6 российских фильмов, которые номинировались на «Оскар», но не получили его

Часто российские картины находят признание и за пределами страны, однако завоевать действительно всемирную известность и получить «Оскар» у них не выходит. О кинолентах российских режиссеров, номинированных на премию как «Лучшие фильмы на иностранном языке», но ее не получивших, мы рассказываем в этом материале.

«Урга — территория любви» (1991)

Сюжет фильма больше походит на анекдот или юмористический рассказ, однако режиссеру картины Никите Михалкову удалось наделить его добротой, состраданием, терпимостью и человечностью. Это сделало «Ургу» полноценным произведением искусства, несмотря на практически абсолютное отсутствие профессиональных актеров и забавный сюжет — как выяснилось, Михалков снимал ее с прицелом на мировой прокат и номинацию.
Кадр со съемок фильма «Урга – территория любви»
Кадр со съемок фильма «Урга – территория любви»
В 1993 году, спустя 2 года после выхода, у картины появился шанс — Михалков стал первым российским режиссером с картиной-претендентом на «Оскар». Однако победа оказалась в руках у французов — фильм «Индокитай» поразил жюри несколько больше.
Эпизод из фильма «Урга – территория любви»

«Кавказский пленник» (1996)

Картина Сергея Бодрова-старшего, рассказывающая о событиях Первой чеченской войны, построена по сюжету одноименного произведения Льва Толстого. Планку качества фильма поддерживал и актерский состав — в картине снялись и Олег Меньшиков, и сын режиссера Сергей Бодров. На премию «Оскар» картина была номинирована в 1997 году, и для отечественного кинематографа это было достаточно серьезной заявкой.
В кадре из фильма Сергей Бодров и Олег Меньшиков
В кадре из фильма Сергей Бодров и Олег Меньшиков
Номинация «Кавказского пленника» позволила поддержать репутацию российского кино после распада СССР, но саму награду взять не удалось — победу в том году одержал чешский фильм «Коля». В интервью tass.ru Бодров-старший отметил, что молодому поколению режиссеров стоит относиться к «Оскару» спокойнее, ведь спустя дни и месяцы волнений в конверте можно увидеть вовсе не свое имя.
Эпизод из фильма

«Вор» (1997)

История Павла Чухрая о непростом взрослении Санька, отец которого погиб на войне, а отчимом стал «красавец-военный» Толян, имела огромную популярность в американском кинопрокате. Картина получила 6 премий «Ника» и была номинирована на «Оскар» в 1998 году. Победить фильму не удалось. В номинации победа досталась нидерландской картине «Характер». По словам самого Чухрая, его крайне огорчил исход истории с премией, однако после номинации у него появился «спортивный интерес».
«Вор» был номинирован в 1998 году
«Вор» был номинирован в 1998 году

«12» (2007)

По сюжету фильма, 12 присяжных разбираются в убийстве чеченским юношей своего отца. По ходу истории персонажам необходимо определить не только виновность, но и что есть свобода, помощь и сострадание. Фильм затронул не только эти аспекты, но и проблематику Чечни, поэтому в 2008 году юридическая драма от Михалкова была номинирована на «Оскар». Церемония не стала выигрышной для Михалкова — тогда победу одержала австрийская картина «Фальшивомонетчики». Причиной проигрыша сам Михалков считает чрезмерную политизированность премии.
Монолог Сергея Маковецкого в фильме «12»

«Левиафан» (2014)

В центре сюжета картины Звягинцева – жители небольшого северного городка в лице автослесаря Николая (Алексей Серебряков) и его семьи. Землю героев пытается изъять местный мэр, поэтому обычному рабочему приходится в самостоятельно справляться с постоянно появляющимися трудностями и враньем, включая предательства даже со стороны самых близких людей.
Алексей Серебряков в фильме «Левиафан»
Алексей Серебряков в фильме «Левиафан»
Тема измен, бесправности и возможностей «маленького человека» сделала свое дело — «Левиафан» выдвинули на «Оскар» в 2015 году вопреки ожиданиям киноманов и даже некоторых членов комитета. Как сообщает Афиша, решение было далеко не единогласным. Критики уверены, что камерная драма Звягинцева, во многом отражающая «местный» колорит и раскрывающая все ужасы российской бюрократии, могла получить премию. Однако «Оскар» все же забрала польская картина «Ида», хотя «Левиафан» и был вторым фаворитом жюри.
«Левиафан»: трейлер

«Нелюбовь» (2017)

В 2017 году Звягинцеву вновь удалось отразить на экране пороки российского общества, только в этот раз под «раздачу» попала не бюрократия, а потеря семейных ценностей. Драма «Нелюбовь» рассказывает о типичной паре, переживающей мучительный развод и неспособной в гуще конфликтов вспомнить о сыне — в результате мальчик пропадает.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
Кадр из фильма «Нелюбовь»
В интервью «Медузе» кинокритик Антон Долин одобрил выдвижение фильма, объяснив это «понятностью» реалий, отраженных в картине, американцам. Обойдя «Матильду», «Аритмию» и «Тесноту», фильм был выдвинут и по итогу номинирован, однако награду все же получила чилийская картина «Фантастическая женщина».
«Нелюбовь»: трейлер
Российские режиссеры бесспорно талантливы – их картины прославляются за рубежом и получают многочисленные награды. Хотя бы поэтому отечественный кинематограф стоит любить чуть больше. О шедеврах российского короткометражного кино мы писали в этом материале.
Подпишитесь на нас!