Биография Игоря Костолевского
«Я – человек второй половины жизни», – говорит Игорь Костолевский, популярный актер театра и кино, последний романтик советского кинематографа и секс-символ своего поколения. И хотя всесоюзную популярность ему принесла роль декабриста Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья», которая удивительным образом повлияла на его дальнейшую жизнь (как и его экранный герой, Игорь Матвеевич связал жизнь с француженкой, с детства мечтавшей выйти замуж за декабриста), актеру интересней жить в сегодняшней действительности.Детство и юношеские годы
Игорь родился осенью 1948 года в послевоенной Москве. Его отец Матвей Матвеевич Костолевский работал в Министерстве внешней торговли, руководил Всесоюзным объединением «Экспортлес».Во время войны глава семьи отвечал за поставку и разгрузку военных грузов в Северных портах СССР, был награжден орденами «Знак Почета» и «Трудового Красного знамени». В это время его жена, уроженка Минска Витта Семеновна, со старшим сыном Валерием находились в эвакуации в Казани. После войны семья вернулась в Москву и поселилась в большой коммунальной квартире в центре столицы. Там и прошло детство Игоря, тонкого, ранимого, чувствительного, но при этом непоседливого и хулиганистого мальчишки, доставлявшего немало хлопот уже немолодым родителям.
Он мог рыдать горючими слезами, посмотрев какой-нибудь жалостливый фильм, и тут же самым варварским способом испортить важные чертежи старшему брату. Да и в школе своими выходками порой доводил учителей до белого каления. К их счастью, Игорь и сам мечтал поскорее покинуть школьные стены и доучился только до восьмого класса.
Так как юноша не имел ни малейшего представления, чем хочет заниматься в будущем, а деньги были нужны, он по протекции отца устроился работать в так называемый «почтовый ящик» (закрытый НИИ кварцевой промышленности). Там Игорь испытывал кварцевые резонаторы для ракетной промышленности, а по вечерам посещал школу рабочей молодежи. Проработав два года, Костолевский получил необходимый трудовой стаж и без особого труда поступил в Московский инженерно-строительный институт, который так и не закончил.
Первые шаги к творчеству
Во время учебы Игорь влюбился в девушку из богемной среды, которая внушила ему, что он очень похож на Есенина. Профессия строителя казалась ей совершенно неромантичной – то ли дело поэт, музыкант или актер. Игорь был настолько увлечен избранницей, что поддался на ее уговоры и решил попробовать стать актером. Он выучил стихотворение Есенина «Дай, Джим, на счастье, лапу мне» и решительно направился в школу-студию МХАТ, где как раз шли вступительные экзамены.Перед приемной комиссией весь его пыл угас – от страха юношу бросило в жар и он начал судорожно срывать с себя одежду. На что экзаменаторы с издевкой заметили, что он, похоже, перепутал учебное заведение с баней. Игорь окончательно стушевался и, выскочив из аудитории, собрался бежать куда подальше. Но его вернули, попросили все-таки прочесть стихотворение и уже после этого предложили попытать счастья в следующем году. Неудачливый абитуриент оказался упрямым и через год повторил попытку, правда, уже в ГИТИСе. И поступил на курс Андрея Александровича Гончарова, худрука театра имени Маяковского, чем поверг в ужас родителей, особенно отца. Старший брат Валерий к тому времени уже окончил технический вуз и мог похвастаться несколькими изобретениями в области бурового оборудования. Матвей Матвеевич рассчитывал, что младший сын тоже получит «мужскую» специальность, а он возьми да пойди в лицедеи! Но переубедить своенравного отпрыска отцу так и не удалось – пришлось смириться.
Работа в театре
Гончаров был требовательным педагогом с непростым характером и не давал спуску своим студентам. Несмотря на это, Игорь с отличием окончил институт и поступил в труппу театра имени Маяковского, которому больше не изменял.Забавно, что еще подростком Игорь пришел в этот театр с дамой. Они купили билеты на задний ряд и предпочли жаркие поцелуи просмотру пьесы. В антракте к ним подошел контролёр и потребовал убираться восвояси. «Ну и поганый театр!», – бросил тогда в сердцах Костолевский. Поначалу Гончаров «задвигал» молодого актера на задний план, назначив ему амплуа «комедийный простак». Но Игорь Матвеевич на него не в обиде и даже благодарен, ведь это только закалило характер.
Со временем ситуация изменилась, и Костолевский стал одним из ведущих актеров театра. Его лучшие роли – Миша Румянцев («Родственники»), Подколесин («Женитьба»), Треплёв («Чайка»), Плюшкин («Мертвые души»), князь Дуглебов («Таланты и поклонники»), Иван Карамазов («Братья Карамазовы»), Сарафанов («Старший сын»). За участие в спектакле «Женитьба» артист был удостоен Государственной премии РФ. А за роль Стокмана в постановке «Враг народа» отмечен призом XVIII театрального фестиваля «Норвежская пьеса на московской сцене» в номинации «Лучший актёр». В 90-х он несколько лет проработал в Норвегии, играл на норвежском и французском языках с артистами из разных стран.
Костолевский — член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей России. В марте 2017 года, после смерти Георгия Тараторкина, был избран президентом российской национальной премии «Золотая маска».
«Звезда пленительного счастья»
Дебют Игоря в кино состоялся в 1970 году – он сыграл безымянного студента МАИ в телевизионном спектакле «Семья как семья». Через два года Костолевский засветился в военной драме «А зори здесь тихие», правда, роль ему досталась почти без слов – Миша, возлюбленный Сони Гуревич. Первая же главная роль принесла актеру всесоюзную славу – кавалергард Иван Анненков в исторической драме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» [вышла на экраны в 1975 году – прим. uznayvse.ru]. Режиссер долго не мог подобрать подходящего актера, хотя просмотрел огромное количество кандидатов из картотеки «Ленфильма».Пригласив на пробы Костолевского, он не особо рассчитывал на успех – ему просто понравилась фактура юноши, его рост и выразительная внешность. Кстати, и Игорю роль поначалу не очень понравилась – из всего, что от него требовалось, он умел только немного говорить по-французски, а скакать на лошади, фехтовать и уж тем более демонстрировать военную выправку было для него чем-то из ряда фантастики. Неуверенности молодому актеру добавляли и звездные партнеры по съемочной площадке – Олег Янковский, Алексей Баталов, Ирина Купченко, Александр Пороховщиков, Иннокентий Смоктуновский и другие, перед которыми Игорь тушевался и чувствовал себя очень зажато. Но Мотыль почему-то упорно настаивал на его кандидатуре, вопреки мнению художественного совета, который тоже был против кандидатуры Костолевского.
Тогда режиссер решил схитрить и на свой страх и риск начал снимать Игоря втайне от руководства. И первыми кадрами стали сцены в Петропавловской крепости, где герой Костолевского предстает уже не бравым кавалергардом, а изможденным узником, готовым покориться своей судьбе. Крупные планы были великолепны, к тому же на них Игорь был поразительно похож на настоящего Анненкова, изображенного на гравюрах. Актеру оставалось только освоить верховую езду и научиться носить военную форму, с чем он успешно справился за несколько месяцев. Именно благодаря просьбе Костолевского Булат Окуджава написал для фильма романс «Не обещайте деве юной», хотя поэт был в ссоре с Мотылём. Мотыль сумел внушить молодому актеру, что эта роль может стать знаковой в его карьере, таким своеобразным Аустерлицем, где на карту поставлено все. «Смотри, можешь все выиграть, а можешь проиграть», – сказал он. Так и случилось – после выхода фильма Костолевский проснулся знаменитым и стал секс-символом целого поколения, влюбив в себя всех женщин Советского Союза.
Дальнейшие роли
После премьеры «Звезды…» к Игорю выстроилась очередь из режиссеров, которые мечтали заполучить его в свои картины. Примером может служить романтическая мелодрама «Безымянная звезда» (1978), которая по праву считается одной из лучших режиссерских работ Михаила Казакова. Костолевский исполнил роль трогательного учителя астрономии Марина Мирою, который приютил в своем доме прекрасную незнакомку Мону (Анастасия Вертинская). В Румынии советский фильм, снятый по мотивам пьесы румынского драматурга Михая Себастьяна, произвел настоящий фурор, а Игорь Матвеевич стал национальным героем. Даже классическая франко-румынская экранизация 1965 года с Мариной Влади в роли Моны не имела такого успеха.А годом ранее на экраны вышел шестисерийный детектив «И это всё о нём», в котором Костолевский играл главную роль на пару с Евгением Леоновым. Сериал пользовался огромным успехом.
Также невозможно не вспомнить комедию Эльдара Рязанова «Гараж» (1979), где Костолевский сыграл сына товарища Милосердова – немного нахального, но при этом чертовски обаятельного представителя «золотой молодежи». Его экранной партнершей стала Ольга Остроумова, с которой они вместе прятались за чучелом бегемота и крутили любовный роман прямо на съемочной площадке. А вот Наталья Белохвостикова устояла не только перед чарами Костолевского, но и самого Алена Делона, с которыми снималась в остросюжетном боевике «Тегеран-43». Возможно, потому что режиссером картины был ее муж Владимир Наумов, который постоянно присутствовал на съемочной площадке. Спустя пять лет судьба снова свела Игоря и Наталью в одном фильме – на этот раз это была пронзительная военная драма «Законный брак», за роль в которой Костолевский был назван лучшим актером 1985 года по версии журнала «Советский экран». Фильмы с участием Костолевского можно перечислять еще очень долго – все они яркие, запоминающиеся и наполнены глубоким смыслом. Актер принципиально избегает «чернухи» и дешевых сериалов, поэтому в последнее время появляется на экранах довольно редко. В числе его относительно недавних работ: экранизация романа Достоевского «Бесы» (2014), детективный сериал «Преступление» (2016) и остросюжетная драма «Триггер» (с 2018) с Максимом Матвеевым в главной роли. Зато игрой актера по-прежнему можно насладиться в театре Маяковского.…популярность на меня свалилась, а я к этому был совершенно не готов. Я начал получать по триста писем в день. Честно говоря, меня это очень впечатлило: у меня было ощущение, что я должен это отработать. Груз обязательств советского человека. Даже не перед партией и комсомолом, а перед самим собой. Как раз после выхода “Звезды...” я оказался в Ленинграде, где зашел в Гостиный двор. Стою у прилавка и вдруг замечаю, что магазинный гул стих и повисла полная тишина. Поворачиваю голову. Я — в гордом одиночестве по одну сторону баррикад, а по другую — стоит толпа и на меня смотрит.
Личная жизнь Игоря Костолевского
Игорь Костолевский был романтиком не только на экране, но и в жизни, и женщины невероятно ценили в нем это качество. Перед его красотой и обаянием устоять было практически невозможно – красавицы порхали вокруг него, как мотыльки, сменяя друг друга в ярком калейдоскопе.Женился Игорь в достаточно зрелом возрасте. Актеру было уже за тридцать, когда он наконец-то решился создать семью. Его первой супругой стала актриса Елена Романова, коллега по театру Маяковского. В фильме «Отпуск за свой счет» они сыграли влюбленную пару и, видимо, настолько глубоко вжились в роль, что были не в силах остановиться. В 1981 году влюбленные поженились, а через два года на свет появился их сын Алексей. Ребенок рос слабым и болезненным, и Елена вынуждена была пожертвовать карьерой, чтобы уделять мальчику необходимое внимание. Костолевский помогал жене с сыном, работал, как каторжный, чтобы собрать деньги на лечение – друзья только диву давались, откуда в нем такая самоотверженность.
Супруги прожили душа в душу почти двадцать лет, но в конце 90-х их брак развалился. Дали о себе знать накопившиеся проблемы – взросление и переходный возраст сына, ревность супруги к поклонницам мужа, ее профессиональная неудовлетворенность и нереализованные творческие амбиции. Все это в какой-то момент завело отношения супругов в полный тупик.
После работы Игорь садился за руль машины и бесцельно кружил по московским улицам, лишь бы не ехать домой, где ему уже все опостылело. Он мечтал о другой жизни, и судьба дала ему этот шанс, послав встречу с французской актрисой Консуэло ди Авеланд. Консуэло увидела Игоря в спектакле «АРТ» театра имени Пушкина, куда пришла вместе с подругой развеяться от грустных мыслей. В Москву она приехала, чтобы переговорить со спонсором насчет совместно российско-французского проекта, но встреча не состоялась. Увидев на сцене Костолевского, Консуэло забыла обо всех неприятностях. А после спектакля столкнулась с ним в коридоре. Игорь пригласил француженку на банкет, на котором они весь вечер не отводили друг от друга взгляда. А на следующий день встретились в ресторане и с тех пор больше не расставались.
Оказалось, что Консуэло с детства мечтала стать женой декабриста, вдохновившись судьбой главной героини романа Александра Дюма «Учитель фехтования», прочитанный в юности. А Игорь не преминул похвастаться ролью Анненкова. Консуэло была потрясена этим фактом, а еще тем, что мама Костолевского живет в двух шагах от маленькой старинной церквушки, куда она любила заглядывать, посещая Москву.
О том, что их встреча не случайна, было понятно не только француженке, но и Игорю, который уже на втором свидании заявил Консуэло, что она – его женщина. Сложнее было рассказать обо всем жене. Елена устроила скандал, узнав, настроила против него сына, ударилась вместе с ним в религию и практически отгородилась от внешнего мира. Несколько раз Костолевский встречал Алексея возле входа в метро, где он с рупором в руках читал проповеди. Актер считает, что его сын психически нездоров и нуждается в специализированной помощи. Но у Елены Романовой другое мнение на этот счет – она солидарна со своим мальчиком и вместе с ним молится и читает Евангелие. Ее не смущает, что сын принял обет безбрачия. С прежней семьей Костолевский не общается, а вот с Консуэло живет душа в душу уже более двадцати лет. Сначала они вынуждены были жить на две страны, но затем французская актриса тоже ушла из театра и переехала в Москву. Но, в отличие от Елены Романовой, она не затерялась в тени супруга, а нашла себе достойное занятие. Эта хрупкая женщина восстановила железнодорожное сообщение между Россией и Францией, за что получила орден Дружбы из рук Владимира Путина.
Дело в том, что в ранней молодости Консуэло чуть не разбилась на самолете и с тех пор панически боится летать. А так как в 1994 году железнодорожное сообщение между Россией и Францией было прекращено, у женщины возникали трудности с поездками из Москвы в Париж и обратно. Детально разобравшись в вопросе, она обратилась к президенту РЖД и, заручившись его поддержкой, отправилась к французским чиновникам. Результатом стали два вновь открытых железнодорожных маршрута Москва – Париж и Москва – Ницца, которыми сейчас курсируют современные скоростные поезда. Костолевский зовет супругу «Дуся-экспресс» и шутит, что женился на актрисе, а живет с железнодорожницей. Дуся (сокращенное от Евдокия) – это православное имя Консуэло, которым ее нарекли во время обряда венчания.
Игорь Костолевский сейчас
В многосерийном фильме «Триггер» Костолевский сыграл отца молодого психолога, который в своей практике использует метод «шоковой» терапии и намеренно провоцирует своих клиентов, чтобы вывести их из зоны комфорта. Но однажды эти рискованные эксперименты заканчиваются гибелью пациента, и психологу приходится доказывать свою непричастность к этому трагическому событию. Первый сезон сериала вышел на экраны в 2018 и был встречен с большим интересом. Премьера очередных серий картины была запланирована на осень 2021 года. Параллельно с работой в новом сезоне «Триггера» Игорь Матвеевич снимался в сериале «Серебряный волк», где исполнил одну из главных ролей. А на сцене Маяковки уже второй год с неизменными аншлагами шёл его спектакль «Старший сын» по знаменитой пьесе Александра Вампилова.Интересные факты
- У режиссера Владимира Мотыля были точно такие же ботинки, как у Костолевского. Удивительно, но это стало одной из причин, по которой Игорь, долго не решавшийся сниматься в «Звезде пленительного счастья», все же согласился.
- Роль Анненкова рождалась прямо на съемочной площадки и к концу съемок из второстепенной стала практически главной. Мотыль предоставил Костолевскому возможность импровизировать, и, наблюдая за ним, дописывал новые сцены.
- В фильме «Безымянная звезда» Казаков изначально планировал снимать Олега Даля, но у актера в тот момент случилась затяжная депрессия, из-за чего он сильно запил. Тогда-то и возникла кандидатура Костолевского, который еще студентом ГИТИСа репетировал эту пьесу, правда, играл в ней учителя музыки.
- Консуэло ди Авеланд в детстве мечтала не только стать женой декабриста, но и станцевать в Большом театре. Это желание тоже исполнилось – свадебное платье француженка заказывала в швейной мастерской знаменитого театра и не упустила возможности покружиться в нем на прославленной сцене.
- Мать Костолевского прожила сто один год и до конца жизни сохранила ясность ума и потрясающее чувство юмора. Она ушла из жизни в 2011 году.
- У Костолевского есть старший двоюродный брат – Матвей Костолевский, композитор, дирижёр и заслуженный артист РФ.
Важные даты
- 1968-1973 – годы учебы в ГИТИСе
- с 1973 – актер Московского академического театра имени В. Маяковского
- 1970 – дебют в кино
- 1975 – роль Ивана Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья»
- 1984 – присуждено звание Заслуженного артиста РСФСР
- 1995 – удостоен звания Народного артиста РФ
- 2017 – стал президентом театральной премии «Золотая маска»
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49