Биография Дмитрия Трубицына — предпринимателя из новосибирского Академгородка
Дмитрий Александрович Трубицын 15 лет назад стал одним из основателей компании «Тион», занимающейся производством систем очистки воздуха, а в 2018-м вместе с партнерами открыл международный бизнес — компанию CityAir.
Наука в жизни бизнесмена
Дмитрий Трубицын родился в Новосибирске, рос в Академгородке, где сосредоточены 38 институтов СО РАН. С детства увлекается физикой: учился в гимназии №3 (в прошлом школа №25) в классе с физико-математическим уклоном, принимал участие в олимпиадах городского, регионального и всероссийского уровней, несколько лет был капитаном школьной команды на Турнире юных физиков. Родители Дмитрия, биологи по образованию, поддерживали тягу сына к науке.В 1998 году Дмитрий поступил в НГУ на физический факультет, там получил степень магистра. Научная практика, сложившаяся в Академгородке, давала возможность практиковаться и писать дипломы и курсовые в разных институтах. Первую дипломную работу защитил в Институте ядерной физики в 2002-м. Затем учился в ИХКГ СО РАН. В 2004 году пошел в аспирантуру Института катализа, где занимался математическим моделированием химических реакций, окончил ее в 2006-м. Диссертацию защищать не стал. Дмитрий вспоминает:
Так появился «Тион»: его основателями стали четверо аспирантов новосибирских вузов — Дмитрий Трубицын, Филипп Сабельфельд, Денис Волков и Илья Поляков.В какой-то момент я для себя решил, что не буду делать академическую карьеру. Диссертация ради диссертации мне была не интересна, хотя на тот момент было уже достаточно и публикаций, и результатов. Хотелось чего-то более интенсивного, плотного. Создание новых технологий, новых решений, тогда казалось, да и выглядит сейчас, увлекательной альтернативой академической науке.
Развитие
Компания вчерашних аспирантов разработала уникальный очиститель воздуха. Отличие от аналогичных аппаратов, по словам Трубицына, «чувствовалось носом»: соединив три технологии очистки — фотокаталитическую, механическую и электростатическую — молодые бизнесмены добились наибольшей эффективности оборудования. Модули дополняли друг друга и убирали максимальное количество молекулярных примесей и вирусов.За это готовы были платить: «Тион» предлагал бесплатно протестировать свой воздухоочиститель. Прибор устанавливали в комнатах для курения, где он работал в течение нескольких дней. Как вспоминает Дмитрий Трубицын, 75% потенциальных клиентов после таких тест-драйвов покупали новосибирский аппарат, даже если ранее в их офисах стояли импортные аналоги.
Однако не все было так радужно: заказы поступали с перерывами, и между ними порой едва удавалось сводить концы с концами. В один из непростых финансовых периодов Трубицыну пришлось продать свою подержанную Toyota, чтобы выплатить зарплаты сотрудникам компании.
Кроме того, оборудование приходилось дорабатывать, чтобы оптимизировать эффективность, емкость и себестоимость.
Первым крупным клиентом стал аэропорт Толмачево, где в то время проходила реконструкция. Руководство аэровокзала искало местных производителей, которые смогут заняться обустройством нового здания. Толмачево сделал заказ на 400 тысяч рублей, и эта сумма стала всей выручкой, полученной в 2007 году.Была иллюзия, что можно сразу выскочить на рынок бытовых приборов и делать что-то для массового потребления, но это крайне сложно. Ты маленький, ничего не умеешь, а требования к бытовым продуктам — сложные или вообще непонятные. В России выходить на рынок достаточно сложных наукоемких приборов — утопия. Может быть, кто-то и может, но мы не смогли. А когда ты можешь делать что-то на заказ (для корпоративных заказчиков) — можешь получить внятные требования. У тебя будет небольшое количество крупных заказов, ты на этом прокачаешь свои компетенции, сформируешь команду, многому научишься, освоишь технологии. Потом потихонечку начнешь пробовать сегмент бытовой. Так у нас и получилось.
Затем молодые предприниматели вышли на новосибирское представительство компании British American Tobacco, которое после недели тестирования системы воздухоочистки сделало еще один крупный заказ. Установить такое оборудование решили и Новосибирский театр оперы и балета, и сети кафе и ресторанов.
В 2008 году «Тион» сформировал первую продуктовую линейку: автономные воздухоочистители, которые можно устанавливать в закрытых помещениях; проточные системы, монтирующиеся в вентиляцию; ламинарные очистители воздуха, устанавливаемые в местах, где необходима максимально эффективная очистка и обеззараживание (больницы, операционные, лаборатории).
В 2010 году доходы компании значительно выросли по нескольким причинам. Стремительный рост заказов был обусловлен, в частности, тяжелой экологической ситуацией, сложившейся в столице из-за пожаров на торфяниках в Московской области. Жители региона и представители бизнеса старались обезопасить себя от негативных последствий, вызванных смогом, и раскупили больше воздухоочистителей, чем новосибирские предприниматели продали за предыдущие четыре года существования компании.
Кроме того, «Тион» вышел на новый рынок медицинского оборудования. Для этого провели испытания в одной из новосибирских больниц и в центре вирусологии «Вектор». Сегодня оборудование новосибирской компании установлено более чем в тысяче медицинских учреждений страны.
Сегодня бренд развивает несколько направлений «Тион. Умный микроклимат» выпускает вентиляционные системы для широкого потребителя. Большой популярностью пользуются приборы компании для домашнего использования — бризеры. «Тион. Корпоративные решения» создает технологии и оборудование по очистке воздуха в различных масштабах: от промышленных площадок до отелей, ресторанов и медицинских учреждений.
Вопросы экологии
В 2018 году Дмитрий Трубицын с партнерами создал компанию CityAir. Она занимается разработкой решений для современного мониторинга качества атмосферного воздуха в городах, в регионах, в масштабах стран. У компании несколько направлений работы.Во-первых, это датчики, которые умеют измерять большой спектр примесей с достаточно хорошей точностью. Во-вторых, математические модели, которые могут прогнозировать распространение примесей в атмосфере и позволяют предоставлять дополнительные аналитические сервисы. В-третьих, это платформа, которая агрегирует данные с датчиков.
Станции экомониторинга уже работают в ряде крупных городов: Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Новосибирске, а также ряде территорий Сахалинской области. Кроме того, оборудование компании осуществляет мониторинг экологических показателей в населенных пунктах Европы и США.
CityAir также разрабатывает платформы, на основе которых работают сервисы умного города.
Компания работает на международном рынке. CityAir сотрудничает с зарубежными фирмами, интегрируя данные экомониторинга в свою систему. Создатели преследуют глобальную цель — оцифровать весь воздух на планете. Это значит, создать платформу, позволяющую проверить качество воздуха в любой точке на Земле. Трубицын рассуждает:
Первый шаг к решению проблемы грязного воздуха — это диагностика. Мы создаем решения, которые позволят с очень хорошей точностью, в режиме реального времени, знать, что происходит в любом городе с качеством воздуха. Это базовая идея. Например, мы умеем моделировать экологические последствия тех или иных градостроительных решений, в автоматическом режиме идентифицировать источники разных примесей в атмосфере. Если данные из крупных городов на планете станут достаточно точными, полными, да еще и доступными, это создаст необходимые экономические стимулы для решения экологических проблем.
Вклад в развитие образования
Примерно 25 лет назад в Академгородке существовал Турнир юных физиков, потом движение угасло. В 2012 году к руководству компании «Тион» за спонсорской помощью обратился один из бывших тренеров турнира: фирма помогла с покупкой билетов и предоставила лабораторию для опытов. Выступление ребят на всероссийских соревнованиях прошло успешно. Тогда Дмитрий Трубицын и его коллеги решили возродить полезное научное движение:В это же время команда «Тиона» организовала систему семинаров для молодых преподавателей физики и запустила 7 полигонов для лабораторных занятий по Новосибирской области. О финансовой поддержке также договорились с Центром молодежного инновационного творчества.Это не только про физику, но и про эффективный взгляд на мир. Тогда мы три года плотно работали и возродили в Новосибирске систему подготовки тренеров и школьников для участия в Турнире юных физиков. Все медали на всероссийском турнире были у сборной Новосибирской области. Сейчас уже в регионе есть порядка 30 действующих команд, которые участвуют в региональном этапе.
Позже появился центр Zoomer — инфраструктура для занятий студентов и школьников по технической направленности. Талантливые студенты отправлялись на работу в компании, базирующиеся в технопарке Академгородка.
В 2013 году у Трубицына родилась идея создания онлайн-проекта GetAClass, который помогает разобраться в премудростях физики и математики. Двое ведущих — Андрей Щетников и Алексей Колчин — еженедельно снимают и выкладывают ролики, в которых с помощью интересных экспериментов и опытов разъясняют работу различных механизмов и систем, рассказывают о физических процессах, учат решать даже сложные задачи.
По мнению Дмитрия, такой подход поможет пробудить интерес к точным наукам среди сегодняшних школьников и научит их размышлять.
Короткие авторские ролики публикуются на двух YouTube-каналах: «GetAClass — Физика в опытах и экспериментах» и «GetAClass — Просто математика». Общее количество подписчиков, по данным на март 2021 года, превысило 167 тысяч человек, а видеоэксперименты, фильмы об ученых и интересных исследованиях, снятые в новосибирском Академгородке, просмотрели более 12 миллионов пользователей.
GetAClass признан самым популярным русскоязычным YouTube-проектом о физике в опытах и экспериментах.