Биография Галины Улановой
Галина Уланова – выдающаяся русская балерина, более тридцати лет отдавшая служению Ленинградскому театру оперы и балета имени Сергея Кирова (Мариинский театр) и Большому театру в Москве.Народная артистка СССР, дважды Герой социалистического труда, она поражала своей одухотворенностью в спектаклях «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта» и других. Ей рукоплескали генеральные секретари и президенты, королевы и премьер-министры. Всю свою жизнь она посвятила балету, а затем своим ученицам, первой из которых стала Екатерина Максимова. Умерла в возрасте 88 лет после двух перенесенных инсультов.

Детство, юность, семья
Галина родилась 8 января 1910 года (по новому стилю) в семье петербуржцев Сергея Уланова и Марии Романовой. Родители девочки были солистами Мариинского театра, танцевали в антрепризе Анны Павловой. Позже Сергей Николаевич стал театральным режиссером, а Мария Федоровна начала преподавать в хореографическом училище.С малолетства Галю воспитывали во многом как мальчишку: папа часто брал ее с собой на рыбалку, учил ловить рыбу не только удочкой, но и сетью. Девочка мечтала стать моряком и ни о каком балете даже не помышляла. Но наступил голодный 1918 год, а в училище будущих балерин хотя бы кормили, одевали и обували. Так в девять лет Галя начала учиться хореографии.
На первое занятие Уланова пришла в перешитом платье, которое раньше носила мама. Именно мама, Мария Фёдоровна, стала первым балетным педагогом Гали. Позже девочка стала учиться у Агриппины Вагановой. Девочка проявляла на занятиях недюжинное упорство, ее талант отмечали и другие педагоги.… Я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать? Я была слишком мала, когда меня привели в училище на улице Росси. Потом ни о каком другом деле думать уже не приходилось.
В 18 лет, окончив учебу, Уланова поступила на службу в Ленинградский театр оперы и балета имени Сергея Кирова (позже ему вернут название Мариинский). Она сразу стала солисткой, дебютировав в партии Флорины из «Спящей красавицы». О своем дебюте Галина рассказывала:
На первые заработанные деньги начинающая балерина купила пирожные в кафе «Норд» – так она отметила свой дебют.Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала.
В 1929 году ей уже поручили партии Одетты и Одиллии в «Лебедином озере» и принцессы Авроры в «Спящей красавице». Не сразу у Галины все стало получаться. Но руководитель балетной труппы Федор Лопухов верил в ее талант и поручал ей самые сложные в техническом плане партии.
Творческая карьера
Постепенно Уланова стала перевоплощаться в своих героинь не только внешне, но и внутренне. Особенно яркой в этом отношении стала ее Жизель из одноименной постановки. Работая над созданием образа, Галина интуитивно передавала его величие и целостность, воплощала на сцене духовную силу героини.Говорили, что когда много лет спустя балерина выступала в Лондоне перед Елизаветой II, зрители в финале спектакля забыли об этикете по отношению к своей королеве и ринулись к сцене, не прекращая аплодировать. Мало кто заметил, как покинула зал коронованная особа.
Судьбоносной для Улановой стала встреча с Сергеем Прокофьевым, автором музыки к балету «Ромео и Джульетта». В Москве ставить такой спектакль отказались, он приехал в Ленинград, в бывшую Мариинку. Художественный руководитель Леонид Лавровский согласился поставить балет, назначив на главную партию Галину Уланову.
Ей уже исполнилось тридцать, но, хрупкая и воздушная, она прекрасно подходила на роль, хоть и не понимала сначала, что и как ей делать под такую необычную музыку, непохожую на мягкую, легкую музыку Чайковского, через которую проще было выражать любовь и драматизм.
Но Уланова справилась блестяще, хотя долго еще потом вспоминала о своих терзаниях и работе над образом:
Позже композитор, потрясенный талантом Улановой, специально для нее написал музыку к балету «Золушка», но она станцевала партию лишь через пять лет, в победоносном 1945 году на сцене Большого театра в Москве.Спектакль очень непривычный, такого раньше не было. Я потом и самому Прокофьеву говорила: «Я не понимала вас в романтике, в любовной теме, но я не могла бы сейчас ничего сделать во второй части «Ромео и Джульетты», в драматических вещах, на которые потом героиня пошла, если бы не было вашей музыки». В особенности весь последний акт, когда она вся совершенно дрожит неизвестно отчего и только в смерти ей выход. И такая здесь музыка, которая тебя заставляет быть в дрожи. Я все-таки более лирическая танцовщица. А благодаря Прокофьеву, оказывается, стала и драматической. Я сама стала другая.
Во время Великой Отечественной войны Галина ездила с выступлениями по госпиталям разных городов. Она была эвакуирована с театром на Урал, но ездила и в Алма-Ату, где работала в местном театре. Тогда же ей присвоили звание народной артистки Казахской ССР.
К концу войны балерину указанием из ЦК партии перевели в Москву, в Большой театр. Она не раз говорила, что сама никогда бы не переехала из родного города, но противиться решению большого начальства не могла.
Именно сцена Большого театра принесла Улановой мировую славу. Практически сразу она стала примой, танцевала партии Марии в «Бахчисарайском фонтане», Жизели, Лебедя и Одетты в «Лебедином озере». Впервые выехала за рубеж и танцевала на сцене Венского театра.
Потрясением для зрителей стала ее Золушка из одноименного спектакля, премьера которого состоялась осенью 1945 года. Публика была покорена простой, доброй и веселой героиней, а партнер балерины Юрий Жданов вспоминал:
Галину Уланову стали называть гением русского балета, его душой и поэтической правдой. Ей писали письма, выражая свое восхищение, и простые рабочие, и известные люди. Так, Борис Пастернак признался, что во время просмотра «Золушки» плакал, поскольку ощущал истинно большое и чистое рядом. А Сергей Эйзенштейн называл балерину «духом Божиим» и «чудом».…Получился большой парадный спектакль-феерия с богатой и разнообразной хореографией. Галина Сергеевна исполняла роль Золушки, это была одна из первых ее ролей на сцене Большого. В образе ее героини замечательным образом сочетались реалистические и сказочные черты. На мой взгляд, весь антураж Золушки был по моде того времени излишне натуралистичен, что местами разрушало обаяние сказки. Но талант Улановой преодолевал все. В памяти остались романтический «Звездный вальс» и финальный дуэт Золушки и Принца, прекрасным исполнителем которого стал Михаил Габович.
Сама Уланова при всех дифирамбах и огромном количестве государственных наград, оставалась скромной и даже застенчивой, не любила шумных больших торжеств, предпочитая свободное время проводить на природе.
В 1960 году ставшая легендой при жизни балерина объявила о завершении карьеры танцовщицы балетом «Шопениана». После этого Галина Сергеевна переключилась на педагогическую деятельность.
Самой первой ее ученицей стала Екатерина Максимова, затем к ней присоединился Владимир Васильев, хотя Уланова работала в основном с девушками. У нее учились Ирина Прокофьева и Нина Тимофеева, Людмила Семеняка и Алла Михальченко, а также ведущие артисты балета Франции и Швеции, Австралии и Японии, других стран мира. Уланову приглашали в жюри международных конкурсов, где она также открывала новые имена, в том числе Мариса Лиепу.

Личная жизнь Галины Улановой
Одним из постоянных партнеров Улановой на сцене Кировского театра был Константин Сергеев, с которым она великолепно танцевала в «Жизели», а затем – в «Ромео и Джульетте». Их дуэт поражал своей гармонией на сцене, а те, кто знал пару ближе, говорили, что между ними было серьезное и глубокое чувство, несмотря на то, что Сергеев всегда называл Уланову на «вы».Когда началась война, их пути разошлись, но друг о друге они всегда отзывались с большой теплотой. Сам Константин больше ни с кем не становился в пару в спектакле «Ромео и Джульетта».
Сама Галина Сергеевна не любила распространяться на темы личной жизни, считала это слишком интимным моментом. Но слухи о ее романах, фактических браках и единственном официальном замужестве распространялись очень быстро.
Поговаривали, что впервые балерина вышла замуж за концертмейстера Исаака Меликовского, который был намного старше ее, тогда семнадцатилетней. Прожили они вместе совсем недолго.
Актер Юрий Завадский познакомился с Галиной на отдыхе в Барвихе в тридцатые годы и приехал в Ленинград, чтобы просить ее руки и сердца. Пара прожила вместе довольно долго, хотя этот брак можно было назвать скорее гостевым: Юрий жил с мамой, Галина – в своей квартире, встречались они довольно редко.
Сама Уланова однажды проговорилась о характере отношений с мужем:
Были у балерины и другие романы: с актером и режиссером Иваном Берсеневым, который ради нее пошел на разрыв с женой, актрисой Софьей Гиацинтовой. Ради двух лет отношений с Улановой мужчина пожертвовал тридцатью пятью годами семейной жизни.И это не потому, что нам было неинтересно друг с другом, наоборот — два творческих человека только так, на мой взгляд, и могут существовать. Он приходил ко мне, чтобы отдохнуть. Мы даже мало разговаривали, он просто садился в кресло напротив телевизора и долго смотрел его. Ему было достаточно просто моего присутствия. Опять, это всего лишь эпизоды. Наша жизнь состояла из его работы и моей работы. Трудно говорить об этом, это мое, интимное.
Также непродолжительное время Галина встречалась с дирижером Евгением Дубовским, затем с художником Большого театра Вадимом Рындиным. С последним она рассталась из-за его пристрастия к алкоголю.
Уланова умела сохранять дружеские отношения с бывшими возлюбленными, к примеру, Рындину она после расставания подарила все книги по искусству из своей библиотеки, а с Завадским так и не развелась официально.
Смерть и память
Даже в последние годы жизни балерина давала мастер-классы, хотела написать мемуары. Жила она, как и прежде, в квартире на Котельнической набережной вместе с компаньонкой – журналисткой Татьяной Агафоновой.Агафонова взяла на себя все домашние хлопоты, оградила Уланову от непрошенных визитеров. Галина Сергеевна называла ее дочкой и не обращала внимания на сплетников, которые видели в ее отношениях с Татьяной нечто большее.
Когда Агафонова умерла от рака в шестьдесят лет, Уланова горевала о ней, как о родном ребенке, которого ей так и не позволили родить. По словам самой артистки, против рождения детей выступали её родители, так как это могло навредить её карьере.
Балерина пережила свою названную дочь всего на четыре года. Ей было 88 лет, и у нее один за другим случились два инсульта. Многочисленные поклонники ее человеческого и профессионального таланта, в числе которых были известные политики и актеры, прощались с легендой мирового балета в Белом зале Большого театра 25 марта 1998 года. В тот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Юрия Никулина.
Сразу после похорон был основан Фонд Галины Улановой, который возглавил народный артист СССР Владимир Васильев.
Еще при жизни великой балерине были установлены два памятника – в Санкт-Петербурге и Стокгольме. Сейчас ее именем названы улица в Ломоносове и площадь в Москве, а в квартире на Котельнической организован мемориальный музей. Почта России выпустила марки в честь Улановой, ее памяти посвящаются театральные вечера и концерты в разных городах мира, о ее жизни и судьбе сняты многие документальные ленты.
Интересные факты
- Талантом Галины Улановой восхищался Иосиф Сталин, давший ей однажды очень краткую характеристику: «Уланова – это классика». Однажды «вождь народов» восседал в ложе Кировского театра и смотрел балет «Эсмеральда», где балерина исполняла партию Дианы. Ее героиня по ходу действия направляла лук со стрелой прямо на ложу с Иосифом Виссарионовичем. Галина едва не замерла со страха, но все обошлось. Сталин пригласил всю труппу на прием в Кремль, а по окончании банкета усадил Уланову рядом с собой на просмотре нового фильма. Галина Сергеевна позже говорила, что «просто неловко чувствовала себя рядом – это же такая величина была. А страшно стало после его смерти, когда мы узнали, что делалось в те годы».
- В квартире Улановой хранится множество совершенно удивительных вещей. Так, в 1980 году Большой театр подарил ей на юбилей куклу Щелкунчика человеческого роста, а одна американская девочка преподнесла балерине большого Микки-Мауса. Холодильники в доме Галины Сергеевны были почему-то зелеными, а мебель – старинной, перевезенной из Санкт-Петербурга. Помимо того, она бережно хранила предметы, принадлежавшие Анне Павловой, Марии Тальони, Федору Шаляпину. Последний оставил ей свой автограф на портсигаре с билибинским рисунком.
- Галине Улановой очень тяжело давалась подготовка образов к балетам на музыку Сергея Прокофьева. Однажды, находясь у него в гостях с компанией приятелей, Галина высказала это композитору, на ходу зарифмовав фразу, которая потом пошла в народ: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Автор не обиделся, он был очарован балетным гением Улановой и простил ей маленькую выходку.
- Перед поездкой в Лондон, где балетная труппа Большого театра давала гастрольные представления, артистам выдали спецталоны в ГУМ, о чем позже Уланова рассказывала в интервью:
Англичане, увидев нас в аэропорту, были поражены. Даже одежду ощупывали корреспонденты и недоверчиво на нас смотрели, потому что из советской страны приехали вполне современные люди. Но надо сказать, что о нас позаботились заранее — перед Лондоном дали талоны в спецотдел ГУМа. И нас повели куда-то вниз, еще вниз, по коридору, а потом сказали: «Вот, товарищи, выбирайте пальто, платья, сумки, туфли».
Важные события в жизни
- 1928 год: окончила хореографическое училище и принята в труппу Мариинского театра.
- 1929 год: дебютировала в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
- 1934 год: исполнила главную роль Маши в постановке «Щелкунчик».
- 1939 год: удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Награждена орденом Трудового Красного знамени.
- 1940 год: исполнила главную роль Джульетты в постановке «Ромео и Джульетта». Удостоена звания народной артистки РСФСР.
- 1941 год: удостоена Сталинской премии.
- 1942 год: эвакуирована с труппой из Ленинграда. Выходила на сцену театра в Алма-Ате.
- 1943 год: удостоена звания народной артистки Казахской ССР.
- 1944 год: переехала в Москву. Стала солисткой Большого театра. Дебютировала на его сцене в образе Марии в балете «Бахчисарайский фонтан».
- 1945 год: исполнила главную роль в постановке «Золушка». За нее удостоена второй Сталинской премии.
- 1947 год: исполнила главную роль в постановке «Ромео и Джульетта». За нее удостоена третьей Сталинской премии.
- 1949 год: исполнила главную роль в постановке «Красный мак (цветок)». За нее удостоена четвертой Сталинской премии.
- 1951 год: присвоено звание народной артистки СССР. Награждена орденом Трудового Красного знамени.
- 1953 год: награждена орденом Ленина.
- 1957 год: удостоена Ленинской премии.
- 1958 год: удостоена премии Анны Павловой от парижской Академии танца.
- 1959 год: награждена орденом Трудового Красного знамени.
- 1960 год: ушла со сцены, оставив балетную карьеру. Стала педагогом-репетитором.
- 1961 год: стала почетным членом американской Академии искусств и наук.
- 1967 год: награждена орденом Трудового Красного знамени.
- 1970 год: награждена орденом Ленина.
- 1974 год: удостоена звания Героя социалистического труда. Награждена орденом Ленина.
- 1980 год: удостоена звания Героя социалистического труда. Награждена орденом Ленина.
- 1986 год: награждена орденом Дружбы народов.
- 1992 год: стала командором французского ордена Искусств и литературы.
- 1995 год: удостоена театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
- 1997 год: удостоена Премии президента РФ в области литературы и искусства. Стала почетным гражданином Москвы.
- 21 марта 1998 год: дата смерти. Похоронена на Новодевичьем кладбище.