Эра Зиганшина

Имя:
Эра Зиганшина (Era Ziganshina)
Отчество:
Гарафовна
Кто такая:
День рождения:
(81 год)
Место рождения:
Казань
Рост:
Семейное положение:
не замужем
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Эры Зиганшиной

Эра Зиганшина – народная артистка России, актриса в первую очередь театральная. Актриса создала множество незабываемых образов на сцене (Нелли в «Униженных и оскорбленных», Аркадина в «Чайке», Кабаниха в «Грозе»), но и в кино у неё есть значимые роли, начиная с дебютных: Маленькой разбойницы в «Снежной королеве» Геннадия Казанского, экономки Урсулы в «Небесных ласточках» Леонида Квинихидзе. Актерский талант Зиганшиной не раз был отмечен международными и отечественными премиями, в том числе «Золотым софитом» и «Золотой маской».
Актриса Эра Зиганшина
Актриса Эра Зиганшина

Детство, юность, семья

Эра родилась в феврале 1944 года в татарской семье инженеров из Казани. Также у актрисы есть сестра Венера, которая стала учителем, затем – директором школы.

С первого дня жизни она была отмечена особенным именем, которое совместными усилиями придумали. Эра Гарафовна рассказывала:
Я родилась, когда заканчивалась война. Папа прислал маме в роддом записку: «Поздравляю тебя с Воэрой». Это он так решил девочку назвать. Когда мама выписалась, спросила у отца: «Что такое Воэра?». Он ответил: «Ну как что? Военная Эра». Мама сразу в слезы, начала отца переубеждать, он не сдавался. В результате ей удалось выплакать частичку «Во» и пришлось согласиться на дочь Эру. Как ни странно, в школе никто из одноклассников не пытался как-то обзываться. Имя хотя и необычное, но красивое. Вот только однажды пришла я в гости к подружке, а ее бабушка громким голосом меня поприветствовала: «Ну, проходи, Эпоха».
Девочка росла невероятно активной и энергичной. Занималась танцами, декламировала со сцены стихи, освоила лыжи, коньки, рисовала стенгазеты и при этом училась на одни пятерки. А ещё ходила в музыкальную школу, где научилась игре на скрипке, коллекционировала фото известных артисток, увлекалась моделированием одежды и… мечтала о большой и красивой кукле практически до окончания школы.

В своих детских играх она всегда была самодостаточна:
Я сама для себя была персонажем. И очень расстраивала этим свою маму, потому что рано начала играть. У нас был большущий трехстворчатый шкаф и огромное-огромное зеркало. Когда дома никого, кроме меня, не оставалось, я радостно вытаскивала все накидки на подушки, все покрывала, мамины платья (у мамы тогда было два выходных платья: одно – летнее, крепдешиновое, другое – зимнее, бархатное) – и все это по очереди надевалось, подпоясывалось. Наверное, так себя ведет любая девочка, но я в детстве была просто в восторге от всего этого и безумно себе нравилась. Я себя обожала!»
В старших классах Эра для себя твердо решила, что станет актрисой, как ее любимые Изольда Извицкая, Людмила Целиковская и Любовь Орлова. Сначала мама, а затем и отец категорически запретили дочери думать об актерской карьере. Они мечтали увидеть её филологом или математиком. В конце концов девушка тайком насобирала денег на билет, сбежала из запертой квартиры на вокзал и поехала в Москву. Впрочем, в первую свою поездку Зиганшина, убеждённая в собственной гениальности, лишь заработала нервное расстройство – её не приняли ни в один театральный вуз.

На следующий год Эра снова поехала в столицу и на этот раз сумела поступить в ВТУ имени Бориса Щукина. Родители, так не смирившись с тем, что дочь их ослушалась, не помогали ей финансово, и первое время девушка выживала на одну стипендию.

На курсе замечательного педагога Анатолия Борисова она чувствовала себя крайне неуютно. Рядом – сплошные красавцы и красавицы: Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий, Инна Гулая… О событиях того времени актриса позже рассказывала:
У нас был прекрасный курс, много красивых девушек, все из очень богатых семей, и я, приехавшая из города Казани, со своими непомерными амбициями... И вот в Москву с гастролями приехал БДТ с Георгием Александровичем Товстоноговым. Спектакли проходили в Вахтанговском театре, а училище было за углом, так что я посмотрела все спектакли Георгия Александровича и поняла, что должна учиться и работать именно у него. А познакомила меня с ним Маша Полицеймако, моя приятельница, которая была на два курса старше меня. Она сказала тогда: «Только ни в коем случае не говори, что ты на третьем курсе! Скажи, что уже институт закончила и вот показываешься режиссеру». Из всех пробовавшихся тогда он взял одну меня! Это был большой праздник в моей жизни. Но когда объявили: «Зиганшина, зайдите!» – Машка сказала: «Ну все, иди сознавайся».
Товстоногов простил девушку за ложь и принял её в свою студию, хотя скандал был серьезный: ректор Щукинского училища Борис Захава категорически отказывался отдавать студентке документы. Тем не менее, Эра доучивалась у Товстоногова в студии при БДТ, хотя после дипломного спектакля он не оставил выпускницу в труппе театра, что для Зиганшиной стало полной неожиданностью. Но театральная карьера все равно сложилась удачно, актриса осталась в Ленинграде.

Театральная карьера

В 1965 году Эра была принята на службу в Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола, руководили которым в те годы Павел Хомский, а затем Андрей Тутышкин. В 1991 году театр был переименован в Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом». В этом театре Зиганшина сыграла много интересных и значимых ролей.

Вспоминая начало сценической карьеры, Эра Гарафовна делилась:
...начинала я с Достоевского, с «Униженных и оскорбленных» – трудно сделать плохо, когда тебя за руку водит Георгий Александрович Товстоногов. Потом у меня были «Дни нашей жизни» Андреева, «Трехгрошовая опера», то есть мне сразу стали доверять репертуар не для девочки, только что пришедшей с учебы, а для актрисы. И бирка была повешена. Все. Хотя тогда, лет до тридцати, я еще волновалась, читала [критику], мне было интересно, что про меня пишут. Кроме того, я еще не знала, где в этом городе моя ниша, ее надо было найти, встать в нее и желательно… не колыхаться в ней, чтобы тебя оттуда не выкинули и не заменили другой фигурой. А потом я успокоилась. Поняла: никогда про меня вот уж так плохо, чтобы «совсем», – не напишут.
В 1970 году она из-за семейных обстоятельств ненадолго переехала в Кишинев, где служила в Русском драматическом театре имени Антона Чехова, затем вернулась в ленинградский Ленком. В её репертуаре появились цыганка Пилар в постановке «По ком звонит колокол», Галина в «Утиной охоте», Софья в «Последних», Аркадина в «Чайке».

Режиссер театра Геннадий Опорков всегда задействовал Зиганшину в своих спектаклях, а ее Аркадина принесла актрисе множество восхищенных откликов. К примеру, такой:
Аркадина — Зиганшина вышла за рамки роли. Это не была провинциальная актриса, гордящаяся тем, как её принимали в Харькове. Это была гениальная актриса... Эра была значительна во всём — как она общалась, двигалась, носила платья. У её Аркадиной были недостатки, она могла быть бестактной, но всё это отодвигалось на задний план. И ещё: она была красива, как ни в одном другом спектакле. Это не была кукольная красота, это была красота художника. На лице иногда проступала усталость, ибо «искусство — ноша на плечах»... Аркадина — Зиганшина воплощала Серебряный век.
С 1989 года Эра Гарафовна работала по приглашению в московских театрах. Она сыграла Эстер в постановке «Цена» по пьесе Артура Миллера (театр «У Никитских ворот»), Донну Клотильду в спектакле Романа Виктюка «Фердинандо», Кабаниху в «Грозе» (режиссер Генриетта Яновская, МТЮЗ).

Через несколько лет Зиганшина снова вернулась в стены родного театра, чтобы с блеском воплотить на сцене актрису Елену Кручинину («Без вины виноватые»), поэтессу Ольгу Берггольц («Ольга. Запретный дневник»), полусумасшедшую бабушку Нину («Похороните меня за плинтусом»). О том, как уговаривали автора книги Павла Санаева согласиться на постановку, сказала:
Он не соглашался, спрашивал: «Кто такая эта Зиганшина, которая хочет играть? Привезите ее». Я сначала оскорбилась, думаю, что это такое, почему он должен общаться с актрисой, пусть общается с режиссером. Не поеду. Но пересилила себя, и мы встретились, о чем не жалею. Павел рассказал маме, Елене Санаевой, о питерском театре, который досаждает ему, что хочет поставить спектакль и даже актрису нашли. Она спросила: «Какая актриса?». И когда услышала мое имя, то сказала: «Замечательная». Думаю, вот эти слова матери тоже многое сыграли. И сегодня я очень рада, что мы Павла не подвели — фильмом он остался очень недоволен, а наш спектакль хвалил.
За эту роль актриса была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», а искреннее восхищение зрителей сопровождало каждый новый выход Зиганшиной на сцену.

Еще один «Золотой софит» и премия «Золотая маска» были вручены Эре Гарафовне после постановки Валерия Фокина «Литургия Zero» на сцене Александринского театра. Рассказывая о работе над своей ролью, актриса отмечала:
В той же «Литургии Zero», по «Игроку» Достоевского, бабушку можно какой угодно сделать: сочной, громкой, даже буффонадной. Но мне всегда интересна оборотная сторона роли. Вот зритель видит мою героиню впервые – ее все боятся, она шумная – а в конце нужно, чтобы зритель ее пожалел, увидел на сцене очень несчастного человека. Мне нравится перевертыш, когда я выхожу с одной заявкой персонажа, а потом выясняется, что он совершенно иной и ничего общего между первым выходом и финалом просто нет. Тогда получается то, о чем я говорила: любой человек на самом деле очень непрост.

Кинокарьера

Свою первую роль в кино Эра запомнила на всю жизнь. В 1966 на «Ленфильме» начинались съемки сказки «Снежная королева» и ее партнер по театральной сцене Николай Боярский (дядя знаменитого Д’Артаньяна) посоветовал ей сходить на кинопробы.

Ни на секунду не сомневаясь в своих способностях, Зиганшина примчалась на киностудию. И тут оказалось, что актрису на роль Маленькой разбойницы уже утвердили, и она уже примеряет костюм. В отчаянии Эра заявила, что «они» много потеряют, ведь лучше её роль не сыграет никто.

Выйдя на улицу, она расплакалась, а через несколько дней актрисе позвонили: «Приезжайте. Роль освободилась». И Зиганшина действительно блестяще дебютировала в кино.

Начинающую киноактрису заметили, стали предлагать новые роли, но все они были однотипные, а Эра считала, что после «Снежной королевы» имеет право на более интересное продолжение кинокарьеры, а потом отказывалась играть «заводских разгильдяек, которых пропесочивают на комсомольских собраниях».

Следующий образ, который Зиганшина создала на большом экране, – небольшая, но запоминающаяся роль лейтенанта Лиды в мелодраме «Память» (1975).

Затем актриса снялась в музыкальной комедии Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки» (1976), сыграв экономку Урсулу. Эра Гарафовна отмечала, что ей было необыкновенно легко и приятно в блестящей компании Андрея Миронова, Ии Нинидзе, Сергея Захарова, Людмилы Гурченко, Александра Ширвиндта. Атмосфера на съемках была какой-то праздничной и актриса быстро вписалась в коллектив, а роль Урсулы до сих пор считает одной из лучших своих киноролей.

Но в дальнейшем отношения с кинематографом у Зиганшиной не складывались, несколько проходных ролей не задержались в памяти зрителей. Актриса сетовала:
Когда я стала взрослой актрисой, кино стало для меня просто статьей дохода. Я спокойно и цинично зарабатывала деньги, потому что сам процесс съемки мне в принципе не нравился. В театре я играла большие серьезные роли, научилась общаться с залом, а здесь – одна камера, за которой ходят человек пятнадцать, и каждый занимается своим делом. Для меня это было как личное оскорбление: почему это никто не застыл и не смотрит, как потрясающе я играю? Так что меня этот вид искусства не трогал, пока не появился Сергей Снежкин, первый режиссер, который научил меня любить сам процесс съемки. Наконец-то мне понравилось сниматься так же, как репетировать в театре. Но время ушло!
Социальная драма Сергея Снежкина «Невозвращенец», в которой Зиганшина сыграла редактора новостей Галину Григорьеву, вышла на экраны в первую ночь августовского путча 1991 года и оказалась провидческой.

Позже актриса снялась у этого режиссера еще несколько раз, в частности, в драме «Цветы календулы» 1998 года сыграла главную героиню Серафиму Протасову.

По настоянию Снежкина Эра Гарафовна начала сниматься в популярных телесериалах, играя различных второстепенных персонажей. Зиганшину можно увидеть в «Агенте национальной безопасности» с Михаилом Пореченковым, «Бандитском Петербурге» с Дмитрием Певцовым, «Улицах разбитых фонарей» с Алексеем Ниловым и другими известными актерами.

В драме Григория Никулина–младшего «Не делайте бисквиты в плохом настроении» (2002) она сыграла главную героиню Регину Морскую, петербурженку, переживающую духовный кризис. С Диной Корзун и Константином Хабенским актриса составила блестящее трио в мелодраме «Женский роман» (2003), а у Владимира Хотиненко мастерски сыграла Панасиху в историческом фильме «Гибель Империи» (2005).

В 2010-е Зиганшина появлялась на экранах всё чаще. Так, с Дмитрием Шевченко и Мариной Зудиной она работала на съемках мелодрамы «Холодное сердце», с Виктором Хориняком и Юрием Стояновым снялась в фильме «Контуженый, или уроки плавания вольным стилем», с Игорем Скляром и Татьяной Черкасовой играла в исторической саге «Семейный альбом».

В начале 2020-х актриса была занята на съемках мистического фильма «Медиум», а затем и телесериала «Анна Медиум», где играла одну из центральных ролей – гадалку Рагду.

Весьма щедрым на премьеры стал для Зиганшиной 2023 год. Её фильмография пополнилась ролями в детективе «Мосгаз. Последнее дело Черкасова», экранизации романа Татьяны Устиновой «Одна тень на двоих», комедии «Пять процентов».
Разговор. Эра Зиганшина (2010)

Личная жизнь Эры Зиганшиной

Замуж актриса выходила дважды. Первым мужем стал актер и режиссер Владимир Головин (бандит Барон из «Холодного лета пятьдесят третьего…»). В их семье родилось двое детей – дочь Екатерина и сын Алексей.

В 1970 году Владимира Ивановича пригласили поработать режиссером в Русском драматическом театре имени Антона Чехова в Кишиневе. Зиганшина поехала вместе с супругом, но вскоре вернулась обратно в Ленинград. Следом пара, прожившая душа в душу 17 лет, развелась.

Развод был тяжелым, Головин не мог поверить, что его верная любящая жена полюбила другого. Зиганшину вызывали в обком партии для «внушения», советовали не рушить образцовую семью, а если уж такая любовь, то можно «встречаться потихоньку на стороне»… Но для правдорубки Эры это было неприемлемо.

После развода Владимир Иванович долго относился к бывшей жене враждебно, что сказывалось и на детях.

Вторым мужем Зиганшиной стал актер Владимир Рожин, с которым актриса тоже прожила семнадцать лет. От этого брака у нее остался сын Владимир. В 2001 году её 53-летний супруг ушёл из жизни.

После его смерти Эра Гарафовна помирилась с первым мужем и даже подружилась с его женой Верой Бровкиной. Головин помог Зиганшиной построить дачу, а она призналась, что из-за своего характера многое не додала собственным детям, которые не захотели стать актерами, как их родители. Сейчас у актрисы есть внуки и правнуки.

Эра Зиганшина сейчас

Несмотря на почтенный возраст и перенесенный в 2016 году инфаркт, актриса продолжает работать на сцене и сниматься в кино. В Театре имени Николая Акимова она играла помещицу Раису Гурмыжскую в постановке «Лес», которую приурочили к двухсотлетию со дня рождения знаменитого драматурга Александра Островского.

Зимой 2024 года Зиганшина появилась на экранах в образе гадалки Рагды в связи с премьерой второго сезона «Анны Медиума». Как и прежде, ее партнерами по съемкам стали Мария Порошина и Павел Трубинер.

С Марией Болтневой и Андреем Некрасовым актриса снималась в третьем сезоне детектива «Эксклюзив», а со Светланой Ходченковой и Константином Крюковым – в комедии «Мама из прошлого». Также одну из главных героинь Эра Гарафовна играла в романтической комедии «Олень».

Интересные факты

  • Эра Зиганшина с присущим ей чувством юмора вспоминала, как в десятом классе к ней буквально прилепилось прозвище «Бетховен». А все дело был в том, что за несколько месяцев до выпускного бала девушка отрезала свои шикарные кудрявые длинные волосы:
    К моему ужасу, голова стала похожа на огромный рыжий шар — волосы встали дыбом. Когда я так пришла в школу, все ахнули, уроки были сорваны. А в классе (он был музыкальный) висели портреты знаменитых композиторов, кто-то обратил внимание, что я как две капли воды похожа на Бетховена. Как же я тогда плакала: на выпускном все девочки были с прическами и только я одна лохматая, одним словом — Бетховен. Вообще у меня было тогда тяжелое время. Сказала родителям, что в Москву поеду поступать в театральный, папа запротестовал, меня заперли дома. Пришлось сбежать. Приехала в Москву, не поступила. Долго болела после этого, нервы сдали. А на следующий год снова поехала поступать и уже своего добилась.
  • Актриса признается, что раньше в своей жизни никогда не чувствовала себя уверенно, что касалось ее партнеров по сцене и на съемочной площадке. Более всего она начинала нервничать перед каждым антрепризным спектаклем:
    Когда куда-то прихожу, у меня нет никакой нажитой солидности и уверенности. Я нервничаю — так было и с Гетой Яновской в Московском ТЮЗе, и с Театром Станиславского, куда меня пригласили на роль герцогини Мальборо в «Стакане воды». Месяца полтора уходит на то, чтобы найти ход к каждому партнеру. И только когда почувствую: «Они мои!» — успокаиваюсь. Теперь уже не волнуюсь, теперь делаю роль. Хороший партнер — вообще большая редкость и везение. А если он еще и сильный, талантливый актер — вообще счастье. Мне повезло, я работала с очень талантливыми артистами, но их единицы, если растянуть на всю мою театральную биографию, получатся уж совсем крохи. А в основном это актеры, которые за 10–20 лет приобрели какие-то навыки мастерства. Кто-то из великих сказал: «Есть люди талантливые, есть бездарные, а есть люди способные, они-то и путают всю карту».
  • Зиганшина всегда была правдорубкой. Однажды она скептически отозвалась о поздних работах Никиты Михалкова, в частности, «Сибирском цирюльнике». Свое мнение она обосновывала следующим образом:
    То, что он делал в начале творческого пути, мне безумно нравилось, это был очень талантливый человек. Первые фильмы — великолепные! Но когда рушится государство, возникает новое, у кого-то крыша просто шатается, а у кого-то едет. Мое глубокое убеждение: ни актер, ни режиссер не имеет права заниматься политикой. Не должно быть другой трибуны для творца, кроме его творчества. Если ты не можешь со сцены, киноэкрана или страниц книги донести мысль до людей — ты уже не человек искусства. Даже если смутные времена и тебе кажется: я-то все знаю-понимаю, сейчас пойду в Думу или в какой-то совет, мое слово услышат и все поменяют. Никто ничего не поменяет, а ты только потеряешь то, на чем, собственно, и держится искусство, и приобретешь цинизм, который будет мешать тебе работать… Но мало ли что мне не нравится, это ведь не имеет никакого значения для Михалкова. Караван идет.

Важные события в жизни

  • 1965 год: окончила театральный вуз. Дебютировала на сцене Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола в спектакле «Униженные и оскорбленные».
  • 1966 год: дебютировала в фильме «Снежная королева».
  • 1975 год: снялась в фильме «Память».
  • 1976 год: снялась в фильме «Небесные ласточки».
  • 1980 год: удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
  • 1989 год: начала работать в московских театрах приглашенной актрисой.
  • 1991 год: снялась в фильме «Невозвращенец». Сыграла главную роль в фильме «Человек со свалки».
  • 1998 год: удостоена международной премии имени Константина Станиславского в номинации «Лучшая женская роль» за созданный ею образ Кабанихи в спектакле «Гроза». Сыграла главную роль в фильме Цветы календулы».
  • 2000 год: удостоена Санкт-Петербургской независимой премии имени Владислава Стржельчика.
  • 2002 год: сыграла главную роль в фильме «Не делайте бисквиты в плохом настроении».
  • 2005 год: удостоена звания народной артистки России.
  • 2007 год: сыграла главную роль в фильме «Антонина обернулась».
  • 2008 год: удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль» за созданный ею образ бабушки Нины в спектакле «Похороните меня за плинтусом».
  • 2009 год: сыграла главную роль в сериале «Холодное сердце».
  • 2014 год: удостоена премий «Золотой софит» и национальной театральной премии «Золотая маска» за роль бабушки в спектакле «Литургия Zero».
  • 2015 год: сыграла главную роль в сериале «Семейный альбом».
  • 2020 год: снялась в сериале «Андреевский флаг».
  • 2021 год: сыграла главную роль в фильме «Медиум».
  • 2022 год: снялась в фильме «Миттельмарш».
  • 2023 год: сыграла главную роль в сериале «Анна Медиум».
  • 2024 год: отметила 80-летний юбилей. Сыграла главные роли в фильмах «Эксклюзив», «Олень». Награждена знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

Лучшие фильмы

  • Прекрасная актриса!
    2024-09-12 09:41:14
1