27 мая – Сидор Бокогрей, день русского святого, которому Иван Грозный молился перед военными походами

2
Материал носит исключительно развлекательный характер
Как знатный немец принял православие, променял замок на хижину из хвороста и стал творить чудеса.

14 мая по старому стилю (и 27 по новому) – день памяти Исидора Твердислова. Как вошёл в историю православной церкви этот святой, разбираемся с uznayvse.ru.

Исидор Твердислов

Исидор родился в Германии в XV веке в знатной и богатой католической семье. Он был рыцарем, участвовал в крестовых походах, приходился родственником главе Тевтонского ордена. По собственной воле он оставил прежнюю жизнь, принял православие и пешком дошел до русского города Ростова.

Обосновавшись в Ростове, Исидор выбрал необычный путь служения Богу – стал юродивым. Юродивые притворялись сумасшедшими, чтобы под этой маской говорить правду о человеческих грехах и пороках. Исидор жил в нищете, в самодельной хижине посреди болота, терпел насмешки и побои, но при этом смело критиковал богатых и власть имущих за их неправедные дела.
Икона святого с именем Сидор на фоне церковных символов и старославянской надписи
27 мая – день памяти Исидора Ростовского, именины у Сидора
Источник: DALL-E
У Исидора был дар видеть будущее и творить чудеса. Ростовчане прозвали его Твердисловом, потому что все его предсказания сбывались. Однажды он спас тонущего купца, явившись ему посреди моря. На княжеском пиру, на который его не пустили, чудесным образом наполнил все пустые кувшины вином. А молодому князю на свадьбе предсказал, что тот станет архиепископом, что и случилось после смерти жены князя.

Исидор умер в 1474 году, и смерть свою он тоже предвидел. Его похоронили там же, где стояла его хижина, на её месте построили церковь. Люди сразу стали почитать его как святого, а русский царь Иван Грозный молился ему о помощи в военных делах.

В народной культуре

27 мая (14 по старому стилю) становилось рубежом – холодные северные ветры уходили окончательно. Именно поэтому в народе день называли Сидором Бокогреем (в русском языке имя Исидор трансформировалось в Сидора).

Небо наполнялось криками прилетевших стрижей и ласточек. Крестьяне внимательно следили за птицами, ведь одиночные вестники тепла могли обмануть, а настоящая летняя погода приходила только с массовым прилетом пернатых.
В это время начинались важные земледельческие работы – высаживали огуречную рассаду (отсюда и другое название дня – Сидор Огуречник). Считалось, что посаженные в этот день огурцы дадут хороший урожай, плоды будут сочными, огурцы не будут горчить, соленья из них будут хрустящими и ни за что не закиснут.
Погодные приметы помогали предугадать будущий урожай и характер лета. Ясная погода обещала богатые сборы, а прохладная – холодное лето. Красный закат с облаками предвещал дождь, утренний сок на кленовых листьях – вечернюю непогоду.

Туман сулил хороший урожай ягод, а количество облаков указывало на число дождливых июньских дней. Даже поведение домашних животных становилось подсказкой – жмущиеся друг к другу куры предупреждали о грозе, а громкое хрюканье свиней – о плохих новостях.

Конечно, этот день окружало множество запретов и осторожностей. Люди избегали серьезных разговоров за угловатыми столами, опасаясь превратить беседу в ссору. Спать вдвоем на одной подушке считалось плохой затеей – мысли могли спутаться безнадежно.
Любые конфликты в этот день грозили перерасти в долгие вражды, поэтому ругань и драки строго запрещались. Даже одежду полагалось менять хотя бы раз за день, чтобы не отпугнуть удачу.
Особое внимание уделяли снам накануне этой даты. Считалось, что ночные видения укажут на важные грядущие события и подскажут, как завершить начатые дела. Однако рассказывать об этих снах запрещалось, иначе предсказания не сбудутся. Хорошие сновидения старались запомнить и периодически мысленно к ним возвращаться, надеясь на их воплощение в жизни.