Биография Кира Булычева
Имя Кира Булычева знакомо каждому любителю отечественной фантастики. Многие знают его в первую очередь как автора серий книг «Алиса», «Великий гусляр», «Доктор Павлыш», хотя его творчество было куда разнообразнее. Его произведения отличались сочетанием научной фантастики с юмором и глубоким пониманием человеческой психологии. Вместе с тем, Булычев оставил о себе память и как востоковед, и как переводчик, и как историк, и даже фалерист.
Детство и юность
Игорь Можейко, а именно так звучит настоящее имя фантаста, появился на свет в Москве 18 октября 1934 года.В детстве он думал, что рос в самой обычной семье и что его родители, как и все советские граждане, начинали трудовой путь с рабочих специальностей и выбились в люди, получив высшее образование.
И действительно, отец будущего литератора Всеволод Можейко в свое время семнадцатилетним пареньком приехал в Петроград, устроился слесарем, потом окончил юрфак, со временем он дорос до ученой степени доктора юридических наук.
Мама, Мария Булычева, во времена НЭПа зарабатывала спарринг-партнёрством на теннисных кортах, работала на карандашной фабрики Хаммера (где и познакомилась с будущим мужем, за которого вышла замуж в 1925 году), затем была шофёром, получила высшее образование в автодорожном институте и после рождения сына работала в Институте экспериментальной химии.
Много позже Игорь узнал, что родители скрывали свое прошлое – уж слишком сильно оно не соответствовало советским «стандартам». Его отец происходил из обедневших белорусско-литовских дворян, но в 15 лет ушёл из дома и скрыл происхождение при поступлении на рабфак. Отец мамы был белым офицером, и сама она в свое время училась в Смольном институте благородных девиц.
Происхождение не помешало Всеволоду Можейко построить впечатляющую юридическую карьеру. В конце 30-х он указом Маленкова был назначен Главным арбитром СССР. Семья переехала из комнатки в Банковском переулке в трёхкомнатную квартиру на Сивцевом Вражке. После повышения характер отца стремительно изменился, он стал эдаким «светским львом» и в конце концов, когда Игорю было пять, оставил семью ради актрисы.
Отчимом будущего писателя стал видный ученый-химик Яков Бокиник. В новом браке мамы у мальчика появилась сестра Наталья. Но личному частью Марии помешала война – её второй муж ушёл добровольцем в первый же день, прошёл всю войну и погиб на фронте за два дня до окончания Великой Отечественной войны. Сам мальчик с мамой и сестрой провёл военные годы в татарстанском Чистополе.
Война закончилась, семья вернулась в квартиру на Сивцевом Вражке. И Игорь и его сестра были душой компании, у них было множество друзей, которых всегда были рады видеть в доме. Друг детства писателя вспоминал:
Замуж Мария больше не выходила, но у неё было много друзей мужского пола, которые часто заходили к ним в гости. А так как были они преимущественно учёными и людьми неординарного склада ума, перед глазами у юного Игоря было много положительных примеров.Почти всегда, в любое время любого дня, с предупреждением или без, один или с компанией, туда мог войти любой знакомый Игоря или Наташки. Новый знакомый входил – и становился вхож. Если, конечно, Мария Михайловна не находила противопоказаний. В подавляющем большинстве случаев она их не находила. Наоборот! Посреди чуть ли не ежедневной толчеи она, придя с работы, находила уголок и расставляла шахматы, потом выбирала себе партнера, с коварным выражением лица манила его… И не отыграть положение было даже неприлично.
Подростком Игорь начал писать стихи и увлекся живописью. Интерес к искусству появился, когда в 14 лет он попал в больницу. Именно там юноша начал эксперименты с поэтическим словом, что через два года привело его к созданию рукописного альманаха, наполнением которого он занимался с друзьями. Игорь писал эпиграммы, пародии на популярные эстрадные песни и даже поэмы в духе известных произведений вроде «Руслана и Людмилы».
В больнице он также попросил маму принести ему цветные карандаши и бумагу – и зарисовывал всё, что видел вокруг. Почувствовав вкус к живописи, юноша поступил в художественную школу. Учителя отмечали его прекрасные способности, однако в школе Игорь проучился всего год: из-за проблем со здоровьем он поехал в санаторий в сентябре и пропустил первый месяц занятий. После столь длительного отсутствия возвращаться было неловко.
Образование и научная карьера
После окончания школы Можейко поступил в институт иностранных языков имени Мориса Тореза, диплом которого получил в 1957. В студенчестве выпускал литературный альманах «Наше творчество», а также увлёкся переводами зарубежной фантастики на русский язык.Затем два года в качестве переводчика он проработал в Бирме, вернулся в родной город и стал аспирантом Института востоковедения. Молодой ученый сотрудничал с популярными журналами «Азия и Африка сегодня» и «Вокруг света».
В 1963 года окончивший к тому времени аспирантуру Игорь Можейко стал сотрудником Института востоковедения. В научном сообществе он известен своими работами по истории Юго-Восточной Азии. Специализировался на изучении истории Бирмы. В 1965 защитил кандидатскую на тему «Паганское государство (XI – XIII века)», в 1981 году – докторскую («Буддийская сангха и государство в Бирме»).
Также писал научно-популярные произведения, например, очерки по истории пиратства в Индийском океане и – самые популярные его научно-популярные работы – «1185 год» (историческая панорама Азии и Европы) и «7 и 37 чудес света» (книга о выдающихся памятниках архитектуры и искусства).
Переводы
В литературу Игорь вошел отчасти благодаря переводам. Еще в студенческие годы с однокурсником он решил перевести «Алису в стране чудес». Молодые люди пришли в издательство, но поскольку у студентов не было опыта, им отказали.Тогда ребята занялись переводом рассказа Артура Кларка «Пацифист». Итог их работы появился на страницах журнала «Знание-сила». Спустя годы Булычев увидел за рубежом книгу на китайском языке со знакомой ему иллюстрацией из того журнала. Правда, теперь это был перевод русскоязычного произведения, а в качестве одного из авторов рассказа был указан Игорь Можейко.
В дальнейшем писатель переводил произведения Айзека Азимова, Грэма Грина, Фредерика Пола и многих других зарубежных писателей.
Псевдоним и первые книги
Имя Кир Булычев, как и многие имена своих литературных героев, Игорь Можейко «заимствовал» у родственников. Изначально под его фантастическими произведениями появлялась подпись Кирилл Булычев. Имя автор взял у своей жены Киры, на которой женился в 1957 году. Фамилию Булычев – у матери.Долгие годы Булычев тщательно скрывал свою принадлежность к собственным книгам фантастического содержания. Посвятить себя целиком и полностью литературной деятельности он не мог, поскольку не состоял в Союзе писателей. В советское время такого «свободного художника» запросто зачислили бы в тунеядцы. Поэтому у него были все резоны опасаться вылететь с работы, если там узнают, что серьезный ученый пишет беллетристику.
Рассекретили Игоря Всеволодовича только в начале восьмидесятых, когда он получил госпремию за сценарии к анимационному и художественному фильмам про Алису Селезнёву....Я в то время начал работать в Институте востоковедения и очень живо представил себе, что будет. Прочтут рассказ в институте — и выяснится, что младший научный сотрудник, который сбежал из колхоза, прогулял овощебазу, не явился на профсоюзное собрание и отнесся не по-товарищески к известной красавице Ивановой, еще и пишет фантастику! Гнать такого Можейку из института! В общем, я испугался.
Между тем, его писательский путь начался в начале 60-х с рассказа в журнале «Искатель» (это было приложение к журналу «Вокруг света», в который он писал очерки о Бирме). В редакции случился форс-мажор. Обложка очередного номера «Искателя» уже была напечатана. А рассказ, иллюстрацию к которому разместили на ней, сняли с публикации. Участникам редколлегии предложили быстро написать другой, подходящий под картинку.
Предполагалось, что среди представленных работ останется лишь выбрать лучшую, но... никто из членов творческого коллектива, кроме Можейко, ничего не написал. Так его рассказ без конкурса попал на страницы журнала. Ученый не знал тогда, что псевдоним Кир Булычев затмит его настоящее имя.
Литературные циклы Кира Булычева
Больше всего автор запомнился по своему литературному циклу о приключениях Алисы Селезневой. Сначала он хотел назвать свою героиню Алёнкой, но вскоре пришел к выводу, что при упоминании этого имени всем на ум будет приходить шоколад. Имя он одолжил у собственной дочери, а фамилию – у тёщи, которая до замужества была Селезневой.При этом характер его книжной Алисы ничего общего с характером дочери не имел. Бойкая литературная героиня по нраву была полной противоположностью его тихой наследницы. Как вспоминала жена Булычева Кира Сошинская, персонажу он придал именно те качества, которые ему хотелось видеть в родном ребенке.
Первый сборник рассказов про Алису под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидел свет в 1965 году, а последнюю повесть «Алиса и Алисия» Булычев закончил незадолго до своей смерти. Писатель не раз признавался, что уже устал придумывать истории про эту героиню, но читатели постоянно требовали продолжения, как когда-то от Конан Дойля требовали все новых рассказов про Шерлока Холмса.
Другой известный цикл – книги про Кору Орват, агента интергалактической полиции. Это была попытка автора сделать эдакий вариант повзрослевшей Алисы и поместить ее в мир фантастического детектива. Однажды он даже свел Кору с Алисой. В нескольких произведениях они вместе вели дело. Впрочем, со временем Булычев пришел к мысли, что Кора Орват – не самый удачный из придуманных им персонажей…
Героем другого, более серьёзного цикла произведений писателя стал доктор Владислав Павлыш. Так звали реального корабельного врача, на одном судне с которым Булычев в качестве корреспондента журнала «Вокруг света» совершил путешествие по Северному морскому пути. Книжный Павлыш, в отличие от настоящего, был врачом не морского, а космического корабля, и путешествовал по планетам.
Около сотни рассказов и семь повестей включал в себя цикл «Великий Гусляр». Главные герои цикла - обычные жители города, прототипом которого стал Великий Устюг: строитель Корнелий Иванович, пенсионер Николай Ложкин, учёный Лев Минц, журналист Миша Стендаль... С ними постоянно происходят необычные истории: то инопланетяне прилетят, то машина времени появится, то какое-нибудь чудесное изобретение попадет в город.
Еще одной литературной серией, которую Булычев считал наиболее серьезной и важной в своем творчестве, стала «Река Хронос». В произведениях из этого цикла – шести романах и четырёх повестях – автор пытался найти ответ на вопросы, что могло бы быть, если бы история пошла по другому пути развития.
Кинематограф
С киномиром Кир Булычев был связан с шестидесятых годов. Еще в 1965 году он появился на экране в спортивном фильме «Хоккеисты» в образе скульптора, в восьмидесятые снялся в одной из частей киноальманаха «В поисках выхода», сыграв члена комиссии Павла Петровича. Кроме того он бы «гостем телепередачи» в прологе фильма-спектакля «Этот фантастический мир. Выпуск 14».С начала восьмидесятых Булычев работал над киносценариями. Он стал автором получившего большую популярность фильма «Через тернии к звездам», вышедшего на экраны в 1981 году, а также полюбившегося всем советским детям мультфильма «Тайна третьей планеты».
За эти работы сценарист в дальнейшем и получил государственную премию, после которой всем стало известно, что за псевдонимом Кир Булычев скрывается историк-востоковед Игорь Можейко.
Вместе с Георгием Данелия и Александром Володиным Булычев работал над сценарием притчи «Слезы капали», главную роль в которой сыграл Евгений Леонов.
Приложил он руку и к нашумевшему фильму «Гостья из будущего». Над литературным изложением этой картины писатель работал вместе с режиссёром Павлом Арсеновым. В основу сценария легла книга Булычева «Сто лет тому вперед».
Позже по своей книге «Марсианское зелье» в соавторстве с Александром Майоровым писатель создал сценарий картины «Шанс».
По одноименной повести он также подготовил литературную основу для мультфильма 1985 года «Два билета в Индию».
В конце 80-х на экраны вышел детский фильм «Остров ржавого генерала», сценарий которого Кир Булычев создал по своей повести «Ржавый фельдмаршал». Многим запомнился и мультфильм «Перевал» по одноименному произведению писателя, вышедший в 1988. В то же время на экраны вышло еще два фильма по его сценариям — «Узники Ямагири-Мару» и «Поляна сказок».
В 1989 году зрители увидели научно-фантастическую картину «Похищение чародея», снятую по одноименной повести Булычева. Над сценарием этого фильма писатель работал вместе с Виктором Кобзевым.
Годом позже на экраны вышел фильм «Подземелье ведьм» с Сергеем Жигуновым, Мариной Левтовой и Николаем Караченцовым. Сценарий картины был подготовлен писателем по его одноименному произведению.
В последний раз имя Булычева появлялось в списке сценаристов уже спустя два десятка лет после его смерти. Его рассказы были использованы при создании фильма-альманаха «Хронос», вышедшего на экраны в 2022 году.
Фалерист
Еще в молодые годы Можейко увлекся фалеристикой — наукой по изучению наград. В советские годы такого рода увлечения не поощрялись. Более того, в начале семидесятых Игоря Всеволодовича едва не отдали под суд по сфабрикованному «делу нумизматов».Поскольку ордена и медали изготавливались из драгоценных металлов, в КГБ решили привлечь Можейко, коллекционировавшего такие вещи, к ответственности как валютного махинатора. Впрочем, до суда не дошло. А уже к концу перестройки Булычев стал признанным ученым-фалеристом. Он писал книги по фалеристике, выходившие под псевдонимом И. В. Всеволодов.
В 1991 году году его включили в комиссию по госнаградам, а позднее он вошел в состав Геральдического совета при Президенте РФ. Можейко также создал классификацию должностных знаков — официальных атрибутов госслужащих Российской империи.
Личная жизнь Кира Булычева
Женой Игоря Можейко стала Кира Сошинская, впоследствии художница, книжный иллюстратор и писатель-фантаст. Но на момент их знакомства в марте 1956 – студентка Архитектурного института.Будущий писатель увидел её на вечеринке, которую устраивал его знакомый их архитектурного. С первого взгляда на эту девушку в платье с огромными карманами он подумал: «Женюсь на ней».
Как потом вспоминала Кира, она не хотела идти на мероприятие, но всё же пошла, быстро заскучала и хотела было уходить, когда заметила у окна молодого человека. И тоже почему-то подумала: «Я выйду за него замуж».
В январе 1957 года они сыграли свадьбу. Кира была верной соратницей писателя, в том числе проиллюстрировала большинство его книг.
В 1960 году у пары родилась дочь Алиса. Кира вспоминала:
Повзрослев, наследница писателя связала профессиональную деятельность с архитектурой....Игорь не был хорошим отцом в общепринятом смысле этих слов. Он вообще не любил выражать свои чувства активно, в этом смысле он был очень сдержанным человеком. Но Игорь не просто любил Алису – он ее тихо обожал. Иногда я незаметно для него обращала внимание на то, какими глазами он на нее смотрел, когда она этого не видела.
Смерть
Писатель ушел из жизни в Москве 5 сентября 2003 года. Он скончался от онкологического заболевания, с которым он боролся долгие годы. Ему было 68 лет.Кир Булычев – Игорь Можейко похоронен на Миусском кладбище Москвы.
После его смерти журналом «Если», в творческий совет которого многие годы входил писатель, была учреждена мемориальная премия имени Кира Булычева.