История художественной ковки Москвы XVIII – начала XIX веков

Известно, что произведения искусства художественной ковки производятся в результате кропотливого, тяжелейшего труда мастера.

Кузнецы и литейных дел мастера с древних времен слыли неутомимыми тружениками, непрерывно работающими с огнем и металлом. Вне зависимости от того, какое высокохудожественное произведение создавал кузнец, будь то крест для церковного купола или кованые заборы, он всегда стремился к красоте и единству стиля изготавливаемого предмета. В конце XVII – начале XVIII столетий, столица и ее окрестности переживают интенсивное развитие художественной ковки.

В Москве создается ряд металлообрабатывающих заводов, в частности, появляется известный завод по производству ружейных стволов на реке Яуза и Пушечный двор на Неглинной улице. Эти заводы стали самостоятельными мануфактурами. Петр Первый стремился к развитию отечественной металлургии, а после его царствования, русская ковка заимствует многие стили западноевропейской культуры. При этом общность России с культурой Европы представляет собой некоторое единство основных направлений этого искусства. И стиль барокко, и заменивший его классицизм в Москве весьма отличается не только от художественных образцов ковки Европы, но даже и от произведений мастеров Санкт-Петербурга. Данная особенность поясняется тесной, органичной связью с многовековыми самобытными обычаями и традициями русской культуры. Что характерно, Москва оставалась духовным центром всей Российской земли. Этот факт нашел особо яркое подтверждение в эпоху Отечественной войны 1812 года.

Первые три десятилетия XIX столетия можно охарактеризовать весомой значимостью в социальных структурах российского общества. Дворянство постепенно начало терять свою главную роль, и все большие обороты набирало купеческое сословие. В промышленной отрасли в первую очередь делался акцент на представителей ее капитала. Общественные настроения и вкусы также стремительно менялись, как в отношении к художественной системе классической эпохи, так и шедеврам кованого и прикладного искусства. Подъем, развившийся в результате победы в войне 1812 года, постепенно затихал, и вместе с тем угасала привлекательность старинных идей эпохи классицизма. Художественная ковка также радикально менялись. К примеру, кованые перила заказывали преимущественно разбогатевшее купеческое сословие, представители заводов и фабрик. Причем акцент делался на количестве, а художественное содержание изделий ковки, заказчиков практически не волновало.