Николай Крючков – легенда советского кинематографа, символ эпохи, «парень из нашего двора», который стал примером для миллионов своих соотечественников. Его роли в тяжелое для страны время вдохновляли людей на трудовые и боевые подвиги, и в 30-50 годы не было в СССР человека, который бы не знал этого великого артиста. Картины с его участием стали классикой советского киноискусства, а песни из фильмов «Трактористы» и «Небесный тихоход» ушли в народ и до сих пор не потеряли своей актуальности.
На фото: Николай Афанасьевич Крючков
Детство и юношеские годы
Будущий актер родился в Российской империи, на Красной Пресне, в семье московских рабочих. Время было сложное – Крючковы жили впроголодь в девятиметровой полуподвальной комнатушке, куда практически не проникал солнечный свет.
Николай Крючков родился в Москве на Красной Пресне
Отец, Афанасий Николаевич, в молодости трудился на тульских каменоломнях. Однажды он сцепился с десятником и в наказание отправился в солдаты. Получив тяжелое ранение, был комиссован и перебрался в Москву, где устроился разнорабочим на «Трехгорную мануфактуру».
Там он познакомился с молодой ткачихой Олимпиадой Федоровной, которая стала его женой. У них родилось восемь детей, но во время эпидемии тифа почти все они умерли (в живых остались только Николай и его старший брат Петр). В 1920 отец скончался, и мальчишки тоже вынуждены были устроиться на фабрику, чтобы заработать на кусок хлеба.
«Трехгорная мануфактура» на Красной Пресне
Несмотря на тягости и лишения, Николай рос веселым, озорным и смышленым парнишкой. В дворовой компании он был заводилой, в раннем детстве играл в лапту и футбол, гонял голубей, а когда подрос, стал заниматься боксом и верховой ездой.
Окончив семилетку, поступил в ФЗУ, где обучался граверному делу. Именно там юноша записался в драмкружок, который вскоре вытеснил все его прежние увлечения. Николай научился петь и бить чечетку, самостоятельно освоил игру на гитаре и гармошке, с удовольствием выступал на сцене местного клуба. А еще Крючков обожал кино – как только предоставлялась возможность, он мчался с приятелями в ближайший кинотеатр, где по десять раз мог смотреть одну и ту же картину.
Актерская карьера
В 1928 году при московском Театре рабочей молодежи открылась актерская школа-студия. Узнав об этом, Николай тут же отправился в приемную комиссию, не забыв прихватить свою любимую гармошку.
Николай Крючков в молодости
Два года он отучился без отрыва от производства – молодым студийцам преподавали легендарные «мхатовцы» Николай Хмелев, Илья Судаков, Иосиф Раевский, Алексей Грибов, музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский, а литературным руководителем был Михаил Булгаков. Хореографии студентов обучала известная балерина Наталия Глан, супруга режиссера Бориса Барнета. Она-то и «сосватала» Крючкова в кино, замолвив за него словечко своему мужу.
Режиссер Борис Барнет
В его фильме «Окраина» (1933) юноше доверили небольшую роль Сеньки-сапожника, но он справился с ней настолько блестяще, что сразу стало ясно – у парня несомненный талант. Картину ждал большой успех, причем не только на родине, но и за ее пределами, а Борис и Николай стали лучшими друзьями.
Николай Крючков в фильме «Окраина»
В 1934 году Николай сыграл рыбака Алешу в лирической комедии Барнета «У самого синего моря» и влюбил в себя всех девушек Советского Союза. Актер стал кумиром миллионов, со всех уголков СССР ему приходили мешки писем, а самые известные режиссеры мечтали заполучить его на главные роли. Правда, не всем им удавалось сработаться со вспыльчивым и импульсивным актером. Примером может служить картина «Тринадцать» Михаила Ромма, в которой режиссеру пришлось раньше времени «убить» Крючкова, чтобы отстранить его от съемок из-за пристрастия к алкоголю.
Николай Крючков в фильме «У самого синего моря»
Эта пагубная привычка преследовала актера в течение всей его жизни – Николай начал пить еще подростком, работая на текстильной фабрике. Став знаменитостью, актер не в силах был устоять перед соблазном опрокинуть рюмочку-другую со своими поклонниками, среди которых были очень важные и уважаемые люди. Полностью избавиться от зависимости Крючкову удалось только в конце 70-х, когда у него начались серьезные проблемы со здоровьем.
Конфликт с Михаилом Роммом на съемках «Тринадцати» (1937), который мог стоить потери репутации любому другому актеру, никак не отразился на карьере Николая Афанасьевича. Один за другим выходили фильмы с его участием, которые пользовались огромным успехом у советских зрителей.
Режиссер Михаил Ромм
За главную роль Клима Ярко в картине «Трактористы» Крючков был награжден Сталинской премией, песни «Три танкиста», «Броня крепка» распевала вся страна, а фирменный танец «на ягодицах» стал визитной карточкой артиста. Не меньший резонанс вызвала историческая драма «Член правительства» (1938), которая вошла в Золотой фонд советского кинематографа.
Николай Крючков - «Три танкиста, три весёлых друга»
До войны актер успел сняться в трех десятках картин и по праву считался народным любимцем. После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз он в числе других добровольцев рвался на фронт, но получил категорический отказ с железной аргументацией: «Здесь вы будете гораздо полезней, чем на передовой».
В военные годы вышли лучшие картины с участием Крючкова, которые поднимали боевой дух советских людей и помогали им пережить тяготы того страшного времени. Наиболее известные из них – «Свинарка и пастух» (1941) с Марией Ладыниной и Владимиром Зельдиным в главных ролях, «Небесный тихоход» (1945), «Парень из нашего города» (1942), «Котовский» (1942).
Николай Крючков в фильме «Небесный тихоход»
Актер блестяще справлялся с любыми ролями – пел, плясал, играл на гармони, ездил на танке, тракторе и автомобиле, скакал на коне и даже летал на самолете (и все это сам, без дублеров). В перерывах между съемками Николай Афанасьевич много ездил на фронт с концертными бригадами, и мог лично убедиться, как работа артиста помогает поднять боевой дух солдат и офицеров.
В послевоенные годы актер продолжал активно сниматься в кино, к этому времени он уже стал живой легендой и классиком советского экрана. В 1965 году Крючкову было присвоено высокое звание Народного артиста СССР, в 1980 он получил Золотую звезду Героя социалистического труда. За свою творческую жизнь он сыграл в 120 полнометражных фильмах, и даже будучи уже пожилым артистом, всегда «держал марку», не размениваясь на низкопробные роли в дешевых сериалах.
Николай Крючков. Парень из нашего города
Много творческих сил и энергии Крючков отдал театру, особенно во времена «хрущевской оттепели». 50-е годы стали переломными в советском искусстве – новое время требовало других героев. Николаю Афанасьевичу пришлось отказаться от прежнего амплуа, и в этом ему помог Театр-студия киноактера, в котором он прослужил почти пятьдесят лет. Спектакль «Бедность не порок» по пьесе Островского посмотрела вся театральная Москва, а роль Любима Торцова стала для Крючкова отправной точкой для перехода к более глубоким и характерным ролям в кино.
В фильмографии актера стали появляться драматические роли, наводящие зрителей на серьезные размышления. Среди таких работ – «Дело Румянцева» (1955) с Алексеем Баталовым в главной роли, где Крючков впервые появился в несвойственном для себя отрицательном образе.
Николай Крючков с Алексеем Баталовым и Сергеем Лукьяновым в фильме «Дело Румянцева»
Также заслуживает внимания криминальная драма «Жестокость», где Крючков (1959) перевоплотился в начальника уголовного розыска. А молодого милиционера, оказавшегося перед сложным моральным выбором и в итоге покончившим жизнь самоубийством, сыграл Георгий Юматов, считавший эту работу самой удачной в своей кинокарьере.
Личная жизнь Крючкова сложилась достаточно трагично, и лишь к пятидесяти годам он обрел настоящее семейное счастье. Со своей первой женой, студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой актер познакомился в 1939 году на съемках фильма «Трактористы». После окончания работы над картиной они поженились, и Николай перевез молодую жену в небольшую комнату в коммуналке.
Николай Крючков с первой женой Марией Пастуховой
Брак продлился недолго, и даже рождение сына Бориса не помогло супругам сохранить семью. К тому времени Крючков был уже очень известным артистом, много снимался, выпивал и редко появлялся дома. Марию не устраивала такая жизнь, и она, забрав ребенка, уехала из Москвы в Брест.
Крючков быстро утешился в объятиях другой молоденькой актрисы, студентки Щукинского училища Аллы Парфаньяк. Они познакомились на съемках картины «Небесный тихоход». После выхода фильма на экраны Николай развелся с первой женой и сделал предложение новой избраннице. Влюбленные поженились в 1945 году, вскоре у них родился сын Николай.
Но и этот брак продлился недолго – постепенно их чувства стали остывать, Крючков увлекся спортсменкой Зоей Качановской, а за Аллой стал ухаживать актер Михаил Ульянов. В 1957 году супруги подали на развод, и Николай Афанасьевич ушел к новой пассии, оставив жене и сыну двухкомнатную квартиру в центре Москвы.
Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк
Но и третьему браку артиста не суждено было оказаться счастливым – через несколько месяцев после свадьбы Зою сбил грузовик прямо на глазах Николая. Девушка скончалась на месте, а Крючков на фоне этой трагедии впал в глубокую депрессию и страшно запил. Начались проблемы со здоровьем и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы на его жизненном пути не повстречалась еще одна женщина.
Николай Крючков и Зоя Качановская
Лидия Николаевна работала ассистентом режиссера на картине «Капроновые нити» и была младше нашего героя на двадцать лет. Между ними возникло удивительное притяжение – Крючков сразу понял, что этот белокурый ангел послан, чтобы его спасти. Так и произошло – до последних дней его жизни Лидия Николаевна была рядом и стала для него не только любимой женщиной, но верным соратником и настоящей второй половинкой.
Николай Крючков с женой Лидией, её дочерью Эльвирой и внучкой
У актера сложились прекрасные отношения с ее дочерью Эльвирой, чего нельзя сказать про его собственных сыновей. Бориса после развода с его матерью он практически не видел, с Николаем отношения были хуже некуда. Алла Парфаньяк тоже не смогла найти общий язык с сыном – когда парень вырос, он ушел из дома, стал диссидентом, а затем и вовсе уехал из страны. В Германии он попал в тюрьму, затем вернулся на родину, где некоторое время лечился в психиатрической клинике.
Николай Крючков - «Вязаный шарф голубой» (из фильма ««Фронт»»)
Мало кто знал, что Николай Афанасьевич писал стихи и музыку, например, песня «Вязаный шарф голубой» из кинофильма «Фронт» – его собственного сочинения. Крючков также является автором биографической книги «Чем жив человек», которая была издана в Москве в 1987 году.
Последние годы жизни и смерть
Во время Перестройки фильмы, снятые в 30-50 годы, стали называть «сталинскими» и «прокоммунистическими». Крючков как один из символов той эпохи был предан забвению, что не могло не отразиться на его моральном и материальном положении. Пожилой больной актер был вынужден перебиваться на нищенскую пенсию, большую часть из которой он отдавал приемной дочери и внучке.
«Раскрывая тайны звезд»: Николай Крючков
Лишь в 1993 году, после неоднократного обращения друзей артиста в Министерство культуры РФ, Николаю Афанасьевичу назначили «президентскую пенсию», которая хоть как-то могла компенсировать его выдающие заслуги перед Родиной.
Николай Крючков – легенда советского кинематографа
Последние фильмы с участием Крючкова – историческая драма «Царь Иван Грозный» (1991) и военный фильм «Ангелы смерти» (1993), посвященный пятидесятилетию Сталинградской битвы.
Николай Крючков в драме «Царь Иван Грозный»
Под конец жизни актер часто болел и практически все время проводил в дачном поселке Икша вместе с Лидией Крючковой, своей четвертой супругой, выезжая только на рыбалку или на футбольные игры любимого «Спартака».
Николай Крючков на футболе
Стоит отметить, что Николай Афанасьевич был самым главным рыбаком в советском кинематографе и даже получил шуточное звание «президента рыболовецких наук». В последние годы он выбирал роли по принципу «Если есть море или река – хороший сценарий» и все свободное от съемок время проводил с удочкой в руках.
Николай Крючков на рыбалке
За неделю до смерти Николай Афанасьевич попал в больницу с высокой температурой и затрудненным дыханием. Врачи сумели стабилизировать его состояние, так что в последние дни Крючков был в хорошем настроении, много шутил и даже пытался напевать частушки. Вечером он поцеловал супругу на прощание и сказал, как он ее любит. А утром 13 апреля 1994 года актера не стало.
Могила Николая Крючкова
Похоронили Крючкова на Новодевичьем кладбище, рядом с другими выдающимися деятелями отечественной культуры. Его вдова и дочь бережно хранят семейный архив, который состоит из уникальных фотографий, личных дневников и любительских видеозаписей легендарного артиста.