7 фильмов, которые непрерывно снимали больше 10 лет

Есть фильмы, которые снимают за несколько месяцев, а потом забывают. А есть те, над которыми работают по 10-20 лет — и они становятся легендой. Вот 7 долгостроев, которые стоили каждого затраченного года производства.

Отрочество (2014)

12 лет подряд Ричард Линклейтер собирал своих актеров, чтобы запечатлеть реальное взросление героя — от ребенка до студента. У фильма не было жесткого сценария: каждый год Линклейтер, Итан Хоук, Патрисия Аркетт и юный Эллар Колтрейн обсуждали, что происходит в их жизни, и превращали это в сцены.

Фильм «Отрочество» стал главным экспериментом десятилетия в игровом кино и предметом исследования в учебных программах по кинематографии. Мы видели, как люди взрослеют в разных фильмах и сериалах. Но мы никогда не видели, чтобы это происходило за такой короткий промежуток экранного времени. Вот что делает «Отрочество» уникальным. Нет другой работы, с которой можно было бы сравнить его напрямую, — подмечает известный критик Роджер Эберт.
Кадр из фильма "Отрочество": юный Эллар Колтрейн в полосатой футболке лежит на траве
"Отрочество" снимали 12 лет
Источник:

Вор и сапожник (1993)

Ричард Уильямс приступил к работе над этим мультфильмом в 1964 году, вдохновляясь восточными сказками и персидскими миниатюрами. Однако создание шло медленно: параллельно режиссер снимал рекламные ролики и занимался анимацией для крупных фильмов, таких как «Кто подставил кролика Роджера».

За 15 лет мультипликатор закончил всего 15 минут материала. Когда в 1990 году к проекту подключились Warner Bros., темпы ускорились. Но Уильямс, как напоминает Indiewire, был страшным перфекционистом, постоянно выходил за рамки бюджета и сроков. В итоге студия забрала у него проект.

Фильм выпустили без участия автора, урезав его видение до стандартного формата детского мультфильма. Оригинальный режиссерский монтаж — уже ставший символом творческого перфекционизма — Уильямс смог показать публике только через 51 год после старта работы.
Кадр из мультфильма "Вор и сапожник": восточная принцесса и султан
На создание мультфильма "Вор и сапожник" у режиссёра ушёл 51 год
Источник:
Кстати, «Вор и сапожник» вдохновил студию Disney на создание мультфильма «Аладдин». Команда аниматоров опиралась на визуальные решения Уильямса — особенно это заметно в образах дворца, сценах со сложной геометрией и в стилистике восточного антуража. Так что «Вор и сапожник» — это пример того, как непризнанный в свое время шедевр сумел изменить ход истории.

Зло внутри (2017)

Эндрю Гетти, наследник нефтяной империи, решил потратить свои миллионы на хоррор «Зло внутри» — свой первый и единственный фильм. Сценарий для картины он написал сам, основываясь на собственных ночных кошмарах, а местом съемок стал его особняк.

Начал режиссер в 2002 году, но съемки продвигались урывками и постепенно превращались в хаос из-за неопытности Гетти. По мере работы деньги заканчивались, проблемы накапливались, актеры уходили (и даже умирали). Однако Эндрю, ведомый безумными амбициями, не бросал свое детище. Прислушайтесь внимательно, и вы услышите, как он бормочет за кадром: Ничего, мы исправим это позже.

13 лет спустя Гетти умер, так и не увидев премьеру — фильм доводила до финала другая команда. Сегодня «Зло внутри» называют самым странным хоррором десятилетия, и это правда: паранойя и одержимость режиссера ощущаются в каждом кадре.
Кадр из фильма "Зло внутри": мужчина в белой футболке испуганно прижимается спиной к зеркалам
"Зло внутри" снимался 15 лет
Источник:

Убей это и покинь город (2020)

14 лет личной терапии — именно так режиссер Мариуш Вильчиньский описывает свою анимационную работу. Сначала это была короткометражка, но после смерти близких людей Вильчиньский решил превратить ее в полнометражную исповедь.

Каждая сцена ужастика создавалась вручную, а через сюрреалистические образы режиссер общался с теми, кого уже нет. За короткое время ушли из жизни люди, которые были важны для меня. У меня не было времени попрощаться с ними, я делаю это с помощью своей анимации, — цитирует режиссера польский киножурнал Ekrany.
Кадр из мультфильма "Убей это и покинь город": трамвай едет по тёмной улице
"Убей это и покинь город" – 14 лет личной терапии режиссёра
Источник:

Кровавый чай и красная ниточка (2006)

На создание картины в технике покадровой съемки потребовалось целых 13 лет. Причина? Режиссер Кристиан Цегавске работала над ним практически в одиночку, вручную формируя каждую сцену. Сделать куклу, построить декорации, завершить сцену; каждое из этих действий — маленький триумф, — делится Цегавске.

Ее усилия окупились. Зрители отметили, что именно благодаря долгой и кропотливой работе мультфильм обрел свою завораживающую эстетику. На Rotten Tomatoes «сказка для взрослых» получила рейтинг одобрения 92%, а критики назвали ее подлинным произведением аутсайдерского искусства.
Кадр из мультфильма "Кровавый чай и красная ниточка": три кукольные мыши сидят за столом и играют в карты
"Кровавый чай и красная ниточка" создавался режиссёром в одиночку
Источник:

Почему желтый цвет находится в середине радуги? (1994)

Это не просто документальное кино — это семейная хроника длиною в 14 лет. Режиссер Кидлат Тахимик с 1980 по 1994 год снимал жизнь своей семьи на Филиппинах — через их личные события в объектив попадала история страны.

Этот фильм — редкий пример, когда домашняя съемка становится частью мирового кинематографа. А еще это напоминание, что искренний авторский взгляд иногда гораздо ценнее больших бюджетов. Не зря критик Кристофер Павсек сказал: Таких фильмов, как этот, действительно немного, если они вообще есть....
Кадр из фильма "Почему желтый цвет находится в середине радуги?": группа людей с желтым плакатом на демонстрации
"Почему желтый цвет находится в середине радуги?" – семейная хроника длиною в 14 лет
Источник:

Кофе и сигареты (2003)

Самый расслабленный долгострой в этом списке. Джим Джармуш взялся за «Кофе и сигареты» в 1986 году, а закончил проект спустя 18 лет. Все началось с короткометражки, а затем режиссер стал постепенно добавлять новые эпизоды с участием культовых артистов вроде Игги Попа и Роберто Бениньи.

Каждая новелла — это разговор за столиком, но вместе они складываются в портрет поколения. «Джармушу удалось собрать такой разнообразный актерский состав, какой вы только сможете увидеть. Эпизод, где рэперы GZA, RZA и Билл Мюррей интеллектуально рассуждают о кашле курильщиков и лекарствах на травах, способен заинтересовать даже самого ярого скептика подобных работ», — пишет один из пользователей платформы IMDb.
Кейт Бланшет с длинными чёрными волосами на кадре из фильма "Кофе и сигареты"
"Кофе и сигареты" создавался 18 лет и стал портретом поколения
Источник:
Эти фильмы — напоминание о том, что искусство не подчиняется дедлайнам и не терпит спешки. Настоящие истории созревают медленно, иногда через боль, потери и тысячи кадров. Подобные картины не только становятся культурными феноменами, но и меняют сам подход к созданию кино. Они доказывают, что иногда процесс важнее результата. И, может, именно такие фильмы — самые настоящие?