Музыкант с пеленок
Если бы в России существовал титул «самый русский певец», то, несомненно, его обладателем был бы Игорь Тальков. Его творчество — это не просто мелодичные рок-баллады, но и истинное олицетворение свободы, равенства и достоинства.Будущий музыкант появился на свет 4 ноября 1956 года в поселке Грецовка, в Тульской области, а детство провел в соседнем городке Щекино. Как ранее писали редакторы УзнайВсё, здесь он сделал первые шаги в музыке. Стиральная доска, кастрюльные крыши, железные тарелки и другая посуда — все шло в ход, когда маленький Игорь и его брат устраивали домашние концерты.

Игорь был выдающимся мультиинструменталистом. Еще в старших классах он овладел игрой на фортепиано и гитаре, а затем самостоятельно научился играть на бас-гитаре, скрипке и ударных. Тальков обладал удивительной способностью улавливать мелодии на слух и сразу же воспроизводить их. Далеко не все музыканты способны на такое — многие ему завидовали. А вот в нотной грамоте Игорь поначалу был настоящим профаном, хоть и учился в музыкальной школе. Пришлось осваивать теорию самостоятельно, уже будучи взрослым человеком.
Семейная тайна
После школы Тальков отправился в Москву — хотел поступить в театральное училище, но провалился на экзаменах по литературе. Впрочем, незнание романа Горького «Мать», скорее, стало лишь предлогом: администрация учебного заведения всеми способами возводила барьеры перед детьми «изменников родины».Отец Игоря, Владимир Максимович, провел в Сибири двенадцать лет, где и встретил свою будущую жену Ольгу Юльевну, также отбывавшую срок. Оба родителя музыканта были осуждены по статье 58 за «антисоветскую пропаганду» из-за своего происхождения. Отец был репрессирован как «бывший», а мать происходила из немецких колонистов. В заключении родился старший брат Талькова, Владимир.

Однако, повзрослев и узнав горькую правду о своей семье, музыкант изменил свои взгляды на происходящее. В 1975 году 19-летний Тальков публично выразил свое несогласие с политикой Брежнева на площади в Туле. Громкий скандал удалось замять, а «хулигана» отправили в стройбат в Подмосковье.
Во время службы, по словам артиста, он окончательно разочаровался в прежних идеалах. Вернувшись, он стал искать для себя новую веру — ведь человек должен во что-то верить. И нашел он ее в музыке.

Певец правды
После неудачной попытки поступить в театральный вуз Тальков мотался по разным институтам, но нигде не проучился больше года. Постепенно музыка стала делом его жизни и основным источником дохода.В 1980-х годах Игорь успел поработать с такими исполнителями, как Стас Намин, Людмила Сенчина и Александр Барыкин. В тот же период он вошел в состав известной группы «Электроклуб», которую курировал композитор Давид Тухманов, высоко ценивший талант молодого подопечного.
Известность пришла к Талькову в 1987 году, после того как он исполнил песню Тухманова «Чистые пруды». Благодаря ей за музыкантом сразу закрепился образ лирического героя, хотя за аристократической внешностью Игоря скрывалась и ирония, и кураж, и своего рода мужская жесткость. В конце концов Тальков создал собственную группу «Спасательный круг» — дабы было проще доносить до зрителя свои мысли.
После выхода в эфир программы «До и после полуночи» в 1989 году, где прозвучала песня Талькова «Россия», о харизматичном певце уже знала вся страна. К слову, эту композицию, ставшую визитной карточкой артиста, Игорь написал за пару минут, после очередной бессонной ночи. Говорят, он ни разу не исправил ни одной строчки.
Со временем из простого исполнителя Тальков трансформировался в некого философа-идеолога, предвосхитившего многие события в стране. Он использовал песни как «законный» инструмент выражения своих резких и порой «неудобных» мыслей. Многие видели в нем музыкального диссидента и борца против системы (другие, впрочем, считали Игоря плагиатором и конъюнктурщиком).
«Закона арестовывать артиста-композитора у нас нет, а если я своими словами начну говорить, — не в песнях, а просто говорить и собирать такую аудиторию, — то меня просто арестуют, потому что без санкции горисполкома мне никто не позволит этого делать», — заявлял музыкант.

«Игорь потрясающе играл, он так красиво умирал в фильме», — рассказал коллега музыканта по фильму «За последней чертой», Евгений Сидихин. Совпадение или нет, но ровно через год после съемок сцены, в которой герой Сидихина убивает персонажа Талькова, Игоря Владимировича не стало…
Трагедия
6 октября 1991 года музыкант должен был выступить на концерте в Санкт-Петербургском дворце спорта «Юбилейный». Обычно порядок выхода исполнителей на сцену оговаривается заранее, однако певица Азиза не успевала подготовиться к выступлению и попросила Талькова поменяться с ней местами.Договориться с Игорем Азиза послала своего охранника, кикбоксера Игоря Малахова. Между бодигардом и музыкантом внезапно завязался спор. Помощникам Талькова пришлось вывести спортсмена из гримерки. Через несколько секунд в комнату ворвался администратор группы «Спасательный круг» Валерий Шляфман и предупредил, что Малахов вооружен револьвером «Наган» с боевыми патронами.
«Когда раздался третий выстрел, никто сразу ничего не понял, а Игорь даже сделал несколько шагов в сторону сцены, после чего упал около зеркала», — рассказывал музыкальный критик Михаил Садчиков. Раздались возгласы: «Игоря убили!», организаторы бросились вызывать скорую помощь. Прибывшие на место врачи могли только констатировать смерть…
Кто виноват?
Выдвигались разные версии гибели музыканта — от заказного характера, до предположения, что певец все подстроил сам. Сторонники первой версии считали, что «заказ» был сделан продюсером Исмаилом Таги-Заде, которому Тальков перешел дорогу. Исполнителем заказа стал охранник Малахов, которого в те годы открыто называли «гангстером».Супруга Талькова, Татьяна, поведала, что за несколько дней до трагического конца Игорю кто-то позвонил. Хотя она не слышала всего разговора, до нее долетели обрывки фраз, которые заставили ее понервничать. «Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю ее. Посмотрим, кто выйдет победителем», — отчеканил Тальков.
Спустя десять дней после случившегося Малахов явился в полицию с повинной. Через два месяца с него сняли обвинение в умышленном убийстве, но дали «условку» сроком в 2,5 года (за незаконное приобретение и ношение огнестрельного оружия). В некоторых интервью друзья Малахова утверждали, что кикбоксер сожалел о произошедшем. «Когда суд вынес решение, он мне сразу позвонил и во время встречи тихо произнес: „Хочу тебе сказать, это мой выстрел. Беру с тебя слово, что ты ничего не скажешь“», — рассказывал бывший работник МУРа, подполковник в отставке Сергей Валерьев.

Вторым подозреваемым в гибели Талькова стал его директор Валерий Шляфман. Согласно материалам дела, во время потасовки Шляфман вырвал револьвер у Малахова и выстрелил в охранника, но попал в Талькова.
В первые недели после трагедии продюсер активно препятствовал расследованию и пытался переложить вину на Малахова. А в феврале 1992 года он и вовсе уехал в Израиль. Бегство Шляфмана совпало с периодом, когда между Россией и Израилем не существовало договоренностей об экстрадиции. Попытки вернуть фигуранта дела домой не увенчались успехом.
На Земле обетованной объявленный в международный розыск мужчина открыл продуктовый магазин, женился, сменил фамилию на Высоцкий, позже занялся недвижимостью. В 2018 году Валерий подался в турбизнес.

Важной уликой стали фрагменты ткани с рубашки Шляфмана с кровавыми пятнами и следами пороха. Проведенные генетические экспертизы обнаружили ключевые доказательства вины бывшего продюсера. Осенью 2021 года Валерию ужесточили обвинение: с убийства по неосторожности на убийство при отягчающих обстоятельствах. У следствия появилась версия, что продюсер испытывал личную неприязнь к подопечному. Целенаправленно избавляться от музыканта он не собирался, но, вероятно, имеет место так называемое «убийство с косвенным умыслом».
Сегодня Валерий официально обвиняется в убийстве Талькова и покушении на убийство Игоря Малахова, совершенных общеопасным способом. Поклонники певца не сомневаются, что Шляфман (которому недавно исполнилось 60 лет) в скором времени будет экстрадирован в Россию и, наконец, понесет наказание за содеянное.