Людмила Хитяева

Имя:
Людмила Хитяева (Lyudmila Khityaeva)
Отчество:
Ивановна
Кто такая:
День рождения:
(94 года)
Место рождения:
Горький
Семейное положение:
не замужем
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Людмилы Хитяевой

Людмила Хитяева — советская актриса. У многих зрителей она ассоциировалась с образами казачек, которых ей нередко приходилось играть в кино: в «Тихом Доне» Сергея Герасимова, «Поднятой целине» Александра Иванова, «Стряпухе» Эдмонда Кеосаяна. Также сыграла главные роли в фильмах «Евдокия», «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Приваловские миллионы (1972), «Отец и сын» (1979).
Портрет женщины средних лет с короткой стрижкой
Актриса Людмила Хитяева

Детство и юность

Людмила появилась на свет в Горьком (сейчас это Нижний Новгород) 15 августа 1930 года.

Мама, Вера Ивановна, была врачом-хирургом. В годы Великой Отечественной входила в спасательную бригаду, вывозившую раненых из-под Сталинграда по заминированной Волге. Как вспоминала позже Людмила, с войны 29-летняя Вера Ивановна вернулась седой: на глазах у неё взорвалась близкая подруга.

Отец, Иван Яковлевич, происходил из разорившегося дворянского рода, был сыном царского офицера. В 14 лет он приехал в Горький, чтобы поступить на рабфак. Позже получил инженерно-экономическое образование, был востребованным специалистом.

Призыва на фронт он избежал: в детстве сломал ногу, она срослась неправильно, и всю дальнейшую жизнь Иван Яковлевич хромал. Что, по мнению Хитяевой, ничуть его не портило. «Человек он был целеустремленный. У него мозги – компьютер. Папа был очень породистый», – цитировал актрису Михаил Грушевский в своей книге «Звёзды. Неизвестные истории про известных людей».
Девушка с двумя длинными косами с бантами
Людмила Хитяева в ранние годы
Родители очень много работали, часто брали дополнительные смены и подработки. Поэтому страшной нужды послевоенных лет девочка не испытала. Семья жила в двухкомнатной квартире с изразцовой печью. Людмила всегда одевалась по моде, часто звала друзей на пельмени, щи, пироги.

Десятый класс Хитяева заканчивала в школе рабочей молодёжи. Как вспоминала актриса, в общеобразовательной школе она с кем-то поссорилась и в сердцах заявила: «Больше здесь учиться не буду!». А в школе рабочей молодёжи её привлекал график: занятия шли по вечерам, и весь день был свободен.

Получив аттестат, Людмила подала документы в мединститут, как хотела её мама. В пору вступительных экзаменов подруга Маргарита, поступавшая в Горьковское театральное училище, позвала Хитяеву с собой для поддержки.

Людмила решила тоже попытать счастья. Что читать перед педагогами, она не сомневалась – до этого к одной из школьных олимпиад она выучила монолог Катерины из «Грозы». Чтобы казаться взрослее, она надела чалму. Но головной убор только насмешил приёмную комиссию.
...Они говорят: «Деточка, не расстраивайтесь. А почему у вас на голове это жуткое сооружение? Снимите, голубушка, снимите». Я снимаю чалму, падают две косы. Они говорят: «Это совсем другое дело. Зачем вы себя старите?» Я ушла в слезах, потому что поняла, что это – провал.
Но на следующий день имя Людмилы Хитяевой появилось в списках. А вот подругу не взяли – и она ушла в медицину и в дальнейшем стала прекрасным хирургом.

На курсе Хитяева оказалась самой младшей. Поначалу в училище студентку называли Желторотиком, так как другим ребятам было уже за двадцать, а ей –всего семнадцать.

Дебют в кино

В 1952 году Людмила Хитяева окончила училище и вошла в труппу Горьковского драмтеатра. На этой сцене Людмила Ивановна сыграла немало центральных ролей вместе со своим бывшим однокурсником и возлюбленным Александром Белокринкиным.

В 1957 году актриса была занята в горячо ею любимой постановке «В нашем доме» в образе жены Стаханова. Один из спектаклей увидел писатель и сценарист Анатолий Рыбаков, автор романа «Екатерина Воронина». Когда на киностудии имени Горького решили экранизировать книгу Рыбакова, он сам порекомендовал режиссёру Исидору Анненскому обратить внимание на молодую актрису.

Сначала девушку не хотели отпускать на съемки, так как она была задействована во многих спектаклях, но, в конце концов, худрук дал свое согласие, но с одним условием: «Когда ты станешь известной актрисой, а ты ею обязательно станешь, не забудь, где твои корни – в Нижнем Новгороде, на сцене Театра драмы».

Актрисе пришлось совмещать работу на сцене и в кино. Вечером она играла спектакль, а затем на поезде приезжала в столицу, где сразу отправлялась на съемочную площадку.

Людмила играла главную роль, рано лишившуюся матери Екатерину Воронину, После института она устраивается в порт, где у неё, принципиальной женщины с твёрдым характером, никак не складываются отношения с мужчинами. Много лет спустя Хитяева призналась, что из всех своих героинь именно самую первую, Екатерину, считает самой близкой себе.

«Тихий Дон»

Не успели еще закончиться съемки в «Екатерине Ворониной», как Людмила получила предложение от Сергея Герасимова сыграть Дарью в «Тихом Доне». Режиссер встретил актрису в павильоне, когда она шла со съемок, и утвердил ее на эту роль без проб.
...Он увидел меня и говорит: «Вот идет Дарья! Будешь у меня сниматься?» А я и растерялась: казачка, Герасимов… Я и не видела себя в этой роли! Так и сказала. А он мне опять: «Ничего! Ты – Дарья! Все получится! Получится». Я растерянно сопротивлялась, но вот и Дарья. Меня же сам Шолохов одобрил. У меня была только одна «проба»: та сцена, где я плачу над убитым мужем Петром. Эта сцена на экране – минута, а дублей делали 13 раз!
Через полтора месяца после судьбоносного разговора с Сергеем Аполлинариевичем Хитяева получила телеграмму с приглашением на съемки, но чуть было не отказалась. От постоянного недосыпа Людмила была уже настолько вымотана, что попросила взять на роль кого-нибудь другого.

Вскоре ее вызвали в обком партии. Разговор был суровый: «Ты что, девчонка, с ума сошла? Отказываться от произведения Шолохова — это что такое?». Хитяева начала объяснять свою ситуацию, но ей сказали, как отрезали: «На Дону и отдохнешь!».

Первым эпизодом с её участием была сцена, в которой Дарья причитала над телом убитого мужа. Попытки Людмилы изобразить отчаянье Герасимова не устроили. Спустя три дня Хитяеву посадили на телегу и привезли на ближайший хутор, где как раз хоронили кого-то из местных жителей. На них-то актриса и услышала, как голосят казачки над усопшим.

Услышав их плач, Людмила и сама зарыдала в голос. Правда, не по чужому родственнику, а по своим творческим неудачам и возможному фиаско, с которым ей предстоит вернуться в родной город. Из-за нервного состояния ночью девушка не смогла уснуть, а к утру ее лицо распухло от слез. Герасимов был доволен.
Две молодые девушки, одна в белом платке на голове и в розовом платье утешает вторую, в жёлтом платье
Людмила Хитяева в фильме "Тихий Дон"
После команды «мотор» Людмила уже не думала ни про камеру, ни про требования Герасимова. К ней вернулось вчерашнее ощущение, заставившее ее заголосить. И первый же дубль оказался удачным. После этого на всякий случай сделали еще три. Сергей Аполлинариевич наконец-то получил тот результат, на который рассчитывал.

Во время съемок у Хитяевой случилось и еще одно «приключение». Нужно было снимать сцену самоубийства Дарьи — та, согласно сюжету, утопилась. Но когда дошло до дела, выяснилось, что Людмила не умеет плавать.

Исправить ситуацию помог каскадер по имени Петр. Он прекрасно плавал. Благодаря его урокам актриса через пару дней научилась держаться на воде. После этого каскадер предложил ей прокатиться на лодке. Суденышко, в котором разместились Людмила и Петр, а также два человека из массовки, выплыло на середину реки. И тут «попутчики» начали его раскачивать. Это был хитрый умысел: лодка перевернулась, девушке волей-неволей пришлось плыть до берега. Выйдя из воды, она испытала счастье, понимая, что доплыть до середины Дона теперь для нее не составит труда.

Съемка сцены самоубийства затянулась. На тринадцатом дубле, когда над рекой уже загорелся закат, как и задумывалось, Людмила ушла с головой под воду. А вынырнуть уже не хватило сил. И снова актрису спас каскадёр Пётр. И именно последний дубль, едва не стоивший Хитяевой жизни, вошел в картину.

Премьера первой серии фильма, который в одночасье сделали Людмилу звездой, состоялась 26 октября 1957.

Дальнейшая карьера

После «Тихого Дона» на Людмилу посыпались предложения от режиссеров. Так, в 1959 году она сыграла Лушку в «Поднятой целине» (куда её утвердил без проб Михаил Шолохов), после чего у режиссёров сложился об актрисе определённый стереотип: ей стали предлагать роли исключительно дерзких и разбитных женщин, от которых актриса предпочитала отказываться.

Поэтому так интересно ей было предложение Татьяны Лиозновой: режиссёр пригласила Хитяеву на главную роль в фильме «Евдокия» (1961) по сценарию писательницы Веры Пановой. Играть надо было скромную, незаметную женщину в возрастном диапазоне от 19 до 50 лет.

Изначально роль предназначалась Вере Марецкой, но ей, 55-летней, уже было не по силам играть Евдокию в молодости, и выбор пал на Хитяеву. Чтобы «состарить» Людмилу, гримеры сжимали ей кожу на лице и по появившимся складкам рисовали морщины, закрепляя их лаком.

По сценарию героиня Людмилы и её супруг, которого сыграл Николай Лебедев, воспитывают приёмных детей. Готовясь к роли, актриса и режиссёр ходили в гости к приёмным семьям, чтобы лучше понять их суть.

Фильм ждал успех: именно после этой работы имя Лиозновой стало известно массовому зрителю. А Хитяева в том же 1961 году сыграла Солоху в сказке Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Женщина в платке широко улыбается
Людмила Хитяева в роли Солохи
По словам актрисы, Роу не сразу решился взять её на роль Солохи. А всё из-за стройной фигуры: он видел ведьму дамой пышной. Но всё-таки утвердил её без проб. Но перед съемками Хитяевой пришлось отрепетировать наклон головы, при котором у неё появлялся второй подбородок, а также надевать на себя несколько юбок, чтобы создать видимость объемного «низа».

Занятость в кино привела к тому, что Людмила окончательно рассталась с театром и в 1962 году стала актрисой киностудии имени Горького.

Всего за свою актерскую карьеру в кино она сыграла 59 ролей. В шестидесятые годы запомнилась зрителям по ролям в фильмах «Стряпуха» (1965), «Цыган» (1967), «Сыны отечества», «Карантин» (1968).

В семидесятые многие зрители узнали её как Антониду Половодову из двухсерийной драмы «Приваловские миллионы» по одноименному роману Мамина-Сибиряка, а также по сказке режиссуры Роу «Финист — Ясный сокол», где она сыграла Анфису, жену Агафона в исполнении Георгия Вицина.

Также она сыграла одну из главных ролей в драме о становлении колхозов «Отец и сын» (1979) и появилась в музыкальной комедии «Шла собака по роялю» (1978).

В восьмидесятые Хитяева снималась реже: сыграла мать главного героя (Дмитрий Золотухин) в сказке Геннадия Васильева «Василий Буслаев», а в производственной драме «Хроника одного лета» – заведующую фермы.

В девяностые у нее практически не было ролей. По словам Хитяевой, в те годы всё, включая киноиндустрию, рухнуло.
...В 1992 году на Киностудию имени Горького приехал какой-то иностранец. Меня пригласили на роль врача, назначили десять съёмочных дней, за каждый из которых заплатили по пятьсот долларов. А картина была о бомжах. Я пришла на съёмку в шубе, и меня этот режиссёр спросил: «Зачем Вы такая шикарная?». Я ему ответила: «А что, я должна изображать врача в отрепьях?». Мне дали какую-то поношенную шубку, поверх которой я одела халат и в таком виде играла врача.
К тому же, опыт работы с требовательными и основательными советскими режиссерами просто не позволял ей соглашаться на новые предложения. В разговорах с журналистами Людмила Ивановна часто сетовала, что выбирать особенно не из чего.

Последняя роль Людмилы Хитяевой датируется 2008 годом: она сыграла бабу Лизу в украинской драме «Хлеб той зимы».

В 2014 году она была одной из ведущих ток-шоу на Первом канале «Дело ваше». По замыслу шоу, которое продержалось в эфире год, умудрённые опытом известные женщины помогали попавшим в сложную ситуацию людям снова обрести счастье.

Личная жизнь Людмилы Хитяевой

Людмила Хитяева часто играла героинь, которые оставались верны своему мужу, несмотря ни на что. Но ей самой всегда была ближе её Душка из «Поднятой целины»:
Она свободолюбива и полна достоинства, она нашла в себе силы сказать: «Оставайся ты, милый, со своей мировой революцией!». И ушла.

Первый муж

Первым мужем Людмилы Хитяевой стал ее однокурсник из Горьковского театрального училища Александр Белокринкин. Они увлеклись друг другом ещё во время учёбы. Однокурсники, заботливо опекавшие самую младшую девушку, не позволили бы ухаживать за ней недостойному – но у Александра не было ни единого порока.

В какой-то момент за студенткой пытался ухаживать Евгений Евстигнеев, также студент Горьковского училища. Но она отвергла его ухаживания: была влюблена в Александра, дело шло к свадьбе, и оба были уверены, что им суждено вместе состариться.
Портрет молодой пары крупным планом
Александр Белокринкин и Людмила Хитяева
Свадьбу Людмила и Александр сыграли ещё в студенчестве, а после окончания училища поступили на службу в один театр. В 1954 году родился их сын Павел. Заботы о ребенке взяли на себя бабушки и дедушки, чтобы Людмила не отрывалась от профессии. При любой возможности Хитяева приезжала в Горький, чтобы навестить сына, который был для нее центром вселенной.

Брак Хитяевой и Белокринкина продлился почти десять лет. Спустя годы она признавалась, что рассталась с мужем по собственной глупости — поверила чужим наговорам о том, что он якобы ей изменяет. Потом-то выяснилось, что это были россказни завистников. Тем не менее, актриса расторгла брак, о чем в дальнейшем жалела.
...Я очень категоричная была. Я потом узнала, что все это наговорено про него, как он был в бане, и что с ним были девушки. Он пытался убедить меня в обратном, но процесс уже пошел.
Людмила быстро нашла новую любовь, а вот Александр почти 15 лет не мог найти ту, кто сравнился бы с первой женой.

Борис Якобсон

После Белокринкина жизнь свела её с авторитетным хирургом и урологом Борисом Якобсоном. Познакомились они при любопытных обстоятельствах. Хитяева работала на съемках у Александра Роу в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Выдалась неделя выходных, и она отправилась к родным в Горький.

Повела сына кататься на горку, но сама неудачно въехала носом в дерево. Травма оказалась серьезной. Лицо после удара превратилось в сплошной иссиня-черный отек. В наследство от того случая у Людмилы Ивановны остался небольшой шрам.

На следующий день после инцидента Хитяева связалась с режиссером «Вечеров…» и рассказала, что с ней стряслось. Роу пообещал дождаться, пока она выздоровеет.

Лечение затянулось на два месяца. В одном из московских медучреждений актриса проходила курс физиотерапии. Около поликлиники она и столкнулась с импозантным доктором, вышедшим из притормозившей рядом с ней «Волги». Врачу лицо Людмилы сразу показалось знакомым. Завязался разговор… Свадьба Якобсона и Хитяевой состоялась спустя полгода.
Мужчина средних лет в пиджаке, на его плечо опирается женщина в белом свитере
Борис Якобсон и Людмила Хитяева
В этот период в жизни актрисы случилось еще одно событие, которое она вспоминала спустя годы. Как-то в компании актера Бориса Андреева Хитяева побывала на кинофестивале в Афинах. Советский посол организовал для соотечественников ужин в ресторане.

И когда компания, в которой находилась актриса, сидела за столиком, мимо проследовал некий господин в окружении охранников. Вскоре один из секьюрити незнакомца подошел к «советскому» столику и что-то сказал. Переводчик, сопровождавший актеров, объяснил, что с Людмилой желают потанцевать. Она согласилась. Несколько раз за вечер Хитяева танцевала с одним и тем же мужчиной, пока, наконец, ей не объяснили, что это был греческий предприниматель Аристотель Онассис.

Знакомство с судовым магнатом, одним из богатейших людей мира окончилось тем, что тот подарил актрисе огромную коробку сладостей. Как вспоминала Людмила Ивановна, тогда она впервые попробовала белый шоколад.

А вот информация о том, что ее партнер по танцу оказался миллиардером, не произвела на нее сильного впечатления.

Между тем, как вспоминала Людмила Хитяева, ее муж нередко поглядывал на других женщин, давая ей повод для неприятных подозрений. Но, помня прежний опыт в личной жизни, она не делала поспешных выводов. Пока однажды не вернулась со съемок на день раньше, застав Якобсона в обществе незнакомки.

После этого отношениям пришёл конец. Хитяева была уверена, что простила бы измену, если бы Борис не стал приводить любовницу в их семейный дом. В тот момент актриса носила под сердцем их с Якобсоном ребёнка, от которого ввиду обстоятельств решила избавиться.

Валерий Леонтьев

Со своей третьей большой любовью, постановщиком автотрюков на «Мосфильме» Валерием Леонтьевым, Людмила познакомилась в общей компании – встречали Новый год. Валерий был младше Хитяевой на десять лет.

Официально они не были женаты, но подарили друг другу более двадцати лет совместной жизни. Сын Хитяевой отнесся к Леонтьеву благосклонно, как и ее родители, которых она перевезла в Москву.

Родить ребенка возлюбленному, у которого и в предыдущем браке не получилось завести детей, актриса не смогла.
Мужчина в спортивном костюме и женщина в плаще в лесу
Валерий Леонтьев и Людмила Хитяева
На дворе стоял 1993 год, когда однажды Людмила, приехав на дачу, застала Валерия в окружении деревенских ребятишек, которым он вырезал из дерева какую-то игрушку. Людмила Ивановна посмотрела на него со стороны и поняла, что ему необходимо обзавестись детьми. Она же и предложила Валерию найти женщину, которая сможет подарить ему такое счастье.

Можно сказать, Людмила Ивановна сама отогнала от себя любимого человека. Как-то раз они увидели в магазине милую продавщицу лет тридцати. Людмила сама обратила внимание своего спутника на нее — смотри, мол, какая симпатичная. Продавщицу звали Алёной. Вскоре она оказалась в гостях у Хитяевой и Леонтьева...

Актрисе пришлось подавить в себе внутренний протест ради счастья любимого. Как она объясняла позднее, ей не хотелось быть собакой на сене – она предпочла отступить ради чужого благополучия.

Ей удалось сохранить хорошие отношения с Валерием, у которого в новой семье родились двое детей.

Сын

Павел Белокринкин окончил Институт восточных языков и долгое время жил в Таиланде. Он работал в торговом представительстве России, а позднее занимался бизнесом.

5 июля 2023 году Павел умер. Причиной смерти 69-летнего мужчины стала сердечная недостаточность. У него и до этого были проблемы с сердцем, а жаркий таиландский климат усугубил их.

Людмила Ивановна сама занималась организацией похорон и долго билась, чтобы сыну выделили участок земли на Преображенском кладбище, где похоронены её родители:
Я от своих родителей никуда не пойду. Папа умер в 1992-м году. Тогда мы все вдруг стали нищими. Я накопила денег, чтобы купить место для семейного захоронения. Тогда было проще получить разрешение. Это был крошечный, узкий кусочек земли. На большее не хватило. Через четыре года в 1995-м году ушла моя мама. И места там не осталось.

Людмила Хитяева сейчас

Летом 2025 года актрисе предстояло отметить свое 95-летие. Она давно на заслуженном отдыхе. В разговоре с журналистами Людмила Ивановна как-то признавалась, что у нее хорошая пенсия и нет причин жаловаться на бедность.
Пожилая женщина с короткой стрижкой в тёмных очках
Людмила Хитяева сейчас

Лучшие фильмы

  • Талантливая
    2025-05-11 05:51:58
1