Его творческий путь был усеян не только триумфами, но и многочисленными конфликтами с режиссерами и руководителями театров. Из-за своей принципиальности он был вынужден менять места работы и искать новые творческие пристанища.

Источник:
kinopoisk.ru
Вечное движение
Уже в начале своего творческого пути Смоктуновский столкнулся с первыми профессиональными разногласиями. После возвращения с фронта он поступил в театральную студию при Красноярском театре, но пробыл там недолго – его отчислили из-за конфликта с руководителем.Следующее серьезное столкновение произошло в 1960 году, когда Смоктуновский уволился из ленинградского Большого драматического театра после ссоры с художественным руководителем Георгием Товстоноговым. Разрыв был болезненным, учитывая, что именно в БДТ актер создал свой величайший театральный образ – князя Мышкина в спектакле «Идиот», который принес ему всенародную известность.

«Я – гений»
Смоктуновский любил приговаривать «Я – гений», хоть и с изрядной долей самоиронии. Но окружающие были с ним согласны, и на полном серьёзе. Аналогичный вердикт вынес внук Достоевского, Андрей Фёдорович, увидев актера в постановке «Идиот». А коллега актёра Алла Демидова вспоминала, что в этом не было ни позы, ни самолюбования – он просто констатировал факт, как нечто очевидное.Принципиальность в выборе ролей
После ухода из БДТ Смоктуновский полностью посвятил себя кинематографу, и здесь также проявилась его принципиальность. Он тщательно выбирал роли, останавливаясь на сложных, неоднозначных образах, которые давали ему возможность для дотошного психологического исследования.
Источник:
kino-teatr.ru
Показательна история создания образа Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Смоктуновский отказывался играть своего героя как однозначно положительного персонажа, настаивая, что слишком уж Деточкин чудаковатый персонаж, можно даже сказать, анекдотичный. Эльдару Рязанову пришлось очень долго уговаривать его согласиться на роль.
Фигура Деточкина не только не находила во мне активного сочувствия, но показалась неправдоподобным вымыслом. Откуда у него столько свободного времени? Он ведь не только работал в страховой конторе, но и выслеживал жуликов, крал автомобили, ездил, продавал их и так далее. Его поступки явно спорные. Поэтому я не понимал, как воплощать этого чудака, чтобы изложение не получило характер анекдота.
Сотрудничество с Ефремовым
В середине 1970-х годов Смоктуновский вернулся в театр: сначала во МХАТ, а затем в МХТ имени Чехова под руководством Олега Ефремова. Этот период стал для актера временем плодотворного сотрудничества и новых творческих высот.
Источник:
culturetime.ru