Гас Ван Сент

Имя: Гас Ван Сент (Gus Van Sant)

Кто такой: ,

День рождения: (71 год)

Место рождения: г. Луисвилль, Кентукки, США

Рост:

Вес: 77 кг

Семейное положение: не женат

Знак Зодиака: (характеристика)

Восточный гороскоп:

Ссылки:

Гас Ван Сент: мнения

Биография Гаса Ван Сента

Гас Ван Сент – знаменитый американский режиссер, обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, еще в начале своего творчества сумевший снискать признание как среди любителей независимого кино, так и у более широкой аудитории. Самый известный фильм его авторства – это «Умница Уилл Хантинг», однако больше его стиль, скорее, характеризуют такие картины как «Мой личный штат Айдахо», «Аптечный ковбой», «Параноид-парк» и другие.
На фото: Гас Ван Сент (Gus Van Sant)
На фото: Гас Ван Сент (Gus Van Sant)
Герои Ван Сента, как правило, – это в том или ином плане изгои и аутсайдеры. Но они не неудачники в классическом понимании, а люди, решившие и решившиеся переступить черту, отвернуться от чуждого им общества с его правилами и стремлением подавить и ограничить свободную и «иную» личность. «Другие» – наверное, это определение подходит к «чудакам» Ван Сента больше всего. Это совсем не значит, что сам режиссер всегда на их стороне – делать выводы он предлагает в первую очередь зрителю.

Гас Ван Сент и сам Другой, и в какой-то степени изгой тоже, но в мире кино – он как никто свой, потому что, несмотря ни на что, он смог сохранить себя и выразить с помощью особого киноязыка близкие и понятные ему эмоции и душевные состояния. Какова же история жизни и творчества этого отшельника, для которого независимость – не поза, а модус жизни?

Детство и юношеские годы

Будущий режиссер родился в семье голландских эмигрантов Бэтти и Гаса Грина Ван Сент в Луисвилле штата Кентукки. Его отец был успешным коммивояжером, поэтому по роду деятельности ему приходилось много разъезжать по стране. Мальчик с детства привык к постоянным переездам, а также частому отсутствию отца, которого ему очень не хватало. Их семья была довольно зажиточной, поэтому недостаток внимания к детям родители старались компенсировать материальными благами.
Подаренная родителями кинокамера стала спутником Гаса Ван Сента по жизни
Подаренная родителями кинокамера стала спутником Гаса Ван Сента по жизни
Видя склонность сына к рисованию, они определили его в лучшую художественную школу в Рой-Айленде, где юный Гас изучал основы изобразительного искусства и графического дизайна. Там он увлекся любительской киносъемкой, а родители тут же приобрели ему 8-ми миллиметровую камеру, которая являлась достаточно большой редкостью по тем временам. В подростковом возрасте юноша вместе с одноклассниками увлекся сочинением музыки, а в начале 80-х, уже обосновавшись в Портленде, организовал собственную группу Destroy All Blondes.

Начало творческого пути

Впоследствии он объездил немало городов и попробовал себя в разных сферах – работал звукорежиссером, снимал музыкальные клипы и рекламные ролики, но со временем все больше склонялся к кинематографу, лелея мечту снять настоящий полнометражный фильм. Скопив необходимую сумму (25 тысяч долларов), в 1985 году Гас наконец-то смог реализовать свою задумку и презентовал дебютную картину «Дурная ночь». Лента привлекла внимание зрителей и кинокритиков смелой тематикой и оригинальными режиссерскими находками и была названа лучшей независимой картиной года.
Помимо кино, еще одним увлечением Гаса Ван Сента стала музыка
Помимо кино, еще одним увлечением Гаса Ван Сента стала музыка
За основу сюжета была взята история мелкого американского буржуа, которого охватила неудержимая и безответная любовная страсть к молоденькому нелегалу-мексиканцу. Ван Сент очень искренне и открыто обрисовал весь драматизм сложившейся ситуации, которая усугублялась расовыми предрассудками и неприятием обществом открытого проявления «запретной» любви.
Дебютной картиной Гаса Ван Сента стала «Дурная ночь» в 1985 году
Дебютной картиной Гаса Ван Сента стала «Дурная ночь» в 1985 году
Фильм получился в какой-то степени автобиографичным (режиссер сам был открытым геем и никогда не скрывал этого) и чрезвычайно смелым для середины восьмидесятых, ознаменовавшихся самым разгаром истерии по поводу эпидемии СПИДа. Дебютная картина не осталась незамеченной, и о Ван Сенте заговорили как о новом явлении в американском кинематографе.

Золотая коллекция кино

Следующую ленту режиссера, «Аптечный ковбой», ждал поистине настоящий успех. История о четырех наркоманах, промышляющих грабежом аптек с целью добыть себе дозу, пришлась по вкусу искушенным американским зрителям. Картина была показана на Берлинале и стала звездным часом актера Мэтта Диллона. В отличие от предыдущей, ее бюджет составил уже шесть миллионов долларов, что автоматически перевело Ван Сента из любителей в категорию режиссеров, способных снимать успешное коммерческое кино. Но Гас и тут нарушил все существующие стереотипы, и, отказавшись от дорогостоящих проектов, снова снял малобюджетный фильм. Но зато какой!
Ривер Феникс, Гас Ван Сент и Киану Ривз во время съемок фильма «Мой личный штат Айдахо»
Ривер Феникс, Гас Ван Сент и Киану Ривз во время съемок фильма «Мой личный штат Айдахо»
В 1991 году он представил на фестивале в Венеции «Мой личный штат Айдахо», который многие до сих пор считают главным достижением в его творческой карьере. В ленте присутствуют отсылки к шекспировскому «Генриху IV», адаптированному на современный лад. В центре повествования – два приятеля-гея, путешествующих по Америке в вечном поиске себя и смысла жизни и подрабатывающих тем временем проституцией.
Трейлер фильма Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо»
Режиссер пригласил на главные роли кумиров тинейджеров начала девяностых Киану Ривза и Ривера Феникса. Несмотря на то, что гомосексуальные образы могли навредить их репутации, актеры без колебаний согласились принять участие в съемках и настолько блестяще справились с поставленной задачей, что тут же были признаны звездами первого эшелона. Особенно Ван Сента поразил Феникс, который буквально перевоплотился в своего персонажа. За эту роль Ривер получил престижную награду Венецианского фестиваля. К сожалению, им больше не довелось поработать вместе: спустя два года актер погиб от передозировки наркотиков, унеся с собой в могилу мечту режиссера снять его в роли культового Энди Уорхола.
Гас Ван Сент и Николь Кидман на съёмках картины «Умереть во имя»
Гас Ван Сент и Николь Кидман на съёмках картины «Умереть во имя»
После успеха «Моего личного штата» за Ван Сентом прочно закрепилось звание первооткрывателя высококлассных актеров. С его помощью весь мир узнал о Николь Кидман, которая сыграла главную роль в драме «Умереть во имя», получив за эту работу свой первый «Золотой глобус». Кроме нее, в картине блистали Мэтт Диллон, Кейси Аффлек и младший брат Феникса Хоакин, а режиссер впервые получил со своего творения внушительные финансовые дивиденды.
Трейлер фильма Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг»
В 1997 году на экраны вышла лента, хорошо известная на всем постсоветском пространстве – «Умница Уилл Хантинг». Сценарий написали два друга, молодые начинающие актеры Мэтт Дэймон и Бен Аффлек, которые принесли текст режиссеру с условием, что сами исполнят в фильме главные роли. И хотя получившаяся картина не совсем соответствовала привычному стилю Ван Сента, она тут же покорила сердца зрителей на всех континентах, принеся своему создателю невероятный коммерческий успех и мировую славу. Аффлек и Дэймон проснулись знаменитыми, и даже титулованный Робин Уильямс получил за роль второго плана свой первый и единственный «Оскар». Нет смысла пересказывать сюжет картины, ее все видели, а кто пропустил – обязательно посмотрите!

«Об изоляции»

Воодушевленный успехом «Умницы», Ван Сент замахнулся на киноклассику и задумал сделать ремейк «Психо» Хичкока. Но критики беспощадно раскритиковали картину, да и зрители признали ее откровенно слабой. Не произвел особого впечатления и «Найти Форрестера», вышедший на экраны в 2000-м. Сделав небольшую паузу и вдохновившись за это время творениями венгерского режиссера Белы Тара, Ван Сент один за одним снял три фильма, которые киноведы условно объединили в трилогию «Об изоляции». Тема одиночества и изоляции от общества всегда интересовала режиссера, ведь по его собственному признанию, он сам в двенадцать лет отгородился от внешнего мира, и с тех пор его взгляды на жизнь практически не изменились. Конечно, это связано не только с его нетрадиционной ориентацией, но и в целом с внутренним ощущением мира.
Гас Ван Сент, Кейси Аффлек и кинооператор Харрис Савидис на премьере картины «Джерри»
Гас Ван Сент, Кейси Аффлек и кинооператор Харрис Савидис на премьере картины «Джерри»
Так, первая картина условной трилогии, «Джерри» (2002) – это история о том, как два парня (в исполнении Кейси Аффлека и Мэтта Дэймона), заблудившись в пустыне, медленно погибают от изнурительной жары и жажды, попав таким образом в физическую изоляцию. Фильм снят так, что к его финалу зритель впадает в некую прострацию и даже может достичь состояния транса. Перед началом съемок Ван Сент уничтожил все экземпляры сценария, поэтому все диалоги в картине – чистая импровизация.
Трейлер фильма Гаса Ван Сента «Слон»
«Слон» (2003) снят намного динамичней, чем предыдущая картина, но так же, как и «Джерри», повествует об изоляции – на этот раз социальной. В основу сюжета легли печально известные реальные события, произошедшие в американской школе «Колумбайн» в 1999 году. Двое учеников, заряженных ненавистью к окружающему миру, приобрели оружие и расстреляли своих учителей, одноклассников и просто попавших под руку школьников. Примечательно, что в съемках были задействованы обычные школьники из Портленда, которые во время съемок часто сами придумывали себе диалоги. Фильм получил главный приз Каннского фестиваля, неожиданно опередив безусловного фаворита – «Догвилль» Ларса фон Триера.

Байопик «Последние дни» (2005) режиссер посвятил Курту Кобейну, которого знал лично. Потрясенный его трагической смертью, он задумал рассказать о последних днях жизни культового музыканта. С помощью киноязыка Ван Сент постарался передать душевное состояние Кобейна перед смертью, которое также стало для того следствием внутренней изоляции.
Кадр из фильма Гаса Ван Сента «Последние дни»
Кадр из фильма Гаса Ван Сента «Последние дни»
Режиссер и сам столкнулся с негативными последствиями мировой славы и бешеной популярности, из-за чего предпочел осесть в тихом уединенном Портмунде, а не прожигать жизнь в пафосном и циничном Лос-Анджелесе или суетливом Нью-Йорке. Главную роль мастерски исполнил Майкл Питт, который перед съемками не только изнурил себя голодовкой и бессонницей, но и сам написал и исполнил две музыкальные композиции, вошедшие в фильм.

Не сворачивая со своего пути

В 2007 году на экраны вышел «Параноид-парк», в котором Ван Сент продолжил тему одиночества и изоляции, поднятую в предыдущих фильмах. На примере драмы конкретного подростка режиссер продемонстрировал, как обычные мелкие неприятности могут привести к настоящей трагедии, если в жизни человека отсутствуют поддержка и понимание окружающих.
Трейлер фильма Гаса Ван Сента «Харви Милк»
В 2008 году Ван Сент представил на суд зрителей байопик «Харви Милк» – драматичную историю борца за права сексуальных меньшинств, основанную на реальных событиях. За эту работу Шон Пенн, исполнитель главной роли, был удостоен «Оскара».
На съемках драмы «Не сдавайся»
На съемках драмы «Не сдавайся»
В 2011-м Ван Сент привез на Каннский фестиваль драму «Не сдавайся», повествующую об отношениях парня и девушки, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Картина, в которой главные роли исполнили Миа Васиковска и Генри Хоппер, не оправдала надежд создателей и провалилась в прокате.

Личная жизнь Гаса Ван Сента

Классик американского кино, снискавший лавры успеха и финансовое благополучие, уже много лет живет в провинциальном Портленде и весьма доволен такой жизнью. По вечерам он наигрывает на гитаре незатейливые мелодии или проводит время с друзьями в кафе.
Гас Ван Сент никогда не скрывал своей ориентации (на фото с американским сценаристом и активистом Дастином Лэнсом Блэком)
Гас Ван Сент никогда не скрывал своей ориентации (на фото с американским сценаристом и активистом Дастином Лэнсом Блэком)
Режиссер не скрывает своей нетрадиционной ориентации, но и не делает из нее фетиша, в отличие от многих своих современников.

Гас Ван Сент сейчас

В 2018 году на Берлинале была представлена новая работа режиссера «Не волнуйся, он далеко не уйдет». В картине описывается реальная история алкоголика (его сыграл Хоакин Феникс), которого парализовало после автомобильной аварии. Тяжелая длительная реабилитация помогла ему не только снова встать на ноги, но и полностью пересмотреть свою прошлую жизнь.
Берлинале-2018: «Не волнуйся, далеко пешком он не уйдёт» — премьера

Лучшие фильмы

Подпишитесь на нас!