Фанаты считают, что это лучшая роль в карьере Хоакина Феникса. Спойлер: речь не о «Джокере»

Есть фильмы, которые нужно не просто смотреть, а буквально проживать. «Мастер» Пола Томаса Андерсона — как раз из таких.

Почему критики считают роль Хоакина Феникса в этом фильме одной из лучших в его карьере? Будем разбираться вместе с uznayvse.ru.

Когда кино не развлекает, а выворачивает наизнанку

«Мастер» (2012) — это редкий случай фильма, который сразу позиционирует себя как произведение искусства. Здесь нет привычных сюжетных ходов, легких ответов или удобных для восприятия героев.

, автор «Нефти» и «Лакричной пиццы», погружает зрителя в сложные отношения между двумя мужчинами — ветераном войны Фредди Куэллом ( ) и харизматичным лидером секты Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).
Хоакин Феникс в голубой рубашке и больших наушниках смотрит вдаль
Хоакин Феникс в фильме "Мастер"
Источник:
Герой Хоффмана — обаяшка с железной хваткой, настоящий манипулятор, который способен заставить людей поверить в любую чушь. Феникс — его преданный ученик, с трудом приспосабливающийся к послевоенному обществу. Их союз — то ли дружба, то ли психологический поединок, то ли скрытая история любви.

Никаких компромиссов: как «Мастер» вернул магию большого кино

Фильм стал настоящим экспериментом как для Андерсона, так и для его актеров. Еще бы: «Мастер» — первый художественный фильм, полностью снятый на 65-миллиметровую пленку со времен «Гамлета» (1996) Кеннета Браны.
"Мастер" (2012) – трейлер
Эта пленка придала картине особую визуальную глубину и текстуру, которые сегодня почти невозможно увидеть в современном цифровом кино.

Когда каждый дубль — как прыжок без парашюта

Актеры практически не репетировали сцены заранее — режиссер хотел добиться полной спонтанности, чтобы эмоции рвались наружу прямо перед камерой. Часто сцены, которые занимали одну восьмую страницы, снимались по полтора дня. «Пол просто позволил мне тратить пленку», — рассказывает Феникс.

А еще на площадке проводились своеобразные «сеансы обработки», вдохновленные методиками сайентологии. Андерсон хотел, чтобы звезды прочувствовали манипуляцию сознанием на физическом уровне, хотя и старался не углубляться в вопросы религии.

«Просто собака, просто обезьяна»

Многие критики сходятся во мнении: роль Феникса в «Мастере» — лучшая в его карьере. Его герой — это ходячая рана, человек без цели, с животным страхом перед реальной жизнью. Фредди — как и Артуру Флеку из «Джокера» (об этой роли Хоакина мы ранее писали тут) — так и не нашлось места в обществе.
Неясно, что сделало героя Феникса настолько неспособным — ужасы войны, тяжелое детство или литры самогона, который он варит из всего, что попадается под руку. Как говорит сам актер, его персонаж «просто собака, просто обезьяна, которой руководят инстинкты или импульсы». При этом Хоакин подчеркивает, что, возможно, он так и не понял своего героя до конца.

Съемки на грани нервного срыва

В этой роли Феникс неузнаваем. Хотя режиссер на этом не настаивал, актер заметно похудел перед началом съемок. Его лицо измождено, как у средневекового святого, он постоянно что-то неразборчиво бормочет и хихикает.

В кадр Хоакин входит, сгорбившись и уперев кулаки в поясницу, а его руки дрожат, как у хронического алкоголика. «Феникс не довольствуется полумерами. На него одновременно интересно и страшно смотреть», — пишет критик Дэвид Эдельштейн.
Хоакин Феникс обнимает Пола Томаса Андерсона одной рукой
Пол Томас Андерсон и Хоакин Феникс на 30-й ежегодной кинопремии Film Independent Spirit Awards (2015)
Источник:
Кстати, Пол Томас Андерсон много лет мечтал поработать с Хоакином. В свое время режиссер предлагал ему роли в своих фильмах «Ночи в стиле буги» и «Любовь, сбивающая с ног», но Феникс отказался от обоих проектов. Однако «Мастер» был иным случаем. Во многом актер согласился в нем сняться благодаря Хоффману, у которого Хоакин хотел многому поучиться.

Два титана, одна битва

Многие зрители сходятся в одном: «Мастер» — это не просто фильм, а живой памятник двум великим актерам. Феникс и Хоффман создали настолько мощный экранный дуэт, что его невозможно разобрать на части.

Их герои притягиваются, отталкиваются, уничтожают и снова находят друг друга. От химии между актерами буквально сводит скулы. Неудивительно, что премьерный показ фильма на Венецианском фестивале завершился бурными овациями. А актеры главных ролей разделили награду за лучшую мужскую роль — редчайший случай в истории кинематографа.

Почему «Мастер» важен прямо сейчас — даже больше, чем в 2012

Прошло больше 10 лет с премьеры «Мастера», но фильм до сих пор кажется пугающе актуальным и интересным зрителю, о чем говорит высокая оценка на IMDb. Это вечная история о людях, потерявших ориентиры, готовых цепляться за любую систему, любую идею — лишь бы не остаться наедине с собственной пустотой.

В эпоху социальных сетей, инфоцыганства и новых культов «Мастер» звучит даже острее, чем в 2012 году. «Я действительно надеюсь, что люди смогут пересматривать фильм и наслаждаться им так же, как и я. Я очень горжусь им», — подытоживает режиссер.

Кино для тех, кто готов к правде

Есть фильмы, которые просто приятно посмотреть вечером с чаем. А есть фильмы, которые заставляют вас почувствовать себя неуютно, неудобно, может быть, даже неприятно — но вы точно их не забудете. «Мастер» — именно такой.

«Это в высшей степени уверенная работа уникального режиссера, сильно отличающаяся от стандартной голливудской продукции: она смелая и непреодолимая», — пишет кинокритик Питер Брэдшоу для The Guardian.

Мы в редакции uznayvse.ru регулярно пишем о культовых фильмах и уверены: «Мастер» — это один из немногих случаев, когда искусство заставляет нас заглянуть в себя. И такие фильмы стоит смотреть в любое время.

А как вы думаете — «Мастер» действительно лучшая роль Хоакина или у вас есть свой фаворит? Делитесь мнением — обсудим вместе!