Биография князя Владимира
Владимир Святославович, Владимир Креститель – князь новгородский и великий князь киевский. Сделал христианство государственной религией на Руси, что привело к возникновению новой культуры и цивилизации на её землях. В силу исторических обстоятельств он оказался на стыке двух эпох, языческой и христианской, и внес большой вклад в объединение и расширение русских земель. В былинах его называли Красно Солнышко, церковь причислила Владимира к лику святых, объявив равноапостольным.
Детские и юношеские годы
О дате, как и о месте рождения Владимира в «Повести временных лет», главном источнике сведений о нем, сказано, что он предположительно родился в 960 году в деревне Будятино (Будутино) неподалеку от Киева.По другим данным, годом его рождения был 955 или 956 год. Историки спорят о дате и месте рождения правителя Киевской Руси и сейчас, высказывая предположения, что будущий Креститель Руси мог родиться под Псковом в селе Будник, или в городище Владимирец.
Доподлинно известно, что отцом его был князь Святослав Игоревич, потомок Рюрика, а матерью – ключница и раздатчица милостыни Малуша, служившая княгине Ольге. Узнав о том, что её служанка беременна от её сына, княгиня впала в ярость и отправила девушку в деревню. Когда родился мальчик, Ольга решила взять внука, пусть и незаконнорожденного, под свою опеку. Владимир переехал в Киев и с трехлетнего возраста воспитывался братом матери, воеводой Добрыней.
Всего у князя Святослава, проводившего почти все свое время в походах, родилось трое сыновей. Он завещал свои земли им по старшинству: Ярополку достался Киев, Олегу – древлянские земли, а Владимир стал править в Новгороде под присмотром того же Добрыни, пока не подрос.
Правление в Новгороде и захват власти в Киеве
Когда в 972 году погиб в бою с печенегами великий князь Святослав, его сыновья начали борьбу за власть. Во время охоты в древлянских землях от руки Олега погиб сын воеводы, служившего у Ярополка. Князь киевский начал с братом междоусобную войну, во время которой Олег погиб, а его войско было на голову разбито. Ярополк присоединил владения погибшего брата к своим, после чего решил завоевать Новгород.Владимир «убояся, бежа за море» в скандинавские земли, где у него были друзья-варяги. Ярополк назначил в Новгороде посадника и стал править Русью единолично. Владимир за два года обрел союзников, собрал большое войско и пошел отвоевывать свою вотчину. Вернув Новгород, князь не остановился. Многие новгородцы поступили служить в его дружину, обрадовавшись возвращению Владимира.
Под предводительством князя дружины отвоевали у Ярополка древлянские земли, а многие древляне тоже подались воевать с киевским князем. Решив укрепить свою власть в древлянских краях, Владимир отправился в Полоцк и посватался к дочери правившего там князя Рогволда, несмотря на то, что девушка уже была просватана за Ярополка. Своенравная Рогнеда заявила, что не будет разувать раба (языческая традиция разувания супруга), чем нанесла смертельное оскорбление и Владимиру, и его наставнику Добрыне. Князь не простил унижения и страшно отомстил ей за строптивость.
По наущению дяди он сначала изнасиловал Рогнеду на глазах у её отца и матери, затем убил Рогволда и двух его сыновей. После этого полоцкая красавица насильно стала женой Владимира.
После этих событий Владимир направил свои варяжские войска на Киев. Осажденный город не сдавался, и тогда князь выманил Ярополка через подкуп воеводы Блуда. Киевский воевода убедил Ярополка, что тому нужно бежать. В Родне, куда прибыл Ярополк, его ждала засада. Убив старшего брата, Владимир взял в наложницы его жену, ожидавшую ребенка. Присоединив оставшихся в живых ярополковых дружинников, он вошел в Киев.
«Повесть временных лет» годом вокняжения Владимира называет 980 год, тогда как монах Иаков в летописи «Память и похвала князю Владимиру» указывает 978 год. После захвата Киева варяги стали требовать с нового киевского правителя дань за свою службу.
У Владимира уже было множество своих дружинников, и он отправил большую часть варяжских войск на службу в Византию, пообещав им оплатить дань, но так и не выполнил обещание. Но воины поверили, что в Константинополе у них появятся новые возможности обогатиться. Справившись таким образом с назревавшим мятежом и оставив при себе самых надежных соратников, Владимир принялся за правление.
От язычества – к крещению Руси
После реформирования войск великий князь решил укрепить собственную власть, возлагая надежды на языческие устои. В Киеве появилось капище с изображениями шести славянских богов. Деревянные идолы были огромными, им приносились дары и жертвы, вокруг них совершались обряды. Христианство же при раннем правлении Владимира преследовалось и искоренялось. Вместе с тем, великий князь продолжал завоевывать новые земли, объединяя их в единое государство.В те времена Польшей правил князь Мечислав, который прославился тем, что принял христианство. Владимир начал войну с Польшей, вероятно, чтобы вернуть земли, которые раньше были завоёваны князем Олегом в Галиции, но потом отошли к Польше во время правления Ярополка. В ходе этой войны Владимир захватил город Червен, взял Перемышль и другие города. Эти территории стали частью Руси и получили название Червенских городов.
В следующие два года Владимир подавил восстание вятичей, которые отказывались платить дань, и завоевал земли ятвягов – воинственного латышского племени, обитавшего в лесах между Литвой и Польшей.
Затем он расширил свои владения до самого Балтийского моря: согласно исландскому летописцу Стурлезону, Ливония принадлежала Владимиру, и его чиновники собирали дань со всех жителей территории между Курляндией и Финским заливом.
Расширяя границы на Западе, Владимир все чаще задумывался о том, что на Руси нужна более сильная и новая религия. Легенда гласит, что он прошел «испытание вер», призывая ко двору проповедников самых различных течений – ислама, иудаизма, христианства.
Легенда гласит, что в 987 году Владимир Святославич после длительных бесед с представителями различных конфессий собрал бояр на совет. Он объявил всем, что предложили магометане, иудеи, католики, греки и советовался, какую же веру избрать для Руси. Старцы посоветовали ему отправить в разные земли людей, которые своими глазами смогут увидеть, кто и как почитает веру свою.
У мусульман послы заметили бедные храмы, грустные молитвы и печальных людей. В землях немецких католиков они видели церковные обряды, но без особой красоты и величия. Когда же послы прибыли в Константинополь, столицу православной Византии, император специально устроил для них впечатляющее зрелище. Понимая, что простых людей больше впечатляет внешняя красота, чем сложные религиозные идеи, он приказал показать послам службу в главном храме – церкви Святой Софии. Там сам патриарх в праздничном облачении проводил богослужение.
Послы были поражены красотой и торжественностью православной службы, великолепием храма. Вернувшись, они сказали Владимиру: «Если бы греческая вера не была лучшей, то твоя бабка Ольга, которая была мудрейшей из людей, не приняла бы её». Это стало важным аргументом.
По словам летописца, более всего князя впечатлила беседа с греческим философом, после чего его выбор остановился на православии. В персидских трактатах имеются сведения, что Владимир попытался отправить посольств в Хорезм, когда «сократились средства к существованию», чтобы иметь возможность совершать набеги и пополнять казну, что в мусульманской религии не возбраняется.
Православие, в котором была крещена его бабушка, княгиня Ольга, все же возобладало, Владимир планировал наладить отношения с Византийской империей, самым могущественным игроком на карте мира. Вернувшись в столицу Руси, князь крестил своих детей, а затем в Днепре и весь народ киевский.
Прибыв в Киев, Владимир приказал уничтожить всех языческих идолов (кумиров). Часть из них приказал порубить, других – сжечь. С главным языческим богом Перуном обошлись показательно: его привязали к хвосту коня и протащили с горы по Боричеву спуску, при этом двенадцать человек били его палками – чтобы показать людям, что этот «бес» (языческий бог) их обманывал и теперь получает за это наказание.
Когда Перуна тащили к Днепру, многие язычники плакали по нему. После этого Владимир издал жесткий указ: все жители города, независимо от их богатства или социального положения (богатые, бедные, нищие, рабы), должны прийти на следующий день к реке креститься. Тех, кто не придет, князь объявил своими врагами. Люди пошли креститься, рассуждая простодушно: раз князь и бояре приняли новую веру, значит, она хорошая.
Приняв православие в 988 году, Владимир повелел ставить церкви по тем местам, где раньше находились языческие идолы, а капища уничтожать. При помощи византийских архитекторов в Киеве был воздвигнут первый каменный храм на Руси, белокаменный храм Пресвятой Богородицы, который назвали Десятинным, поскольку князь распорядился отдавать в пользу церкви десятую часть доходов.
И по другим городам Руси стала распространяться вера православная, людей приводили к крещению священники, разосланные по всем землям. Был издан церковный устав под названием «Кормчая книга», развивалась просветительская деятельность, организовывались школы для будущих священников.
Не жалел Владимир Святославич и земель русских под строительство монастырей, в частности, во времена его правления был построен скит на горе Афон для русских монахов.
Не во всех городах процесс обращения в новую веру проходил благополучно. Вновь присоединенные к Киеву области бунтовали и отказывались принимать христианство. Восстания и бунты подавлялись силовыми методами, но политика Владимира сводилась к тому, что он со своими дружинниками брался за оружие лишь для отражения атак печенегов, в остальном занимался укреплением государственных границ.
Жены и дети
До своего крещения князь, судя по летописям, вел весьма разнузданный образ жизни. Языческая вера не запрещала ему иметь и жен, и наложниц. Лаврентьевская летопись исчисляет последних сотнями по разным городам:По данным разных летописей, от Рогнеды, на которой Владимир женился силой, у него было четыре сына – Изяслав, Мстислав, Всеволод, Ярослав (в будущем – Мудрый) и три дочки – Предслава, Премислава и Мстислава.300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.
От гречанки Предиславы родился сын Святополк (в некоторых источниках он именуется племянником или пасынком), от «чехини» (на самом деле норвежской княжны Олавы) – Вышеслав, от «болгарыни» (болгарской княжны Милолики) – Борис и Глеб. Были и другие дети от менее известных женщин.
Когда у Владимира появились другие жены, Рогнеда, вдвойне оскорбленная, решила отомстить ему. Однажды она пыталась зарезать его спящего, но князь проснулся и перехватил её руку. Женщина вспомнила все свои обиды, чем ещё сильнее разгневала Владимира. Он приказал ей надеть царские одежды и приготовиться к казни. Но с мечом на защиту матери выступил Изяслав, чем шокировал отца.
Владимир не смог предать смерти Рогнеду и лишь выслал её и сына из Киева в полоцкий город, позже названный Изяславлем. Рогнеда, которую за все пережитые ею беды стали называть Гориславой, под конец жизни простила Владимира и, по мнению летописца, приняла постриг и удалилась в монастырь.
В 988 году случилось еще одно важное событие, касающееся личной жизни Владимира Святославича. Он завоевал византийский торговый город Херсонес (Корсунь на древнерусском). Как говорит летописец:
Завоевав столь стратегически важный город, Владимир возгордился и через посольство объявил императорам византийским Василию и Константину, что хочет жениться на их сестре, царевне Анне, а в случае отказа пойдет войной на Константинополь.…нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас: сей человек пустил к Россиянам стрелу с надписью: За вами, к Востоку, находятся колодези, дающие воду Херсонцам чрез подземельные трубы; вы можете отнять ее. Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы (коих следы еще заметны близ нынешних развалин Херсонских). Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам.
Его честолюбие было со временем удовлетворено, но братья поставили условием принять веру христианскую. Владимир, практически готовый к крещению, согласился, но потребовал прислать ему Анну в залог дружбы и доверия. Девушка была в ужасе: князь казался ей жестоким и диким захватчиком.
Крещенный именем Василий, вместе с супругой Анной Византийской Владимир вернулся в Киев. Она была помощницей князя во всех его делах, помогала открывать новые храмы и школы....Но Политика требовала сей жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом. Горестная Царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками: там народ встретил ее как свою избавительницу, со всеми знаками усердия и радости. В летописи сказано, что Великий Князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься и что он прозрел в самую ту минуту, когда Святитель возложил на него руку.
Мало что известно о детях пары, но исследователь Анджей Поппэ выступил с гипотезой, которую поддержали и другие историки: жена новгородского посадника Остромира Феофана и была дочерью Владимира и Анны. По православным канонам князь жил только с Анной, оставив прежние отношения с женщинами.
Смерть и память
Владимир Святославич Креститель скончался в 1015 году, во время нападения печенегов на Русь. Он не успел изменить практику престолонаследия и завещать власть по собственному усмотрению. Летопись так описывает последние дни Владимира Великого:Князь был признан церковью равноапостольным, история назвала его Великим. Крещение Руси – главное его достижение, но далеко не единственное. Память равноапостольного князя Владимира празднуется 15 июля по юлианскому календарю и 28 июля по григорианскому.В этой болезни скончался июля в пятнадцатый день. Умер же он в Берестове, и утаили смерть его так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя клетями и, завернув тело Владимира в ковер, спустили веревками на землю и, возложив на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую caм создал. Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем – бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, и похоронили тело его с плачем.
В 1240 монголы разрушили Десятинную церковь и под её руинами так и остались саркофаги Владимира, его жены, другие захоронения. Лишь в 1635 году киевский митрополит Петр Могила достал останки князя из-под руин.
В 1853 году в Киеве открыли памятник святому князю Владимиру, а в 1896 году был достроен и освящен Владимирский собор. Многочисленные храмы и соборы его имени находятся в различных странах мира, включая США, Чехию, Францию. Наибольшее их количество построено в России. Именем Владимира Крестителя названы улицы, проспекты, учебные заведения в различных городах. Памятники этой исторической личности установлены в Москве, Владимире, Гданьске, Астрахани.
Также его фигура присутствует на скульптурной композиции Михаила Микешина «Тысячелетие России» в Новгородском кремле. Имеется немало упоминаний о нем и в художественных книгах, научных работах, документальном и художественном кино. Так, в советской картине «Ярослав Мудрый» его сыграл Петр Вельяминов, а в неоконченной киноэпопее «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» его образ воплотили Андрей Сухов и Александр Беспалый. Сыграл Владимира и Данила Козловский в исторической картине «Викинг».
Интересные факты
- Среди многочисленных мнений историков и исследователей жизни и деятельности князя Владимира Крестителя имеются и сложенные о нем легенды. В различных летописях имеются сведения о человеческих жертвоприношениях языческим богам. Так, Николай Карамзин отмечал, что после одной из своих побед Владимир решил принести благодарность идолам и повелел бросить жребий, кто из молодых киевлян станет этой жертвой:
…жребий пал на юного Варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был Христианином. …он начал говорить о заблуждении язычников, о безумии кланяться тленному дереву вместо живого Бога, истинного Творца неба, земли и человека. Киевляне терпели Христианство; но хуление Веры их произвело всеобщий мятеж в городе. Народ вооружился, разметал двор Варяжского Христианина и требовал жертвы. Отец, держа сына за руку, с твердостию сказал: «Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть они сами извлекут его из моих объятий». Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына, которые были таким образом первыми и последними мучениками Христианства в языческом Киеве. Церковь наша чтит их Святыми под именем Феодора и Иоанна.
- Во время правления Владимира Святославича начали чеканить золотые и серебряные монеты с его изображением – по византийским образцам. Также на них изображался символ власти Владимира – трезубец. На некоторых из них было указано имя святого Василия, данное Владимиру при крещении. Это были первые монеты на территории древней Руси, которые, по имеющимся сведениям, чеканились болгарскими монетными мастерами. Собственные деньги для князя были дополнительным знаком его суверенитета.
Важные события в жизни
(Предположительные даты)- 970 год: начал самостоятельное правление в Новгороде.
- 977 год: бежал из Новгорода к варягам из-за междоусобной войны братьев Ярополка и Олега. взял в жены вдову Ярополка «грекиню Предиславу», от которой родился сын (или усыновленный племянник) Святополк.
- 978 год: захватил Полоцк, насильно женился на дочери полоцкого князя Рогнеде. От нее родились сыновья Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод и дочери Предслава, Премислава, Мстислава.
- 980 год: начало княжения в Киеве. Провел так называемую языческую реформу.
- 981 год: воевал с поляками за Червенскую Русь. Присоединил к Киеву Червен и Перемышль. Обложил данью вятичей.
- 983 год: победил племя ятвягов, установил контроль над Судовией.
- 984 год: победил племя радимичей. Присоединил их земли к Киеву.
- 985 год: победил волжских булгар. Заключил мир на выгодных для Руси условиях. Обложил данью Хазарию.
- 988 год: прошел обряд крещения в православную веру. Венчался по православной традиции с принцессой Анной Византийской. Возвратившись с ней в Киев, приступил к крещению Руси.
- 989 год: участвовал в подавлении мятежа византийца Варды Фоки.
- 990 год: заложил город Владимир-на-Клязьме.
- 991 год: определил десятину для церкви Святой Богородицы. Заложил город Белгород.
- 992 год: участвовал в походе на белых хорватов. Присоединил их земли к Киеву. Заложил город Переяславль.
- 1000 год: участвовал в походе на дунайскую Болгарию.
- 15 июля 1015 года – дата смерти.