Биография Эры Зиганшиной
Эра Зиганшина – народная артистка России, актриса в первую очередь театральная. Актриса создала множество незабываемых образов на сцене (Нелли в «Униженных и оскорбленных», Аркадина в «Чайке», Кабаниха в «Грозе»), но и в кино у неё есть значимые роли, начиная с дебютных: Маленькой разбойницы в «Снежной королеве» Геннадия Казанского, экономки Урсулы в «Небесных ласточках» Леонида Квинихидзе. Актерский талант Зиганшиной не раз был отмечен международными и отечественными премиями, в том числе «Золотым софитом» и «Золотой маской».
Детство, юность, семья
Эра родилась в феврале 1944 года в татарской семье инженеров из Казани. Также у актрисы есть сестра Венера, которая стала учителем, затем – директором школы.С первого дня жизни она была отмечена особенным именем, которое совместными усилиями придумали. Эра Гарафовна рассказывала:
Девочка росла невероятно активной и энергичной. Занималась танцами, декламировала со сцены стихи, освоила лыжи, коньки, рисовала стенгазеты и при этом училась на одни пятерки. А ещё ходила в музыкальную школу, где научилась игре на скрипке, коллекционировала фото известных артисток, увлекалась моделированием одежды и… мечтала о большой и красивой кукле практически до окончания школы.Я родилась, когда заканчивалась война. Папа прислал маме в роддом записку: «Поздравляю тебя с Воэрой». Это он так решил девочку назвать. Когда мама выписалась, спросила у отца: «Что такое Воэра?». Он ответил: «Ну как что? Военная Эра». Мама сразу в слезы, начала отца переубеждать, он не сдавался. В результате ей удалось выплакать частичку «Во» и пришлось согласиться на дочь Эру. Как ни странно, в школе никто из одноклассников не пытался как-то обзываться. Имя хотя и необычное, но красивое. Вот только однажды пришла я в гости к подружке, а ее бабушка громким голосом меня поприветствовала: «Ну, проходи, Эпоха».
В своих детских играх она всегда была самодостаточна:
В старших классах Эра для себя твердо решила, что станет актрисой, как ее любимые Изольда Извицкая, Людмила Целиковская и Любовь Орлова. Сначала мама, а затем и отец категорически запретили дочери думать об актерской карьере. Они мечтали увидеть её филологом или математиком. В конце концов девушка тайком насобирала денег на билет, сбежала из запертой квартиры на вокзал и поехала в Москву. Впрочем, в первую свою поездку Зиганшина, убеждённая в собственной гениальности, лишь заработала нервное расстройство – её не приняли ни в один театральный вуз.Я сама для себя была персонажем. И очень расстраивала этим свою маму, потому что рано начала играть. У нас был большущий трехстворчатый шкаф и огромное-огромное зеркало. Когда дома никого, кроме меня, не оставалось, я радостно вытаскивала все накидки на подушки, все покрывала, мамины платья (у мамы тогда было два выходных платья: одно – летнее, крепдешиновое, другое – зимнее, бархатное) – и все это по очереди надевалось, подпоясывалось. Наверное, так себя ведет любая девочка, но я в детстве была просто в восторге от всего этого и безумно себе нравилась. Я себя обожала!»
На следующий год Эра снова поехала в столицу и на этот раз сумела поступить в ВТУ имени Бориса Щукина. Родители, так не смирившись с тем, что дочь их ослушалась, не помогали ей финансово, и первое время девушка выживала на одну стипендию.
На курсе замечательного педагога Анатолия Борисова она чувствовала себя крайне неуютно. Рядом – сплошные красавцы и красавицы: Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий, Инна Гулая… О событиях того времени актриса позже рассказывала:
Товстоногов простил девушку за ложь и принял её в свою студию, хотя скандал был серьезный: ректор Щукинского училища Борис Захава категорически отказывался отдавать студентке документы. Тем не менее, Эра доучивалась у Товстоногова в студии при БДТ, хотя после дипломного спектакля он не оставил выпускницу в труппе театра, что для Зиганшиной стало полной неожиданностью. Но театральная карьера все равно сложилась удачно, актриса осталась в Ленинграде.У нас был прекрасный курс, много красивых девушек, все из очень богатых семей, и я, приехавшая из города Казани, со своими непомерными амбициями... И вот в Москву с гастролями приехал БДТ с Георгием Александровичем Товстоноговым. Спектакли проходили в Вахтанговском театре, а училище было за углом, так что я посмотрела все спектакли Георгия Александровича и поняла, что должна учиться и работать именно у него. А познакомила меня с ним Маша Полицеймако, моя приятельница, которая была на два курса старше меня. Она сказала тогда: «Только ни в коем случае не говори, что ты на третьем курсе! Скажи, что уже институт закончила и вот показываешься режиссеру». Из всех пробовавшихся тогда он взял одну меня! Это был большой праздник в моей жизни. Но когда объявили: «Зиганшина, зайдите!» – Машка сказала: «Ну все, иди сознавайся».
Театральная карьера
В 1965 году Эра была принята на службу в Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола, руководили которым в те годы Павел Хомский, а затем Андрей Тутышкин. В 1991 году театр был переименован в Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом». В этом театре Зиганшина сыграла много интересных и значимых ролей.Вспоминая начало сценической карьеры, Эра Гарафовна делилась:
В 1970 году она из-за семейных обстоятельств ненадолго переехала в Кишинев, где служила в Русском драматическом театре имени Антона Чехова, затем вернулась в ленинградский Ленком. В её репертуаре появились цыганка Пилар в постановке «По ком звонит колокол», Галина в «Утиной охоте», Софья в «Последних», Аркадина в «Чайке»....начинала я с Достоевского, с «Униженных и оскорбленных» – трудно сделать плохо, когда тебя за руку водит Георгий Александрович Товстоногов. Потом у меня были «Дни нашей жизни» Андреева, «Трехгрошовая опера», то есть мне сразу стали доверять репертуар не для девочки, только что пришедшей с учебы, а для актрисы. И бирка была повешена. Все. Хотя тогда, лет до тридцати, я еще волновалась, читала [критику], мне было интересно, что про меня пишут. Кроме того, я еще не знала, где в этом городе моя ниша, ее надо было найти, встать в нее и желательно… не колыхаться в ней, чтобы тебя оттуда не выкинули и не заменили другой фигурой. А потом я успокоилась. Поняла: никогда про меня вот уж так плохо, чтобы «совсем», – не напишут.
Режиссер театра Геннадий Опорков всегда задействовал Зиганшину в своих спектаклях, а ее Аркадина принесла актрисе множество восхищенных откликов. К примеру, такой:
С 1989 года Эра Гарафовна работала по приглашению в московских театрах. Она сыграла Эстер в постановке «Цена» по пьесе Артура Миллера (театр «У Никитских ворот»), Донну Клотильду в спектакле Романа Виктюка «Фердинандо», Кабаниху в «Грозе» (режиссер Генриетта Яновская, МТЮЗ).Аркадина — Зиганшина вышла за рамки роли. Это не была провинциальная актриса, гордящаяся тем, как её принимали в Харькове. Это была гениальная актриса... Эра была значительна во всём — как она общалась, двигалась, носила платья. У её Аркадиной были недостатки, она могла быть бестактной, но всё это отодвигалось на задний план. И ещё: она была красива, как ни в одном другом спектакле. Это не была кукольная красота, это была красота художника. На лице иногда проступала усталость, ибо «искусство — ноша на плечах»... Аркадина — Зиганшина воплощала Серебряный век.
Через несколько лет Зиганшина снова вернулась в стены родного театра, чтобы с блеском воплотить на сцене актрису Елену Кручинину («Без вины виноватые»), поэтессу Ольгу Берггольц («Ольга. Запретный дневник»), полусумасшедшую бабушку Нину («Похороните меня за плинтусом»). О том, как уговаривали автора книги Павла Санаева согласиться на постановку, сказала:
За эту роль актриса была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», а искреннее восхищение зрителей сопровождало каждый новый выход Зиганшиной на сцену.Он не соглашался, спрашивал: «Кто такая эта Зиганшина, которая хочет играть? Привезите ее». Я сначала оскорбилась, думаю, что это такое, почему он должен общаться с актрисой, пусть общается с режиссером. Не поеду. Но пересилила себя, и мы встретились, о чем не жалею. Павел рассказал маме, Елене Санаевой, о питерском театре, который досаждает ему, что хочет поставить спектакль и даже актрису нашли. Она спросила: «Какая актриса?». И когда услышала мое имя, то сказала: «Замечательная». Думаю, вот эти слова матери тоже многое сыграли. И сегодня я очень рада, что мы Павла не подвели — фильмом он остался очень недоволен, а наш спектакль хвалил.
Еще один «Золотой софит» и премия «Золотая маска» были вручены Эре Гарафовне после постановки Валерия Фокина «Литургия Zero» на сцене Александринского театра. Рассказывая о работе над своей ролью, актриса отмечала:
В той же «Литургии Zero», по «Игроку» Достоевского, бабушку можно какой угодно сделать: сочной, громкой, даже буффонадной. Но мне всегда интересна оборотная сторона роли. Вот зритель видит мою героиню впервые – ее все боятся, она шумная – а в конце нужно, чтобы зритель ее пожалел, увидел на сцене очень несчастного человека. Мне нравится перевертыш, когда я выхожу с одной заявкой персонажа, а потом выясняется, что он совершенно иной и ничего общего между первым выходом и финалом просто нет. Тогда получается то, о чем я говорила: любой человек на самом деле очень непрост.
Кинокарьера
Свою первую роль в кино Эра запомнила на всю жизнь. В 1966 на «Ленфильме» начинались съемки сказки «Снежная королева» и ее партнер по театральной сцене Николай Боярский (дядя знаменитого Д’Артаньяна) посоветовал ей сходить на кинопробы.Ни на секунду не сомневаясь в своих способностях, Зиганшина примчалась на киностудию. И тут оказалось, что актрису на роль Маленькой разбойницы уже утвердили, и она уже примеряет костюм. В отчаянии Эра заявила, что «они» много потеряют, ведь лучше её роль не сыграет никто.
Выйдя на улицу, она расплакалась, а через несколько дней актрисе позвонили: «Приезжайте. Роль освободилась». И Зиганшина действительно блестяще дебютировала в кино.
Начинающую киноактрису заметили, стали предлагать новые роли, но все они были однотипные, а Эра считала, что после «Снежной королевы» имеет право на более интересное продолжение кинокарьеры, а потом отказывалась играть «заводских разгильдяек, которых пропесочивают на комсомольских собраниях».
Следующий образ, который Зиганшина создала на большом экране, – небольшая, но запоминающаяся роль лейтенанта Лиды в мелодраме «Память» (1975).
Затем актриса снялась в музыкальной комедии Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки» (1976), сыграв экономку Урсулу. Эра Гарафовна отмечала, что ей было необыкновенно легко и приятно в блестящей компании Андрея Миронова, Ии Нинидзе, Сергея Захарова, Людмилы Гурченко, Александра Ширвиндта. Атмосфера на съемках была какой-то праздничной и актриса быстро вписалась в коллектив, а роль Урсулы до сих пор считает одной из лучших своих киноролей.
Но в дальнейшем отношения с кинематографом у Зиганшиной не складывались, несколько проходных ролей не задержались в памяти зрителей. Актриса сетовала:
Социальная драма Сергея Снежкина «Невозвращенец», в которой Зиганшина сыграла редактора новостей Галину Григорьеву, вышла на экраны в первую ночь августовского путча 1991 года и оказалась провидческой.Когда я стала взрослой актрисой, кино стало для меня просто статьей дохода. Я спокойно и цинично зарабатывала деньги, потому что сам процесс съемки мне в принципе не нравился. В театре я играла большие серьезные роли, научилась общаться с залом, а здесь – одна камера, за которой ходят человек пятнадцать, и каждый занимается своим делом. Для меня это было как личное оскорбление: почему это никто не застыл и не смотрит, как потрясающе я играю? Так что меня этот вид искусства не трогал, пока не появился Сергей Снежкин, первый режиссер, который научил меня любить сам процесс съемки. Наконец-то мне понравилось сниматься так же, как репетировать в театре. Но время ушло!
Позже актриса снялась у этого режиссера еще несколько раз, в частности, в драме «Цветы календулы» 1998 года сыграла главную героиню Серафиму Протасову.
По настоянию Снежкина Эра Гарафовна начала сниматься в популярных телесериалах, играя различных второстепенных персонажей. Зиганшину можно увидеть в «Агенте национальной безопасности» с Михаилом Пореченковым, «Бандитском Петербурге» с Дмитрием Певцовым, «Улицах разбитых фонарей» с Алексеем Ниловым и другими известными актерами.
В драме Григория Никулина–младшего «Не делайте бисквиты в плохом настроении» (2002) она сыграла главную героиню Регину Морскую, петербурженку, переживающую духовный кризис. С Диной Корзун и Константином Хабенским актриса составила блестящее трио в мелодраме «Женский роман» (2003), а у Владимира Хотиненко мастерски сыграла Панасиху в историческом фильме «Гибель Империи» (2005).
В 2010-е Зиганшина появлялась на экранах всё чаще. Так, с Дмитрием Шевченко и Мариной Зудиной она работала на съемках мелодрамы «Холодное сердце», с Виктором Хориняком и Юрием Стояновым снялась в фильме «Контуженый, или уроки плавания вольным стилем», с Игорем Скляром и Татьяной Черкасовой играла в исторической саге «Семейный альбом».
В начале 2020-х актриса была занята на съемках мистического фильма «Медиум», а затем и телесериала «Анна Медиум», где играла одну из центральных ролей – гадалку Рагду.
Весьма щедрым на премьеры стал для Зиганшиной 2023 год. Её фильмография пополнилась ролями в детективе «Мосгаз. Последнее дело Черкасова», экранизации романа Татьяны Устиновой «Одна тень на двоих», комедии «Пять процентов».
Личная жизнь Эры Зиганшиной
Замуж актриса выходила дважды. Первым мужем стал актер и режиссер Владимир Головин (бандит Барон из «Холодного лета пятьдесят третьего…»). В их семье родилось двое детей – дочь Екатерина и сын Алексей.В 1970 году Владимира Ивановича пригласили поработать режиссером в Русском драматическом театре имени Антона Чехова в Кишиневе. Зиганшина поехала вместе с супругом, но вскоре вернулась обратно в Ленинград. Следом пара, прожившая душа в душу 17 лет, развелась.
Развод был тяжелым, Головин не мог поверить, что его верная любящая жена полюбила другого. Зиганшину вызывали в обком партии для «внушения», советовали не рушить образцовую семью, а если уж такая любовь, то можно «встречаться потихоньку на стороне»… Но для правдорубки Эры это было неприемлемо.
После развода Владимир Иванович долго относился к бывшей жене враждебно, что сказывалось и на детях.
Вторым мужем Зиганшиной стал актер Владимир Рожин, с которым актриса тоже прожила семнадцать лет. От этого брака у нее остался сын Владимир. В 2001 году её 53-летний супруг ушёл из жизни.
После его смерти Эра Гарафовна помирилась с первым мужем и даже подружилась с его женой Верой Бровкиной. Головин помог Зиганшиной построить дачу, а она призналась, что из-за своего характера многое не додала собственным детям, которые не захотели стать актерами, как их родители. Сейчас у актрисы есть внуки и правнуки.
Эра Зиганшина сейчас
Несмотря на почтенный возраст и перенесенный в 2016 году инфаркт, актриса продолжает работать на сцене и сниматься в кино. В Театре имени Николая Акимова она играла помещицу Раису Гурмыжскую в постановке «Лес», которую приурочили к двухсотлетию со дня рождения знаменитого драматурга Александра Островского.Зимой 2024 года Зиганшина появилась на экранах в образе гадалки Рагды в связи с премьерой второго сезона «Анны Медиума». Как и прежде, ее партнерами по съемкам стали Мария Порошина и Павел Трубинер.
С Марией Болтневой и Андреем Некрасовым актриса снималась в третьем сезоне детектива «Эксклюзив», а со Светланой Ходченковой и Константином Крюковым – в комедии «Мама из прошлого». Также одну из главных героинь Эра Гарафовна играла в романтической комедии «Олень».
Интересные факты
- Эра Зиганшина с присущим ей чувством юмора вспоминала, как в десятом классе к ней буквально прилепилось прозвище «Бетховен». А все дело был в том, что за несколько месяцев до выпускного бала девушка отрезала свои шикарные кудрявые длинные волосы:
К моему ужасу, голова стала похожа на огромный рыжий шар — волосы встали дыбом. Когда я так пришла в школу, все ахнули, уроки были сорваны. А в классе (он был музыкальный) висели портреты знаменитых композиторов, кто-то обратил внимание, что я как две капли воды похожа на Бетховена. Как же я тогда плакала: на выпускном все девочки были с прическами и только я одна лохматая, одним словом — Бетховен. Вообще у меня было тогда тяжелое время. Сказала родителям, что в Москву поеду поступать в театральный, папа запротестовал, меня заперли дома. Пришлось сбежать. Приехала в Москву, не поступила. Долго болела после этого, нервы сдали. А на следующий год снова поехала поступать и уже своего добилась.
- Актриса признается, что раньше в своей жизни никогда не чувствовала себя уверенно, что касалось ее партнеров по сцене и на съемочной площадке. Более всего она начинала нервничать перед каждым антрепризным спектаклем:
Когда куда-то прихожу, у меня нет никакой нажитой солидности и уверенности. Я нервничаю — так было и с Гетой Яновской в Московском ТЮЗе, и с Театром Станиславского, куда меня пригласили на роль герцогини Мальборо в «Стакане воды». Месяца полтора уходит на то, чтобы найти ход к каждому партнеру. И только когда почувствую: «Они мои!» — успокаиваюсь. Теперь уже не волнуюсь, теперь делаю роль. Хороший партнер — вообще большая редкость и везение. А если он еще и сильный, талантливый актер — вообще счастье. Мне повезло, я работала с очень талантливыми артистами, но их единицы, если растянуть на всю мою театральную биографию, получатся уж совсем крохи. А в основном это актеры, которые за 10–20 лет приобрели какие-то навыки мастерства. Кто-то из великих сказал: «Есть люди талантливые, есть бездарные, а есть люди способные, они-то и путают всю карту».
- Зиганшина всегда была правдорубкой. Однажды она скептически отозвалась о поздних работах Никиты Михалкова, в частности, «Сибирском цирюльнике». Свое мнение она обосновывала следующим образом:
То, что он делал в начале творческого пути, мне безумно нравилось, это был очень талантливый человек. Первые фильмы — великолепные! Но когда рушится государство, возникает новое, у кого-то крыша просто шатается, а у кого-то едет. Мое глубокое убеждение: ни актер, ни режиссер не имеет права заниматься политикой. Не должно быть другой трибуны для творца, кроме его творчества. Если ты не можешь со сцены, киноэкрана или страниц книги донести мысль до людей — ты уже не человек искусства. Даже если смутные времена и тебе кажется: я-то все знаю-понимаю, сейчас пойду в Думу или в какой-то совет, мое слово услышат и все поменяют. Никто ничего не поменяет, а ты только потеряешь то, на чем, собственно, и держится искусство, и приобретешь цинизм, который будет мешать тебе работать… Но мало ли что мне не нравится, это ведь не имеет никакого значения для Михалкова. Караван идет.
Важные события в жизни
- 1965 год: окончила театральный вуз. Дебютировала на сцене Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола в спектакле «Униженные и оскорбленные».
- 1966 год: дебютировала в фильме «Снежная королева».
- 1975 год: снялась в фильме «Память».
- 1976 год: снялась в фильме «Небесные ласточки».
- 1980 год: удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
- 1989 год: начала работать в московских театрах приглашенной актрисой.
- 1991 год: снялась в фильме «Невозвращенец». Сыграла главную роль в фильме «Человек со свалки».
- 1998 год: удостоена международной премии имени Константина Станиславского в номинации «Лучшая женская роль» за созданный ею образ Кабанихи в спектакле «Гроза». Сыграла главную роль в фильме Цветы календулы».
- 2000 год: удостоена Санкт-Петербургской независимой премии имени Владислава Стржельчика.
- 2002 год: сыграла главную роль в фильме «Не делайте бисквиты в плохом настроении».
- 2005 год: удостоена звания народной артистки России.
- 2007 год: сыграла главную роль в фильме «Антонина обернулась».
- 2008 год: удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль» за созданный ею образ бабушки Нины в спектакле «Похороните меня за плинтусом».
- 2009 год: сыграла главную роль в сериале «Холодное сердце».
- 2014 год: удостоена премий «Золотой софит» и национальной театральной премии «Золотая маска» за роль бабушки в спектакле «Литургия Zero».
- 2015 год: сыграла главную роль в сериале «Семейный альбом».
- 2020 год: снялась в сериале «Андреевский флаг».
- 2021 год: сыграла главную роль в фильме «Медиум».
- 2022 год: снялась в фильме «Миттельмарш».
- 2023 год: сыграла главную роль в сериале «Анна Медиум».
- 2024 год: отметила 80-летний юбилей. Сыграла главные роли в фильмах «Эксклюзив», «Олень». Награждена знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом».