Игрушки для детей: как выбрать подарок в зависимости от возраста и интересов

Игрушки – важная часть развития ребёнка. Правильный выбор игрушек – целая наука, и сегодня мы разберём, как выбрать игрушку для новорождённых, малышей и подростков. А ещё узнаем, почему каждому возрасту нужны свои игрушки и что по этому поводу говорят педиатры.

Зачем нужны игрушки

В жизни ребёнка игрушка – инструмент, который направлен на активизацию и развитие осмысленной деятельности. Она помогает ребёнку создавать вокруг себя различные ситуации, приближенные к реальной жизни, играет активную роль в эстетическом воспитании. Правильно подобранные игрушки помогают сформировать чувство ответственности у малыша, когда он заботится о куклах или игрушечных зверях.
Игрушка — инструмент, направленный на развитие осмысленной деятельности ребёнка
Игрушка — инструмент, направленный на развитие осмысленной деятельности ребёнка

Виды игрушек

Психологи выделяют несколько категорий игрушек. Например, советский врач-педагог Е. А. Аркин разделяет игрушки на 6 категорий:

  • Сенсорные. К ним относятся погремушки, трещотки и другие «звуковые» игрушки. Они особенно важны для детей до 3-4 месяцев, так как помогают в развитии слуха и учат фокусировать взгляд на предмете.
  • Двигательные. К этой категории относятся игрушки, моделирующие транспорт и другие движущиеся предметы.
  • Сюжетные или образные. В эту категорию входят животные и куклы. Они формируют у ребёнка привязанность, учат сопереживанию и ответственности.
  • Бытовые. Изображают предметы домашнего и общественного быта: посуда, мебель и т.д.
  • Технические. Воспроизводят различные орудия труда: инструменты, медицинские аксессуары, парикмахерский набор и т.д. Технические и бытовые игрушки важны для детей от 1 года – они помогают формировать коммуникативные и социальные навыки, знакомят и вовлекают ребёнка во взаимодействие с окружающим миром и другими детьми.
  • Конструктивные. В эту категорию входят разнообразные конструкторы и кубики с многочисленными деталями. Собирая конструктор, ребёнок развивает и фантазию, и мелкую моторику, а, как утверждают педиатры, за неё отвечает тот же отдел мозга, что и за речевой аппарат.

Игрушки по возрасту

Игрушки подбираются соответственно возрасту, чтобы помогать в развитии определённых навыков ребёнка и быть не только занимательными, но и полезными. Например, среди игрушек для младенцев по мнению педиатра Л. Е. Евстафьевой обязательно должны появиться зверюшки, машинки, куклы, домики и пр. С помощью них ребёнок начинает знакомиться с образами; так же он будет в восторге от игрушек, которые издают звуки при ударе, встряхивании, нажатии.
Доктор Комаровский: Какими должны быть развивающие игрушки?

До 6 месяцев

Психолог и специалист Центра игрушки Инна Ульянова считает, что для малышей главное качество хорошей игрушки — её простота и универсальность, открывающая множество возможностей для игры.

  • В первые месяцы жизни малыш постепенно привыкает к новой среде – знакомится с родителями, адаптируется к новой обстановке и ощущениям. Поэтому нет необходимости экстренно покупать игрушки для новорождённых – ребёнку необходимо материнское тепло, внимание и лёгкая гимнастика.
  • В 2-3 месяца для малыша уже можно приобретать яркие и понятные игрушки. По мнению педиатров, в этом возрасте необходимы яркие и контрастные игрушки, но при этом простые для восприятия, которые научат младенца фокусироваться на предмете и прислушиваться к звукам. Например, простые погремушки или небольшие мобили с приятной негромкой мелодией.
  • В 3-6 месяцев ребёнок начинает самостоятельно изучать предметы, поэтому ему необходимы крупные, удобные для захвата игрушки. Они помогают развить тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие. В этом возрасте ребёнку будут интересны мягкие большие кубики, плюшевые игрушки и прорезыватели, облегчающие появление первых зубов.
Игрушки для ребёнка от 0 до 6 месяцев

До года

Uznayvse.ru отмечает: с 6 месяцев до года в развитии малыша происходит резкий скачок в психическом и физическом развитии. В этот период малышу можно предложить музыкальные игрушки, знакомящие с разнообразием звуков: музыкальные игры, животные, издающие разные звуки и т.д.
В этот период малышу можно предложить музыкальные игрушки, знакомящие с разнообразием звуков
В этот период малышу можно предложить музыкальные игрушки, знакомящие с разнообразием звуков
Кроме знакомства со звуками, малыши начинают активно познавать окружающий мир. Игрушки-«вкладыши», которые можно перемешивать и собирать одно в другое, стимулируют логическое и пространственное мышление, улучшают мелкую моторику. Можно использовать развивашки для детей: сортеры (игрушки, в которых надо соотнести фигуру и форму), простые бизиборды (доска с бытовыми предметами, развивающая мелкую моторику и приучающая ребёнка выполнять простые действия) и развивающие коврики.
Самые нужные игрушки до 1 года

От года до 2 лет

От года до двух лет происходит социализация малыша. Он учится общаться со сверстниками и моделировать ситуации из реальной жизни. Поэтому стоит уделить внимание игрушкам для развития коммуникативных навыков:

  • мячи для совместных спортивных игр;
  • куклы, машинки, игрушечные инструменты и животные для ролевых игр;
  • техника с пультом управления для активных игр.
Важно подбирать игрушки, направленные на развитие нестандартного мышления и воображения.
Обратите внимание, что в мягких игрушках для детей до 3 лет не должно быть натурального меха и кожи, мелких частей, которые легко проглотить, стекла и других легко бьющихся материалов.

От 2 до 3 лет

С двух до трёх лет продолжается период коммуникации с окружающим миром. Задача игрушек в этом возрасте – поддержать желание ребёнка общаться со сверстниками и родителями, помочь ему получить первые знания о профессиях. Для этого подойдут:

  • велосипеды, машинки-каталки и т.д. – для активных игр дома и на улице;
  • простые настольные игры с карточками или пазлы для развития логики и внимания;
  • несложные наборы для творчества;
  • конструкторы с крупными деталями.
Развивающие игрушки для детей 2-3 лет
Также не забывайте про наборы для ролевых игр: например, набор для игры в доктора. Хорошими игрушками для мальчиков в этом возрасте станут игрушечные наборы инструментов, а для девочек – игрушечный чайный сервиз для кукольного чаепития.

Также к 3 годам малыш начинает определять функциональное назначение различных предметов. Психологи считают, что в этот период необходимо добавить в набор детских игрушек посуду и мебель.
Важно, чтобы все игрушки для детей до 3 лет не имели мелких деталей. Их размер должен быть таким, чтобы избежать попадания в верхние дыхательные пути.

От 3 до 5 лет

3-5 лет – активный период детского творчества. В этом возрасте дети тянутся к любому творчеству: рисование, лепка, пазлы и т.д. На 3-5 лет подойдут:

  • карандаши, краски, фломастеры, пластилин и т.д.;
  • мелки для рисования на улице;
  • небольшой складной мольберт или доска для рисования;
  • более сложные конструкторы для развития пространственного мышления.
В возрасте 3-5 лет дети тянутся к любому творчеству: рисование, лепка, пазлы и т.д.
В возрасте 3-5 лет дети тянутся к любому творчеству: рисование, лепка, пазлы и т.д.
Не лишними будут и сезонные игрушки. Летом – игрушки для воды (водяные пистолеты, плавательные круги, кораблики и т.д.), зимой – лопатки для снега, приспособления для лепки снежков и т.д.

От 5 до 7 (старший дошкольный возраст)

По словам психолога Аллы Коркиной, дошкольный возраст определяет дальнейшее развитие ребёнка. В этом возрасте малыш чувствует и осознаёт свою самостоятельность и потребность её реализовать. Большое значение имеет и необходимость подготовить ребёнка к школе, научить его простому счёту и азам письма. В этот период вам помогут:

  • различные виды конструкторов для развития фантазии. В этом возрасте можно переходить к более сложным конструкторам с мелкими элементами;
  • пазлы для внимания и концентрации;
  • наборы для игры со сверстниками или с родителями. Совместная игра учит общению с другими детьми, помогает научиться принимать решения в коллективе;
  • наборы для творчества. Например, простые наборы для вышивания или рисования, сборные модели техники и т.д.
Игры для детей 5-7 лет. Советы психолога

От 7 до 10 (младший школьный возраст)

Выбирая полезные игрушки для младших школьников, обратите внимание на наборы для творчества и исследования: например, набор юного химика или юного биолога. В этом возрасте главная задача игрушки – поощрить любопытство к окружающему миру, подтолкнуть ребёнка к изучению чего-то нового. Поэтому всегда прислушивайтесь к пожеланиям ребёнка и обращайте внимание на его склонности – кто-то мечтает об энциклопедии динозавров, а кто-то – о первой детской косметике.
Главная задача игрушек для детей 7-10 лет — поощрить любопытство к окружающему миру
Главная задача игрушек для детей 7-10 лет — поощрить любопытство к окружающему миру

От 10 до 14 (средний школьный возраст)

В этом возрасте дети предпочитают игрушки по интересам, поэтому выбирать нужно, ориентируясь на увлечения ребёнка. Например, если ребёнок увлекается настольными играми, стоит обратить внимание на игры типа «Манчкина», «Имаджинаруима» или «Дженги», для юных модниц можно подобрать наборы для создания бижутерии.

Не стоит забывать и про физическую активность: велосипед, ролики, скейтборд. Главное – приобретать спортинвентарь вместе с защитной экипировкой и объяснить ребёнку необходимость её использования.
Как выбрать велосипед для подростка

Игрушки для детей 14+

Современные подростки предпочитают разнообразные гаджеты традиционным игрушкам: планшеты и смартфоны, умные часы, портативные колонки, хорошие наушники и т.д. Не стоит сразу приобретать подростку дорогой гаджет – сначала лучше убедиться, что он будет аккуратно к нему относиться.
По данным опроса РБК, 45% детей 13-15 лет предпочитают самостоятельно выбирать/покупать игрушки или гаджеты, поэтому обязательно уточните у подростка – что именно он хочет и что ему интересно.

Ошибки родителей при выборе игрушек

Современная «игрушечная» индустрия предлагает огромный выбор игрушек. Давайте разберёмся, что подарить ребёнку и как не наделать ошибок при покупке и использовании игрушки.

Игрушка опасна для здоровья

У каждой игрушки есть возраст, на который она рассчитана. Так, использование игрушек на возраст 5-7 лет для двухлетних детей опасно для ребёнка. Поэтому в первую очередь ориентируйтесь на «возрастную» маркировку: например, «5+».

Нужно обращать внимание на качество игрушки:
  • Запах. Не должно быть неприятного запаха, особенно это относится к игрушкам из резины.
  • Материал. Дешёвые игрушки изготавливают из токсичного ПВХ или синтетических материалов, которые могут вызвать аллергию.
  • Надёжность. На игрушке не должно быть расходящихся швов, вылезающей набивки, некачественных креплений и других элементов, которые ребёнок может отломить или проглотить.
Детские игрушки: правила безопасности
Для выбора максимально качественной и безопасной игрушки можно воспользоваться требованиями Роспотребнадзора.

Никаких подручных материалов

Не стоит покупать ребёнку много игрушек. Неигровые предметы также могут быть важным элементом игры – например, обычная коробка, в которой ребёнок строит домик для кукол, или пуговицы, которые можно превратить в часть сюжетной игры. Такой подход развивает воображение, учит мыслить нестандартно, формирует причинно-следственные связи.
14 идей самодельных игрушек

Слишком много игрушек

По результатам исследования американских учёных, большое количество игрушек негативно отражается на развитии малыша. В рамках исследования, проведённого профессором из университета Толедо, группе детей сначала предлагали 4 игрушки, а потом 16. По результатам эксперимента оказалось, что когда у детей было 4 игрушки, они были активными и изобретательными, а когда 16 – быстро теряли интерес к игре, начинали капризничать.
Слишком большое количество игрушек негативно сказывается на детском развитии
Слишком большое количество игрушек негативно сказывается на детском развитии
Таким образом, покупая слишком много, родители буквально «заваливают» ребёнка игрушками, их польза теряется, а ребёнок быстро пресыщается, становится раздражительным, капризным и нелюбопытным.

Психологи считают, что для нормального развития у ребёнка в свободном доступе должно быть 10-15 игрушек. Остальные можно убрать, а раз в месяц менять игрушки местами, поддерживая в ребёнке ощущение новизны и стимулируя его любопытство.

«Развивашки», которые не развивают

Оказывает, развивающие игрушки могут негативно сказаться на развитии ребёнка. Говорящие и интерактивные игрушки («говорящий» алфавит, Фёрби, и т.д.), различные компьютерные игры, обучающие игры с четко регламентированной последовательностью действий – такие игры не оставляют места для фантазии и воображения.
Говорящие игрушки могут плохо сказываться на развитии ребёнка.
Говорящие игрушки могут плохо сказываться на развитии ребёнка.
Говорящие игрушки, вопреки распространенному мнению, не помогают малышу быстрее заговорить – ребёнку необходимо чётко видеть артикуляцию, а те, которые откликаются звуком на действие играющего ребёнка, на самом деле не развивают ничего – чтобы получить отклик, малышу нужно приложить минимум интеллектуальных усилий.

На подобные игрушки не наложено табу, но нельзя допускать, чтобы ребёнок играл только с ними. Развивающие игры необходимы для детей, но на них не нужно зацикливаться. Развитие ребёнка – комплексный процесс, в котором должно быть место для воображения, любопытства и самостоятельного «домысливания» сюжета.

Нереалистичные игрушки

Нереалистичные игрушки создают у ребёнка искажённое представление об окружающем мире и могут негативно сказаться на его физическом и умственном развитии. Педагог-психолог И.В. Егорова приводит интересный пример влияния нереалистичной игрушки на внешний вид ребёнка.
Девочка долгое время играла с самодельной куклой, у которой были неправильные черты лица. Через несколько месяцев родители обратили внимание, что девочка автоматически копирует выражение лица куклы с искажёнными чертами. Искривления прошли, когда кукле исправили лицо.
Нереалистичные игры с кричащими цветами или резкими звуками могут напугать ребёнка, а слишком агрессивные игрушки – стать причиной внутренних страхов. Зверушки ярких цветов и неестественных форм, по крайней мере, в арсенале дошкольников, дезориентируют ребёнка, создают противоречивую картину мира. Вместо фиолетового плюшевого мишки лучше купить для него реалистичного медведя.
Зверушки неестественных цветов и форм создают противоречивую картину мира ребёнка
Зверушки неестественных цветов и форм создают противоречивую картину мира ребёнка

Игрушки для себя

Покупать интересную для себя игрушку – распространенная родительская ошибка. Родители не представляют зачем ребёнку та или иная игрушка и не готовы исследовать её вместе с малышом. Если вам интересна игрушка, перед её покупкой подумайте, сможете ли вы изучать её вместе с ребёнком.

К выбору игрушки нужно подходить с умом. Чтобы не ошибиться с выбором, спросите себя: «Зачем она ребёнку?», «Будет или она для него интересной и безопасной?». Не стоит покупать то, интересно вам – не факт, что это будет интересно малышу.
Подпишитесь на нас!
Яндекс.Дзен