Биография Петра Кацыва
Кацыв Петр Дмитриевич – российский государственный деятель, управленец, который долгие годы руководил развитием пассажирских перевозок в Московской области, успешно работал в правительстве региона. На посту вице-президента РЖД реализовал крупный проект московского транспортного узла.
Транспорт имени Кацыва
Роль личности в истории – предмет многовекового спора философов, экономистов, историков. Была бы Московская область другой, если бы в нее однажды не приехал Петр Кацыв? Наверняка. Была бы лучше? Едва ли…Такой многоликий мегаполис
Что такое Москва и Подмосковье? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Для кого-то это золотое сердце России, для кого-то зажравшийся центр, для кого-то культурная столица, для кого-то ужасающий муравейник… Но все мы, и жители региона, и провинциалы, видим лишь какую-то часть, близкую и интересную именно нам. Некоторые по долгу службы обязаны видеть всё. Большой город и его окрестности – это в первую очередь даже не впечатляющие небоскребы и бесконечные кварталы, а инфраструктура между ними. Даже в первобытных деревнях хижины располагались не как угодно, а наиболее удобным для обороны способом. Уже древние города старались строить по планам, и некоторые из них являются настоящими шедеврами коммунального устройства.Столетия шли, цивилизация развивалась, людей становилось все больше, а войн меньше, и постепенно застройка больших городов из плановой стала хаотичной. Управление развитием таких агломераций из рутинной работы стало настоящим искусством, требующим высочайшего мастерства, и надо признать, что далеко не везде –как в России, так и за рубежом – городское руководство оказывалось на высоте. И так уж исторически случилось, что одной из самых запутанных, разнородных, оригинальных агломераций стала московская – столица вместе с городами-спутниками, тянущимися в наши дни уже на 50-60 км от центра, кажется, приспособлена для чего угодно, только не для нормального передвижения.
Но мы передвигаемся, и, в общем, неплохо. Потому что были люди, которые об этом позаботились.
Простой советский старт
Петр Кацыв родился в 1953 году в городке Славута Каменец-Подольской (теперь – Хмельницкой) области. Типичный провинциальный советский мальчик, одержимый любовью к учебе, он рано выбрал для себя направление – точные науки и техника. Социальные лифты тогда действовали бесперебойно, по окончании школы украинский выпускник поехал прямо в Москву и в борьбе с такими же бойкими провинциалами был зачислен в Московский автодорожный институт. А через пять лет, в ранге дипломированного специалиста, стал инженером по безопасности дорожного движения в Пассажирской автоколонне №1786 в Химках.Серьезных происшествий при инженере Кацыве в колонне не было, а вот в его жизни произошли важные изменения: он женился на выпускнице пединститута в белорусском Гродно, с которой познакомился еще в родной Славуте (жена Людмила до сих пор работает в химкинском образовании, уже в статусе руководителя Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»), в 1977 году у них родился сын Денис.
Семейные хлопоты и занятость на работе не позволили молодому специалисту вовремя закончить аспирантуру и защитить диссертацию, но, может, оно и к лучшему: кандидатом наук Петр Дмитриевич стал только через двадцать лет, когда у него уже накопился огромный опыт практического управления транспортными перевозками. Его работа по организации транспортных перевозок в крупном регионе до сих пор является ценным пособием для нового поколения управленцев на подмосковном транспорте.
Впоследствии Петр Дмитриевич Кацыв получил и степень доктора наук.
От инженера до министра
Но вернемся к биографии. Толкового инженера приметили, и в 1982 году повысили до начальника отдела безопасности движения уже на всем Московском управлении пассажирского автотранспорта – «Мособлпассажиравтотрансе». Впоследствии он стал заместителем начальника организации по перевозкам, потом первым заместителем начальника. То есть уже к 1987 году 34-летний Кацыв Петр фактически курировал все подмосковные пассажирские автобусные маршруты – частного общественного транспорта тогда и не было.
Пост генерального директора – потолок в любой государственной организации, и вполне могло сложиться так, что Кацыв проработал бы на своем посту до пенсии или по просьбе руководства страны был «переброшен» в какой-нибудь проблемный регион, где нужно было срочно навести порядок в транспортной сфере. Но случилось иначе – в 2001 году управленец получил лестное приглашение возглавить министерство транспорта фактически уже родной Московской области.
В руководстве региона
Сфера деятельности Кацыва резко расширилась: теперь сюда входили:- управление электротранспортом;
- ремонт дорог;
- взаимодействие с железнодорожниками.
К примеру, Кацыв вошел в Совет директоров аэропорта Шереметьево, где, вспоминая молодость в автоколонне, курировал вопросы безопасности (серьезных нештатных ситуаций у наземных служб за это время не случилось). Он же курировал строительство скоростных железнодорожных веток до аэропортов, по которым вскоре покатили новенькие «Аэроэкспрессы».
С шоссе – на рельсы
Но ничто не вечно под Луной. В 2012 году новый губернатор перекинул Петра Дмитриевича в Главное управление по взаимодействию с федеральными органами власти, а потом и вовсе перевел в свои советники. К руководству Московской областью пришла новая команда, ставленники Сергея Шойгу и Андрея Воробьева, которые не хотели себя связывать с представителями прежней команды.Хотя какой там команды? Если карьера Кацыва к тому моменту протекала уже на фоне истории:
- родился при Сталине;
- пошел в школу при Хрущеве;
- в институт – при Брежневе;
- начал подъем по служебной лестнице во время «гонки на лафетах»;
- первым замглавы «Мострансавто» стал при Горбачеве;
- возглавил «Мострансавто» при Ельцине;
- вице-губернатором стал при Путине;
- ушел из транспортной сферы при Медведеве.
На службе в госкорпорации
Но в 2014 году взорвалась информационная «бомба»: Кацыва назначили вице-президентом АО «РЖД», руководителем Московского транспортного узла! Для специалистов отрасли эта новость была не меньшей сенсацией, чем смена правительства России в 2020 году. Одной из главных поставленных перед ним задач было оживление буксующего проекта – реконструкции Малого кольца Московской железной дороги, переоборудование его для нужд пассажиров.
Новые горизонты
В феврале 2019 года Петр Кацыв ушел в отставку. Позади у кавалера четырех орденов – более 40 лет работы, тысячи выполненных задач. Остаются с ним громкое имя, огромный опыт и знания, уважение и признательность коллег и подчиненных. За будущее можно не беспокоиться: сын Петра Дмитриевича Денис продолжает его дело, но уже, в духе времени, в частном бизнесе.