Биография Гаса Ван Сента
Гас Ван Сент – знаменитый американский режиссер, обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, еще в начале своего творчества сумевший снискать признание как среди любителей независимого кино, так и у более широкой аудитории. Самый известный фильм его авторства – это «Умница Уилл Хантинг», однако больше его стиль, скорее, характеризуют такие картины как «Мой личный штат Айдахо», «Аптечный ковбой», «Параноид-парк» и другие.
Герои Ван Сента, как правило, – это в том или ином плане изгои и аутсайдеры. Но они не неудачники в классическом понимании, а люди, решившие и решившиеся переступить черту, отвернуться от чуждого им общества с его правилами и стремлением подавить и ограничить свободную и «иную» личность. «Другие» – наверное, это определение подходит к «чудакам» Ван Сента больше всего. Это совсем не значит, что сам режиссер всегда на их стороне – делать выводы он предлагает в первую очередь зрителю.
Гас Ван Сент и сам Другой, и в какой-то степени изгой тоже, но в мире кино – он как никто свой, потому что, несмотря ни на что, он смог сохранить себя и выразить с помощью особого киноязыка близкие и понятные ему эмоции и душевные состояния. Какова же история жизни и творчества этого отшельника, для которого независимость – не поза, а модус жизни?
Детство и юношеские годы
Будущий режиссер родился в семье голландских эмигрантов Бэтти и Гаса Грина Ван Сент в Луисвилле штата Кентукки. Его отец был успешным коммивояжером, поэтому по роду деятельности ему приходилось много разъезжать по стране. Мальчик с детства привык к постоянным переездам, а также частому отсутствию отца, которого ему очень не хватало. Их семья была довольно зажиточной, поэтому недостаток внимания к детям родители старались компенсировать материальными благами.
Видя склонность сына к рисованию, они определили его в лучшую художественную школу в Рой-Айленде, где юный Гас изучал основы изобразительного искусства и графического дизайна. Там он увлекся любительской киносъемкой, а родители тут же приобрели ему 8-ми миллиметровую камеру, которая являлась достаточно большой редкостью по тем временам. В подростковом возрасте юноша вместе с одноклассниками увлекся сочинением музыки, а в начале 80-х, уже обосновавшись в Портленде, организовал собственную группу Destroy All Blondes.
Начало творческого пути
Впоследствии он объездил немало городов и попробовал себя в разных сферах – работал звукорежиссером, снимал музыкальные клипы и рекламные ролики, но со временем все больше склонялся к кинематографу, лелея мечту снять настоящий полнометражный фильм. Скопив необходимую сумму (25 тысяч долларов), в 1985 году Гас наконец-то смог реализовать свою задумку и презентовал дебютную картину «Дурная ночь». Лента привлекла внимание зрителей и кинокритиков смелой тематикой и оригинальными режиссерскими находками и была названа лучшей независимой картиной года.
За основу сюжета была взята история мелкого американского буржуа, которого охватила неудержимая и безответная любовная страсть к молоденькому нелегалу-мексиканцу. Ван Сент очень искренне и открыто обрисовал весь драматизм сложившейся ситуации, которая усугублялась расовыми предрассудками и неприятием обществом открытого проявления «запретной» любви.
Фильм получился в какой-то степени автобиографичным (режиссер сам был открытым геем и никогда не скрывал этого) и чрезвычайно смелым для середины восьмидесятых, ознаменовавшихся самым разгаром истерии по поводу эпидемии СПИДа. Дебютная картина не осталась незамеченной, и о Ван Сенте заговорили как о новом явлении в американском кинематографе.
Золотая коллекция кино
Следующую ленту режиссера, «Аптечный ковбой», ждал поистине настоящий успех. История о четырех наркоманах, промышляющих грабежом аптек с целью добыть себе дозу, пришлась по вкусу искушенным американским зрителям. Картина была показана на Берлинале и стала звездным часом актера Мэтта Диллона. В отличие от предыдущей, ее бюджет составил уже шесть миллионов долларов, что автоматически перевело Ван Сента из любителей в категорию режиссеров, способных снимать успешное коммерческое кино. Но Гас и тут нарушил все существующие стереотипы, и, отказавшись от дорогостоящих проектов, снова снял малобюджетный фильм. Но зато какой!
В 1991 году он представил на фестивале в Венеции «Мой личный штат Айдахо», который многие до сих пор считают главным достижением в его творческой карьере. В ленте присутствуют отсылки к шекспировскому «Генриху IV», адаптированному на современный лад. В центре повествования – два приятеля-гея, путешествующих по Америке в вечном поиске себя и смысла жизни и подрабатывающих тем временем проституцией.
После успеха «Моего личного штата» за Ван Сентом прочно закрепилось звание первооткрывателя высококлассных актеров. С его помощью весь мир узнал о Николь Кидман, которая сыграла главную роль в драме «Умереть во имя», получив за эту работу свой первый «Золотой глобус». Кроме нее, в картине блистали Мэтт Диллон, Кейси Аффлек и младший брат Феникса Хоакин, а режиссер впервые получил со своего творения внушительные финансовые дивиденды.
«Об изоляции»
Воодушевленный успехом «Умницы», Ван Сент замахнулся на киноклассику и задумал сделать ремейк «Психо» Хичкока. Но критики беспощадно раскритиковали картину, да и зрители признали ее откровенно слабой. Не произвел особого впечатления и «Найти Форрестера», вышедший на экраны в 2000-м. Сделав небольшую паузу и вдохновившись за это время творениями венгерского режиссера Белы Тара, Ван Сент один за одним снял три фильма, которые киноведы условно объединили в трилогию «Об изоляции». Тема одиночества и изоляции от общества всегда интересовала режиссера, ведь по его собственному признанию, он сам в двенадцать лет отгородился от внешнего мира, и с тех пор его взгляды на жизнь практически не изменились. Конечно, это связано не только с его нетрадиционной ориентацией, но и в целом с внутренним ощущением мира.
Так, первая картина условной трилогии, «Джерри» (2002) – это история о том, как два парня (в исполнении Кейси Аффлека и Мэтта Дэймона), заблудившись в пустыне, медленно погибают от изнурительной жары и жажды, попав таким образом в физическую изоляцию. Фильм снят так, что к его финалу зритель впадает в некую прострацию и даже может достичь состояния транса. Перед началом съемок Ван Сент уничтожил все экземпляры сценария, поэтому все диалоги в картине – чистая импровизация.
Байопик «Последние дни» (2005) режиссер посвятил Курту Кобейну, которого знал лично. Потрясенный его трагической смертью, он задумал рассказать о последних днях жизни культового музыканта. С помощью киноязыка Ван Сент постарался передать душевное состояние Кобейна перед смертью, которое также стало для того следствием внутренней изоляции.
Режиссер и сам столкнулся с негативными последствиями мировой славы и бешеной популярности, из-за чего предпочел осесть в тихом уединенном Портмунде, а не прожигать жизнь в пафосном и циничном Лос-Анджелесе или суетливом Нью-Йорке. Главную роль мастерски исполнил Майкл Питт, который перед съемками не только изнурил себя голодовкой и бессонницей, но и сам написал и исполнил две музыкальные композиции, вошедшие в фильм.
Не сворачивая со своего пути
В 2007 году на экраны вышел «Параноид-парк», в котором Ван Сент продолжил тему одиночества и изоляции, поднятую в предыдущих фильмах. На примере драмы конкретного подростка режиссер продемонстрировал, как обычные мелкие неприятности могут привести к настоящей трагедии, если в жизни человека отсутствуют поддержка и понимание окружающих.
В 2011-м Ван Сент привез на Каннский фестиваль драму «Не сдавайся», повествующую об отношениях парня и девушки, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Картина, в которой главные роли исполнили Миа Васиковска и Генри Хоппер, не оправдала надежд создателей и провалилась в прокате.
Личная жизнь Гаса Ван Сента
Классик американского кино, снискавший лавры успеха и финансовое благополучие, уже много лет живет в провинциальном Портленде и весьма доволен такой жизнью. По вечерам он наигрывает на гитаре незатейливые мелодии или проводит время с друзьями в кафе.
Режиссер не скрывает своей нетрадиционной ориентации, но и не делает из нее фетиша, в отличие от многих своих современников.
Гас Ван Сент сейчас
В 2018 году на Берлинале была представлена новая работа режиссера «Не волнуйся, он далеко не уйдет». В картине описывается реальная история алкоголика (его сыграл Хоакин Феникс), которого парализовало после автомобильной аварии. Тяжелая длительная реабилитация помогла ему не только снова встать на ноги, но и полностью пересмотреть свою прошлую жизнь.Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter