Биография Льва Прыгунова
Лев Прыгунов – не только популярный и всеми любимый советский и российский актер, но и талантливый поэт и художник, хорошо известный многим ценителям искусства. С молодости он отличался правдолюбием и прямотой, что не приветствовалось советским строем. Но Прыгунов никогда не изменял своим жизненным принципам, чем порой вызывал уважение даже у своих оппонентов.Детство и юношеские годы
Лев родился в Алма-Ате в семье учителей. Мать, Тамара Николаевна, преподавала русский язык и литературу, отец, Георгий Прыгунов, был биологом-орнитологом.Дед по материнской линии служил протоиереем, имел свой приход в селе Красногорское Тюменской области. В 1918 году был зверски замучен красноармейцами, а его многодетная семья вынуждена была спасаться бегством.
Так Тамара Николаевна оказалась в Ташкенте, где познакомилась со своим будущим мужем. Когда к «поповской дочери» зачастили НКВДшники, молодым супругам с маленькой дочерью на руках пришлось сняться с насиженного места и переехать в Алма-Ату. В 1939 у них родился сын Лева.
Только жизнь стала понемногу налаживаться, как началась война, Георгий Прыгунов ушел на фронт. Вернулся в 1946 году целым и невредимым, да еще и привез семилетнему сыну трофейную охотничью двустволку. Мальчик был на седьмом небе от счастья – он ни на шаг не отходил от отца, который научил его не только метко стрелять, но и делать чучела из птиц.
В 1949 году отец погиб – повел школьников в горы и сорвался со скалы. Это событие серьезно подорвало здоровье матери, от переживаний она слегла и много времени проводила в больницах. Старшая сестра Ирина тоже болела туберкулезом и периодически проходила курс лечения в специализированном диспансере. Поэтому десятилетний Лева жил преимущественно у тетки и был предоставлен сам себе.
Папа погиб — разбился в горах, когда мне было десять лет, и умер у меня на руках.Он плохо учился, прогуливал школу и занимался тем, что ему было по-настоящему интересно. Мальчик хорошо рисовал, увлекался орнитологией, часто уходил в лес, где занимался изучением растений и птиц. Неудивительно, что после школы он решил поступать на биологический факультет Алматинского пединститута, чтобы продолжить дело отца. Но проучившись два года, заскучал, стал захаживать на репетиции студенческого театра и сам не заметил, как втянулся в яркую и интересную творческую жизнь.
Юноша открыл для себя классическую музыку, джаз, мировую литературу и шедевры живописи, начал много читать и пробовать писать стихи. Сыграв несколько ролей в любительских спектаклях, ему захотелось реализоваться в актерстве, но необходимых навыков не хватало, а Прыгунов не привык чувствовать себя профаном. Поэтому после второго курса, не сказав и слова, юноша уехал в Ленинград и поступил Институт театра, музыки и кинематографии на курс Татьяны Георгиевны Сойниковой. Учился в одной группе с будущим поэтом-песенником Ильей Резником, с которым они считались лучшей фехтовальной парой на потоке.
Творческий путь
В 1962 году Прыгунов окончил вуз и стал пытаться устроиться в театр. Сначала он по приглашению Олега Ефремова пробовался в «Современник», но не вписался в коллектив. Олег Табаков, один из основателей театра, посоветовал ему обратиться в Центральный детский театр к Эфросу. Параллельно Прыгунову поступило предложение от Андрея Александровича Гончарова из Театра на Малой Бронной, но он выбрал Эфроса и не ошибся.
Анатолий Васильевич очень много дал начинающему актеру, но при этом поднял профессиональную планку так высоко, что после него Прыгунов не сумел сработаться ни с одним из театральных режиссеров. В 1969 году Лев окончательно покинул репертуарный театр и предпочел выходить на сцену только в антрепризах.
Отношения с кино у актера складывались намного успешнее – уже на третьем курсе ЛГИТМиКа он снялся в фильме «Увольнение на берег» (1962), который принес ему первую известность. Прыгунову досталась роль юного матроса Коли Валежникова, его экранного друга Петю сыграл Владимир Высоцкий. В процессе съемок актеры тоже крепко сдружились и позднее не раз пересекались в различных житейских обстоятельствах.
Следующей яркой киноработой Прыгунова стала роль итальянского солдата в совместном советско-итальянском проекте «Они шли на восток» (1964). В ходе съемок своим «антисоветским» поведением и свободолюбивыми высказываниями актер вызвал подозрения у контролирующих органов. К тому же Лев давно был «под подозрением»: слушал джаз, одевался по американской моде, дружил с Бродским и другими диссидентами. После съемок у итальянцев ему «перекрыли кислород» на «Мосфильме» и перестали приглашать на главные роли, не говоря уже о зарубежных проектах.
Исключение сделали лишь для румынского режиссера Мунтяну, который категорическим образом настоял, чтобы Прыгунов снимался в его картине «Тоннель» (1966). Сотрудничество было полезно для Союза, так как в Румынии появился новый лидер – Чаушеску, необходимо было наладить культурные связи. По приезду за него пытался замолвить словечко на «Мосфильме» Сергей Герасимов, но даже у мэтра ничего не вышло.
Этот фильм на долгие годы стал визитной карточкой Прыгунова и окончательно закрепил за ним амплуа мужественного самоотверженного героя, готового ради правды и справедливости пожертвовать собственной жизнью. Правда, как говорил сам актер, с 1986 года картину ни разу не показали на телевидении, испугавшись, что пример героя-революционера окажется слишком заразительным.
Расцвет карьеры Прыгунова пришелся на 70-е годы: за 10 лет на экраны вышло 25 проектов с его участием. Среди них: мелодрама «Безотцовщина» с Еленой Драпеко, детектив «Выстрел в спину», психологическая драма о жизни заключенных «Опасные друзья», криминальная лента «Трактир на Пятницкой». За череду воплощенных им мужественных образов актера наградили негласным титулом «советского Джеймса Бонда».
В 90-е актер несколько отошел от этого светлого образа и стал сниматься в зарубежных фильмах, где играл роли «русских злодеев». Но и в этом он оставался честен перед самим собой - Прыгунов никогда не скрывал, что ненавидит советскую власть, которая принесла столько горя его семье. Славой он тяготился, считал все это мишурой, поэтому больше всего любил сниматься за рубежом: в ГДР, Британии, Канаде. Там его никто не узнавал и не доставал расспросами и восторгами.
В 2000-х Прыгунова можно было часто увидеть в сериалах – как и большинство актеров, он вынужден был браться за любую работу, чтобы прокормить семью. Но, в отличие от большинства своих коллег, Лев Георгиевич относился к этой ситуации философски и в моменты вынужденного простоя искал для себя другие способы самореализации.
Увлекался Прыгунов и живописью. В 1989 году он полетел в Америку, захватив с собою десяток своих картин. Ему удалось продать все полотна за четыре с половиной тысячи долларов, что примерно равнялось зарплате советского актера за тридцать лет работы.
Позже он повторил этот опыт, на три года отправившись с женой Ольгой в Лондон. Мало того, что он продал все привезенные картины, так и написал еще два десятка новых полотен, которые охотно скупили местные галеристы. В 2009 году, к 70-летнему юбилею Прыгунова, в Москве была организована выставка его художественных работ, которая прошла с большим успехом.
Актер всегда был ценителем китайской философии, изучал иностранные языки и писал стихи. Его перу принадлежат поэтические сборники «Стихотворения» и «Сто стихов о неизбежном», а также биографические книги «Сергей Иванович Чудаков и другие» и «По ту сторону камеры».
Личная жизнь Льва Прыгунова
Со своей первой женой Эллой Прыгунов познакомился в баре гостиницы «Националь», где в середине шестидесятых собиралась вся столичная богема. Девушка работала при МИДе, и когда влюбленные собрались пожениться, руководство поставило ее перед сложным выбором – муж-антисоветчик или престижная работа. Элла осталась со Львом, а так как была ценным работником, сохранила и свою должность.
В 1969 году у супругов родился малыш Роман. Несмотря на бешеную популярность и толпы поклонниц, Прыгунов был практически образцовым семьянином и обожал жену и сына. Он делал все, чтобы его семья ни в чем не нуждалась, и готов был положить весь мир к их ногам. Но через восемь лет прекрасной сказке пришел конец.
Элла погибла в автомобильной катастрофе в Риге – пьяный водитель врезался в автомобиль, в котором сидела женщина. Актер остался один с маленьким сыном на руках. Поначалу заботиться о ребенке помогала бабушка, затем Лев Георгиевич определил Романа в престижный интернат для детей артистов и чиновников. «В то время у меня не было другого выхода», – позже оправдывался актер. Он скучал по сыну и забирал его домой каждые выходные.
В 1977 году на съемках фильма Павла Чухрая «Ты иногда вспоминай» Прыгунов познакомился с помощницей режиссера Ольгой. Актер в то время увлекся китайской философией и решил, что на эту девушку ему настойчиво указывает внутренний голос. Между ними завязались близкие отношения, которые в скором времени переросли в настоящее сильное чувство. Ольге удалось моментально найти общий язык с Романом, мальчика забрали из интерната, и Прыгунов снова обрел крепкую любящую семью.
С тех пор актер не устает благодарить судьбу за встречу с этой потрясающей женщиной. Роман окончил режиссерские курсы, начинал со съемок рекламы и видеоклипов, а сейчас считается одним из самых талантливых и перспективных отечественных режиссеров. Например, он снял две части «Духless» по роману Сергея Минаева и сериал «Магомаев».
У него подрастает внебрачная дочь Александра, которую родила модель и актриса Анна Александрова. Девушка снималась в «Духless» и «Мертвом озере» и всеми силами старалась стать музой Романа Прыгунова. Но этим планам не суждено было сбыться, и режиссер по-прежнему остается одним из самых завидных женихов Москвы.
Внебрачный сын не так давно обнаружился и у самого Льва Георгиевича. За два года до знакомства с Ольгой у актера был бурный роман с некой учительницей музыки, которая забеременела и родила сына Филиппа. Через пять лет женщина вышла замуж и дала сыну фамилию отчима – Парфенов. Повзрослев, юноша, как и отец, окончил биофак МГУ, но неожиданно решил стать священником. Прыгунов не отрицает, что Филипп его незаконнорожденный сын – все это время он знал о его существовании и оказывал его матери посильную материальную помощь.
Лев Прыгунов сейчас
К своему 80-летнему юбилею, который пришелся на 2019 год, актер подошел с солидной фильмографией, насчитывающей более сотни ярких разноплановых ролей. В последнее время Прыгунов часто снимается в картинах своего сына Романа, который зарекомендовал себя как талантливый яркий режиссер.
Так, Льва Георгиевича можно увидеть во второй части психологической драмы «Духless» (2015), а также в детективном триллере «Мертвое озеро» (2019), где он предстал перед зрителями в образе сибирского шамана. Весной 2020 состоялась премьера мистического детектива «Пуля Дурова», в котором актер исполнил одну из ключевых ролей.
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter