Михайловский театр поднялся из пепла

В конце апреля в Михайловском театре Петербурга поет легендарный американский тенор Нил Шикофф. Его визит предваряют гастроли «Балета Мориса Бежара» из Швейцарии.

За убедительность образов и мрачный темперамент Шикофф получил от мировых критиков прозвище «Аль Пачино оперной сцены». Он исполнит свою любимую партию ювелира Элеазара в питерском варианте оперы «Иудейка», где события перенесены из 15 века в Германию 1930-х годов. Ранее тенор пел в «Метрополитен опера», «Ла Скала», Парижской опере. Накануне его приезда на подмостках Михайловского выступит швейцарский «Балет Мориса Бежара» с синтетическими спектаклями, где танец, пантомима и вокал занимают равное место. Эксперты называют труппу одним из самых самобытных явлений мирового балета.

Дорогостоящие премьер и приглашения звезд первой величины – это слагаемые масштабной реформы Михайловского театра, задуманной его новым руководителем Владимиром Кехманом. Бывший бизнесмен задался целью превратить обветшалое и полузабытое здание на площади Искусств в один из культурных центров Европы. Всего за четыре месяца обновлены кровля, фасад, зрительный и репетиционные залы, заменены системы пожаротушения и водоснабжения, закуплено современное сценическое оборудование. Ремонт обошелся Кехману в 35 млн долларов из личных средств.

После перерыва длиной в десятилетия театр возобновил гастроли по Европе. В Лондоне балет имел такой успех, что британцы даже номинировали Михайловский на одну из самых престижных мировых премий в области танцевального искусства – National Dance Awards.

За прошедшие два года заполняемость Михайловского театра увеличилась с 59% до 95%. Прежнее руководство считало главной задачей продать как можно больше билетов, обходясь старыми постановками, которые шли настолько давно, что уже не требовали репетиций. Кехман, напротив, сделал ставку на премьеры. Он предложил Елене Образцовой возглавить оперную труппу, а Фаруху Рузиматову – балетную. На первых порах пришлось уменьшить количество спектаклей, чтобы ввести в репертуар хоть что-то новое. «Я считаю, что театр однозначно должен быть и конкурентоспособным, и коммерчески востребованным, хотя государственный театр должен играть еще и огромную социальную роль», - заявлял ранее Владимир Кехман.

Однако, несмотря на успешную реформу, театр до сих пор не окупился. Удастся ли Кехману сделать искусство в России доходным и научить театры зарабатывать себе на жизнь самостоятельно покажут ближайшие годы. «В культуру обязательно надо инвестировать, но не стоит воспринимать ее как источник дохода. Вложение средств в культуру принесет выгоду, но на другом уровне - ведь это в конечном итоге духовное здоровье нации», - говорит предприниматель Аркадий Новиков.
Поделитесь с друзьями