Непокорный гений: строгие принципы Смоктуновского против режиссеров

Иннокентий Смоктуновский — актер, который не боялся говорить «нет» даже самым именитым режиссерам. Его принципиальность стоила ему многих ролей, но именно благодаря ей он создал образы, которые до сих пор считаются вершиной актерского мастерства.

Его творческий путь был усеян не только триумфами, но и многочисленными конфликтами с режиссерами и руководителями театров. Из-за своей принципиальности он был вынужден менять места работы и искать новые творческие пристанища.
Иннокентий Смоктуновский в белой рубашке и чёрном жилете на фоне витражного стекла
Иннокентий Смоктуновский
Источник:

Вечное движение

Уже в начале своего творческого пути столкнулся с первыми профессиональными разногласиями. После возвращения с фронта он поступил в театральную студию при Красноярском театре, но пробыл там недолго – его отчислили из-за конфликта с руководителем.

Следующее серьезное столкновение произошло в 1960 году, когда Смоктуновский уволился из ленинградского Большого драматического театра после ссоры с художественным руководителем Георгием Товстоноговым. Разрыв был болезненным, учитывая, что именно в БДТ актер создал свой величайший театральный образ – князя Мышкина в спектакле «Идиот», который принес ему всенародную известность.
Коллаж: Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина в спектакле "Идиот" крупным планом; он же в полный рост
Иннокентий Смоктуновский в образе князя Мышкина
По одной из версий, Товстоногов не простил своему князю Мышкину увлечения кинематографом в ущерб сцене – из-за съемок Смоктуновский часто опаздывал на спектакли. Для режиссера, который славился своей строгостью и дисциплиной, такое поведение было неприемлемым. Для Смоктуновского же кино открывало новые горизонты и возможности для творческого самовыражения.

«Я – гений»

Смоктуновский любил приговаривать «Я – гений», хоть и с изрядной долей самоиронии. Но окружающие были с ним согласны, и на полном серьёзе. Аналогичный вердикт вынес внук Достоевского, Андрей Фёдорович, увидев актера в постановке «Идиот». А коллега актёра Алла Демидова вспоминала, что в этом не было ни позы, ни самолюбования – он просто констатировал факт, как нечто очевидное.
Отрывок из спектакля "Идиот" с Иннокентием Смоктуновским (1968)
Такая позиция не всегда находила понимание среди других артистов и режиссеров. В советском обществе, где коллективизм и скромность считались едва ли не главными добродетелями, открытое признание собственной исключительности многими воспринималось как проявление высокомерия. Однако для Смоктуновского это было просто осознанием своего места в искусстве.

Принципиальность в выборе ролей

После ухода из БДТ Смоктуновский полностью посвятил себя кинематографу, и здесь также проявилась его принципиальность. Он тщательно выбирал роли, останавливаясь на сложных, неоднозначных образах, которые давали ему возможность для дотошного психологического исследования.
Иннокентий Смоктуновский в образе Владимира Ильича Ленина слушает указания режиссёра
Иннокентий Смоктуновский в роли Ленина
Источник:
Даже играя Ленина – роль, которую в то время многие актеры считали за честь получить – Смоктуновский привнес свое видение, отказавшись от каноничного изображения вождя революции. И обошёлся без привычной для этого образа картавости и ужимок. Он стремился показать живого человека со своими сомнениями и противоречиями, а не очередной «памятник» или «опереточную карикатуру», которые заполонили советское кино 30-х и 40-х.

Показательна история создания образа Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Смоктуновский отказывался играть своего героя как однозначно положительного персонажа, настаивая, что слишком уж Деточкин чудаковатый персонаж, можно даже сказать, анекдотичный. Эльдару Рязанову пришлось очень долго уговаривать его согласиться на роль.
Фигура Деточкина не только не находила во мне активного сочувствия, но показалась неправдоподобным вымыслом. Откуда у него столько свободного времени? Он ведь не только работал в страховой конторе, но и выслеживал жуликов, крал автомобили, ездил, продавал их и так далее. Его поступки явно спорные. Поэтому я не понимал, как воплощать этого чудака, чтобы изложение не получило характер анекдота.

Сотрудничество с Ефремовым

В середине 1970-х годов Смоктуновский вернулся в театр: сначала во МХАТ, а затем в МХТ имени Чехова под руководством Олега Ефремова. Этот период стал для актера временем плодотворного сотрудничества и новых творческих высот.
Иннокентий Смоктуновский в образе Иванова в спектакле "Иванов"
Иннокентий Смоктуновский в спектакле "Иванов" на сцене МХАТ
Источник:
Что удивительно, Ефремов, сам будучи сильной творческой личностью, смог найти подход к непростому характеру Смоктуновского. Вместе они создали целую галерею замечательных образов на сцене – в «Иванове», «Чайке», «Дяде Ване», «Кабале святош». Это сотрудничество продолжалось до самой смерти актера в 1994 году.

Наследие непокорного гения

Принципиальность и бескомпромиссность Смоктуновского в искусстве, скорее всего, стоили ему возможностей. Однако именно эти качества помогли ему создать свой уникальный актерский стиль, который внес огромный вклад в развитие советского театра и кинематографа. Возможно, прав был сам Смоктуновский, когда говорил о себе как о гении – иногда гениям необходимо идти своим путем, даже если этот путь лежит через разногласия с окружающими. Главное, что в конце этого пути – великие произведения искусства, которые продолжают волновать и восхищать нас спустя десятилетия.