У Москвы нет принципиальных возражений на идею перевода комиссии на федеральный уровень, и решение о создании подобного органа может быть принято в ближайшее время.
Комиссия по адаптации в Махачкале была создана 2 ноября 2010 года. За это время «провела» через свои заседания около 50 человек из подполья, согласившихся вернуться к мирной жизни под гарантии безопасности в ходе следствия и справедливого суда. Позднее подобные комиссии были созданы и в некоторых других республиках Северного Кавказа, например, в Ингушетии.
Последний пример работы дагестанской комиссии – боевик Гаджи Исадибиров, согласившийся сдаться под личные гарантии президента Дагестана. Утром 24 марта 2012 года в Махачкале сотрудники правоохранительных органов окружили многоэтажный дом, где находился причастный к вооруженному подполью Исадибиров. Кроме него, в квартире находилась его жена с грудным ребенком. Сотрудник комиссии по адаптации зашел в квартиру и, после многочасовых переговоров, в том числе с участием Ризвана Курбанова по телефону, Исадибиров согласился сдаться под личные гарантии президента Дагестана. Если бы Исадибиров отказался сдаться, спецназ пошел бы на штурм, в этом случае могли быть жертвы.
Кроме того, на следующий день в Махачкале сдаться под гарантии безопасности согласилась группа из двух молодых людей и двух девушек.
Председателем комиссии по адаптации боевиков к мирной жизни был вице-премьер Дагестана Ризван Курбанов, но 4 декабря 2011 года его избрали депутатом Госдумы. После заседания комиссии 21 февраля, на котором отклонили пять из девяти досье, началась работа по согласованию перевода комиссии на федеральный уровень.