"Водоворот": самый странный фильм Дени Вильнева, где историю рассказывает рыба

3 октября Дени Вильневу исполнилось 58 лет. Вспоминая его фильмы, чаще говорят о "Дюне" или "Прибытии". Но был в его карьере проект, настолько необычный, что в нем роль рассказчика досталась… рыбе.

О чем фильм

"Водоворот" (Maelstrom, 2000) — это канадская арт-драма о девушке по имени Бибиан (Мари-Жозе Кроз). Она — дочь состоятельных родителей, недавно пережившая аборт и погруженная в депрессию. В поисках выхода Бибиан находит утешение в вечеринках, алкоголе и запрещенных веществах, пока однажды ночью не сбивает человека и не скрывается с места аварии.

С этого момента ее жизнь превращается в хаос: чувство вины и страх сливаются в одно, а попытка утопиться заканчивается чудом — она остается жива. Позже судьба сводит ее с сыном того самого человека, которого она случайно убила.
Лицо девушки, справа голова рыбы
Кадры из фильма "Водоворот" (2000)
Источник:

Впечатления

Фильм снят в стиле раннего арт-хауса: много символов, метафор и неожиданных деталей. Главная из них — рассказчик. Всю историю зрителю пересказывает… рыба, лежащая на разделочном столе в ожидании ножа мясника.

Этот прием кажется абсурдным, но не бессмысленным: мы словно слышим голос мира, который напоминает о неизбежном круговороте жизни и смерти.

"Водоворот" — фильм про внутренние переживания. Вильнев показывает героиню в момент отчаяния, а затем медленно подводит к идее, что даже в самые темные времена возможно перерождение.

Что пишут зрители

На Rotten Tomatoes у фильма 79% свежести, на IMDb — 6.7 из 10. Критики хвалили "смелую режиссуру" и "поэтичный визуальный язык", хотя не всем понравился говорящий рассказчик. Одни назвали фильм "странным, но очаровательным", другие — "чересчур эксцентричным".

Мнение зрителей тоже не так однозначно. Кто-то писал, что это "сильная психологическая драма с неожиданными поворотами". Другие пишут, что в ленте "нет ничего особенного".

Стоит ли смотреть

"Водоворот" — не тот фильм, который понравится всем. Это арт-хаус на любителя: медленный, мрачный и странный. В нем Вильнев экспериментировал, искал язык, пробовал приемы. И если интересно понять, с чего начинал один из главных режиссеров нашего времени, игнорировать этот фильм нельзя. А ранее мы в uznayvse.ru рассказывали о фильме "Шайтан": самая маленькая роль Моники Беллуччи, которую вы точно не заметили.