась по одноименной повести Эммануила Казакевича. Лебедев хотел, чтобы история главного героя пересекалась с историей его дяди, погибшего на войне. Ему казалось, что он и снимал «Звезду» в память о своих близких, пропавших на фронте. Но спустя время понял, что на самом деле это был диалог с его собственным отцом, детство которого пришлось на военные годы, которые сломали судьбу Игоря Николаевича: практически вся его семья погибла, и он всю жизнь пытался найти могилы близких.
Спустя два года после «Звезды» Лебедев представил зрителям триллер «Изгнанник», съемки которого проходили в Петербурге и в Лос-Анжелесе, а в 2006 году он экранизировал фэнтези-роман Марии Семёновой «Волкодав из рода Серых Псов», который, однако, был встречен прохладно. Критики отмечали низкую сюжетную составляющую, однако к визуальной стороне вопросов не было – фильм получился красивым. В 2008 году режиссер вновь обратился к военной тематике, сняв шпионский фильм «Апостол», главные роли в котором исполнили Евгений Миронов и Николай Фоменко.
В 2010 году в прокат вышел шпионский триллер Лебедева «Фонограмма страсти», а в 2012 он снял нашумевшую спортивную драму «Легенда №17», удостоенную шести премий «Золотой орел» и названную лучшим игровым фильмом 2013 года. Фильм рассказывал историю великого советского хоккеиста Валерия Харламова и не только сделал сыгравшего главную роль Данилу Козловского одним из самых узнаваемых российских молодых актеров, но и собрал в прокате почти 900 миллионов рублей, побив рекорд за предыдущие пять лет.
«Легенда №17» и по сей день считается самым успешным фильмом Лебедева. Хотя он мог и не появиться в его фильмографии, ведь поначалу режиссер размышлял – а стоит ли вообще браться за съемки. Его не устраивал сценарий-«жизнеописание», без какого-либо «драйва»:
В 2016 году были завершены съемки «Экипажа». Как признавался Лебедев, он взялся за этот фильм благодаря поддержке Никиты Михалкова и Леонида Верещагина – и с одобрения режиссера Александра Митты, снявшего в 1979 году фильм-катастрофу с тем же названием. К слову, вопреки устоявшемуся мнению, «Экипаж» Лебедева не был ремейком советской картины, которую режиссер очень любит. Главную роль в новом остросюжетном фильме он вновь доверил сыграть Даниле Козловскому.Кино, которое просто последовательно перелистывает страницы биографии, теряет главное — крепкий драматический стержень... Как сказал однажды Спилберг: глядя на историческое лицо в фильме, можно, конечно, размышлять над тем, насколько актер похож на прообраз и правильно ли приклеена борода, – но гораздо интереснее и важнее почувствовать масштаб личности.
Личная жизнь Николая Лебедева
С 1990 года Николай Лебедев счастлив в браке с Ириной Лебедевой. Она – экономист по образованию. Он называет ее лучшим другом и говорит, что многим ей обязан.Лебедев признавался, что в свое время их отношения начинались как краткосрочный роман, от которого оба не ждали серьёзного продолжения. Возможно, именно поэтому их связь оказалась такой прочной. Разумеется, и в семье Лебедевых не обходилось без тяжелых кризисов, но супругам удалось их преодолеть. У Николая сложились хорошие отношения с дочерью Ирины от предыдущего брака — Светланой. Одно время, в 90-е, они даже жили вдвоем в Москве, пока туда не перебралась и мать девочки. Николаю пришлось самому решать множество серьезных проблем, начиная с устройства Светланы в школу, у которой на тот момент даже не было столичной прописки.
Внучку Настю Лебедев и вовсе воспринимал как собственную дочь, потому что она росла у него на руках. Она снялась в двух фильмах Лебедева («Волкодав» и «Легенда №17»), но актрисой не стала – к огромному облегчению режиссёра.
Николай Лебедев сейчас
В марте 2023 года состоялась премьера нового фильма режиссера — «Нюрнберг». Сценарий картины он написал, основываясь на романе Александра Звягинцева «На веки вечные».Подготовка к съемкам начиналась еще в 2019 году. Как объяснял Николай Игоревич, свои поправки в производство внесла пандемия. Первый съемочный день был запланирован на 18 марта 2020 года в Чехии. Но за день до этого там объявили карантин. И даже год спустя, когда появилась возможность все-таки начать процесс, было еще много всевозможных запретов, сильно осложнявших дело. К тому же сам Лебедев заболел ковидом, и график вновь пришлось сдвигать. На главную роль в «Нюрнберг» он пригласил Сергея Кемпо, с которым работал еще в «Экипаже» (тот играл бортпроводника Андрея). Идея сделать главным героем именно этого актера возникла у режиссера еще в момент создания сценария. Также он осуществил свое желание поработать с Любовью Аксеновой, которая стала партнершей Сергея на съемочной площадке.
В 2023 году Николай Лебедев начал работу над новым проектом, находясь в самом начале пути создания будущей картины. Также он продолжил деятельность в качестве президента Гильдии кинорежиссеров России (на этом посту он пребывает с 2021 года).
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49