Александр Блок

Имя:
Александр Блок (Alexander Blok)
Отчество:
Александрович
День рождения:
Место рождения:
Санкт-Петербург
Дата смерти:
7 августа (40 лет)
Причина смерти:
узнать
Где похоронен:
узнать
Рост:
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Александра Блока

Александр Александрович Блок – выдающийся русский поэт, певец Серебряного века, которого еще при жизни назвали «феноменом Петербурга», писатель и драматург, переводчик и критик. Создатель образа Незнакомки и Прекрасной Дамы – один из талантливейших представителей русского символизма. Первое стихотворение он сочинил в пятилетнем возрасте, а будучи подростком, издавал рукописный журнал «Вестник», ставил пьесы на домашней сцене.
Поэт Александр Блок
Поэт Александр Блок

Детство, юность, семья

Александр родился осенью 1880 года в семье петербуржцев Александра Блока и Александры Бекетовой. По отцу имел немецкие корни. Его прапрадед, Иоганн фон Блок, переселился в Россию в 1755 году, был лейб-медиком императрицы Елизаветы.

Рассказывая о своих родных и близких, Поэт так описывал дедушку и отца, который из-за непростого характера ушел из семьи почти сразу после его рождения:
В семье отца литература играла небольшую роль. Дед мой — лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича. Женат был мой дед на дочери новгородского губернатора — Ариадне Александровне Черкасовой. Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права; он скончался 1 декабря 1909 года. Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна. За всю жизнь свою он напечатал лишь две небольшие книги и последние двадцать лет трудился над сочинением, посвященным классификации наук... Я встречался с ним мало, но помню его кровно.
Современники Блока отмечали, что стихия музыки, тревожность, мечтательность и «болезнь иронии» в поэте – от отца. Но воспитание в семье матери тоже сыграло огромную роль в становлении личности поэта. Он сам признавал, что его окружение с детства влияло на него. Рассказывая о родне по материнской линии, Блок писал:
Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в «ректорском доме»). Петербургские Высшие женские курсы, называемые «Бестужевскими» (по имени К.Н. Бестужева-Рюмина), обязаны существованием своим главным образом моему деду. Он принадлежал к тем идеалистам чистой воды, которых наше время уже почти не знает... Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, — дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии, Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден.
Воспитанием Саши с детства занимались женщины – бабушка, мама, тётушки. Гораздо позже он так опишет маму и ее сестер:
Все три переводили с иностранных языков. Известностью пользовалась старшая — Екатерина Андреевна (по мужу — Краснова)... Переводила она с французского, испанского, переделывала английские повести для детей. Моя мать, Александра Андреевна (по второму мужу — Кублицкая-Пиоттух), переводила и переводит с французского — стихами и прозой. В молодости писала стихи, но печатала — только детские. Мария Андреевна Бекетова переводила и переводит с польского, немецкого, французского.
Все в доме любили и понимали литературу, единственного мальчика обожали и баловали, прививая ему ту же любовь к словесному изяществу. Няня Соня читала мальчику сказки Александра Пушкина, стихи Василия Жуковского, производившие на ребенка огромное впечатление. Мама читала ему работы Фета, Бодлера, Верлена. В пять лет маленький Саша уже умел читать и написал свое первое стихотворение.

Второй муж матери, офицер Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, был ей преданным и любящим супругом, но к пасынку относился равнодушно. После их свадьбы девятилетний тонко чувствующий Саша замкнулся в себе. Кончились детские проказы, кончилась и атмосфера обожания в которой он жил в дедовском доме.

Во Введенскую гимназию Блок поступил сразу во второй класс и, по его словам, был страшно напуган этим обстоятельством. Потом он напишет в «Исповеди язычника»:
Класс наш был буйный, среди нас были изрядные развратники, старые курильщики, великовозрастные ухаживатели, циники, борцы и атлеты. Скоро выяснилось, что были и отчаянные революционеры: один, с шишковатым лбом, молчаливый, читал Помяловского. Другой, черногорец с сильными кулаками и дерзкими глазами, грубил всем учителям. Первого исключили, а второй скоро утонул, катаясь на лодке.
Сам Блок в это время уже сочинял стихи, пробовал писать прозу. В 1894 году он вовлек всю семью в создание журнала «Вестник». Бабушка Лиза писала для него рассказы, дедушка Андрей иллюстрировал тексты. Сам Саша сочинил целый роман, который вышел в первом десятке номеров. Всего их было выпущено тридцать семь.

По окончании гимназии Александр поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но вскоре перевелся на историко-филологический факультет. Во время учебы мечтал об актерской карьере.

На каникулы Александр уезжал в имение дедушки Шахматово и много времени проводил в соседней усадьбе Боблово, принадлежавшей знаменитому химику Дмитрию Менделееву. В кругу молодежи он с упоением декламировал Майкова, Фета, Полонского, Апухтина. Ставил театрализованные представления и водевили, играл Чацкого, Гамлета, Скупого рыцаря.

Творчество Блока

Семейные традиции и замкнутая жизнь способствовали тому, что до начала учебы в университете Блок не интересовался так называемой «новой поэзией». На первых курсах вуза мистически и романтически настроенный юноша увлекся творчеством Владимира Соловьева, познакомился с Дмитрием Мережковским, Сергеем Городецким, Зинаидой Гиппиус.

В Санкт-Петербурге были впервые напечатаны стихи Александра в альманахе «Северные цветы», курировал который Валерий Брюсов. Там же впервые появился цикл «Стихов о Прекрасной Даме». Ко времени выхода первой книги под тем же названием в 1905 году у Блока было написано порядка восьмисот стихов, но в сборник вошли около ста стихотворений.

В том же году поэта потрясла первая русская революция. В его творчестве появились другие интонации, он чувствовал в воздухе начало чего-то стихийного, неуправляемого. Из-под его пера появились на свет цикл «Снежная маска», драматические произведения «Незнакомка» и «Балаганчик». Стихи поэта печатались в журнале символистов «Золотое руно», изданиях «Весы» и «Перевал». Был выпущен сборник «Земля в снегу».

Тяжелым потрясением для Блока стал 1909 год, смерть его родного отца и приемного сына Мити. Жена родила мальчика от актера Константина Лавидовского, поэт принял малыша как своего, помирившись с женой. Его смерть стала ударом для обоих.

Александр Александрович окунулся в перевод стихов Гейне, написал литературные статьи о Мережковском и Бальмонте. Затем решил вместе с женой уехать в Италию, чтобы «забыть прошлое и стать человеком».

Накануне отъезда побывал в МХТ на премьере «Трех сестер» и совершенно потрясенный написал в письме к матери:
«Три сестры», это угол великого русского искусства, один из случайно сохранившихся каким-то чудом не заплеванных углов моей пакостной, грязной, тупой и кровавой родины, которую я завтра, слава Тебе Господи, покину... Я Чехова принял всего, как он есть в пантеон своей души и разделил его слезы, печаль и унижение... Несчастны мы все, что наша родная земля приготовила нам такую почву - для злобы и ссоры друг с другом. Все живем за китайскими стенами, полупрезирая друг друга, а единственный общий враг наш – российская государственность, церковность, кабаки, казна и чиновники – не показывают своего лица, а натравливают нас друг на друга… Или надо совсем не жить в России, плюнуть в ее пьяную харю, или изолироваться от унижения – политики, да и «общественности"…
Из путешествия Блок привез цикл «Итальянских стихов», после публикации которых его приняли в «Академию стиха/Общество ревнителей художественного слова».

Организатором группы стал Вячеслав Иванов, ее участниками также стали Иннокентий Анненский и Валерий Брюсов.

В 1911 году поэт сова отправился за границу, побывал во Франции, Бельгии, Нидерландах. О Франции отозвался с брезгливостью:
…скука, висящая в воздухе, и неотъемлемое качество французов — невылазная грязь, прежде всего — физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции. Я купаюсь каждый день в море и чувствую себя, однако, опаршивевшим. Душевная грязь изобличается прежде всего тем, что во Франции не существует мужчин и женщин. Французская женщина — существо, не внушающее никаких чувств, кроме брезгливости — и то в том случае, если она очень красива и изящно одета... они вызывают такие же чувства, как свиньи, ежедневно с восторженным хрюканьем носящиеся мимо нашего колодца и поганящие двор.
В том же году был выпущен сборник «Ночные часы», а следом Блок написал драму «Роза и Крест», работа над которой продвигалась тягостно и медленно.

Дописав поэму, ее создатель остался недоволен: в конце 1912 года стал ее переписывать и лишь в январе 1913 года появился на свет ее окончательный вариант, который он прочитал Константину Станиславскому. О своей пьесе поэт рассказывал в одном из интервью:
«Роза и Крест» первым долгом является драмой человека Бертрана. Он — не герой драмы, но — Разум и Сердце ее. Бедный Разум хотел примирить Розу красоты и бессмертия с Крестом страдания. Разум искал примирения с Сердцем, а нашло его одно только Сердце. Утешение же Бертрана оказалось в Смерти. «Роза и Крест» есть также драма Изоры, этой слишком молодой, красивой женщины, столь отзывчивой на нечеловеческие, фантастические зовы. Она предпочитает реальное призрачному, и действительно казалось бы странным, если бы смуглая испанка отдала свое чувство северному певцу.
В тот же период Александр Александрович познакомился с Анной Ахматовой, которой позже посвятил стихотворение «Красота страшна – Вам скажут» и подписал для нее три тома своих произведений.

С началом Первой мировой войны Блока призвали в армию. Он служил табельщиком в инженерной части Всероссийского союза.

Февральская революция произвела неизгладимое впечатление на поэта. Он отказался эмигрировать, устроился редактором в «Чрезвычайную следственную комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств».

Творчество Блока немедленно отозвалось и на Октябрьскую революцию: по горячим следам были написаны знаменитые поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а все критические статьи того времени вышли отдельным сборником под названием «Искусство и революция».

Поэт часто выступал с докладами в Вольной философской ассоциации, стал членом Театрально-литературной комиссии и редколлегии «Всемирной литературы».

Но после своего ареста в феврале 1919 года из-за обвинения в связи с левыми эсерами (в их партийной газете печатались лучшие произведения Блока и циклы его статей «Революция и интеллигенция») Александр Александрович стал настороженно относиться к новой власти – несмотря на то, что обвинения вскоре были сняты благодаря усилиям Анатолия Луначарского.

После случившегося Блок разочаровался в происходящем, почти перестал браться за перо, стал работать в коллегии Литературного отдела Наркомпроса. Тем не менее, были выпущены его сборники «Ямбы», «Седое утро», посвящение «Пушкинскому дому», речь «О назначении поэта».

Личная жизнь Александра Блока

С юности Саша Блок нравился девушкам. Его необыкновенная, утончённая красота и поэтичность натуры привлекала многих. Но, по словам самого поэта, у него в жизни было две женщины: «Люба и „все остальные“».

Любовь Дмитриевну Менделееву, дочь великого учёного, будущий светоч русской поэзии знал с детства. Имения его матери и Дмитрия Менделеева находились неподалеку друг от друга. Саша много времени проводил в Боблово, был беззаветно влюблен в Любу, которая и стала Прекрасной Дамой из его стихов. Но прежде, чем в 1903 году состоялась их свадьба, Блок пережил еще одно страстное увлечение.

Невинность гимназист потерял в пятнадцать лет в компании купленной им профессионалки. Разочарование и внутренний стыд, последовавшие за этим, надолго отвратили юного Блока от дальнейшей близости с женщинами.

Но однажды, будучи вместе с матерью на немецком курорте Бад-Наугейм, он познакомился с женой статского советника, красавицей Ксенией Садовской, и влюбился в нее со всей пылкостью, несмотря на то, что дама была старше на 22 года.

Бурный курортный роман вдохновил поэта на стихотворение «Ночь на землю сошла, мы с тобою одни». Их отношения продолжились и после приезда в Россию, чем была очень недовольна мать Блока. Но с Ксенией он пережил всю гамму чувств – от страстной влюбленности до яростной ненависти после расставания. Он снова стал посещать меблированные комнаты, после чего имел несчастье лечиться от «стыдной» болезни.

В Любе Менделеевой поэт увидел свой идеал, она для него стала Музой и вдохновительницей. Когда он решился сделать предложение, то заранее заготовил предсмертную записку на случай отказа. Получив согласие, он отдал возлюбленной клочок бумаги со словами: «В моей смерти прошу никого не винить».

После свадьбы Блок заявил, что их отношения должны оставаться чистыми и духовными, что немало смущало его молодую жену. Ведь муж не хранил ей верность, увлекался другими.

Сама Любовь Дмитриевна тоже не была обделена вниманием. В любви ей признавались поэты Владимир Соловьев и Андрей Белый (Борис Бугаев). Последний – «заклятый друг» Блока, не мог понять, почему тот, восхищаясь женой в стихах, лишает ее обычного женского счастья. Между Белым и Блоком не раз вспыхивали ссоры, однажды дело едва не дошло до дуэли.

Тем временем Александр увлекся актрисой Натальей Волоховой, а Люба сошлась с поэтом Георгием Чулковым, объяснив мужу эту связь так: «Я же верна моей настоящей любви, как и ты?». А Блок, снедаемый страстью, подумывал о разводе.

Именно Волоховой он посвятил и подарил сборник стихов «Снежная маска». Наталья была польщена вниманием поэта, но в сердце своем не находила ответа на его чувства, особенно после разговора с Менделеевой, заявившей сопернице, что та может забрать его себе, но «любить поэта – величайшая мука». Она рассталась с Блоком, причинив ему невыразимое страдание.

Люба тем временем поехала с театром на гастроли в Могилёв, во время которых не на шутку увлеклась начинающим актером Константином Лавидовским. В Петербург она возвратилась беременной и тут же объяснилась с мужем.

Александр внезапно обрадовался – он не мог иметь детей из-за перенесенной болезни. Он заявил, что ребенок Любы будет их общим. Семейная жизнь пошла своим чередом. Роды были весьма тяжелыми, Менделеева не могла разрешиться бременем четыре дня, ей сделали операцию, женщина выжила лишь чудом. А мальчик, которого назвали Дмитрием, прожил чуть больше недели. После похорон малыша Блок написал стихотворение «На смерть младенца», переживая утрату гораздо сильнее, чем жена.

Последней страстью поэта стала оперная певица Любовь Андреева-Дельмас, которую он впервые увидел на сцене в образе Кармен. Месяц он искал с ней встречи, посылал певице письма и цветы, писал стихи. Она стала для Александра вдохновительницей, вместе они часто гуляли, даже выступали дуэтом на литературных вечерах: он читал новые произведения, она – пела романсы на его стихи. Свою поэму «Соловьиный сад» он подарил Дельмас с надписью: «Той, кто поет в Соловьином саду».

В этот период Менделеева, которой любовные метания Блока причиняли боль, записалась сестрой милосердия и отправилась на фронт. Внезапно кончились и отношения поэта с певицей – Александр был оскорблен ее подарком… мешком муки. Хотя в то время он и был ценным, но показался утонченному пииту унизительным. Когда домой вернулась его жена, он вздохнул с облегчением и больше не искал новых эмоций. В дальнейшем он оставался верным своей Любочке до самой смерти.

Смерть и память о Александре Блоке

С 1920 года здоровье Александра Александровича ухудшалось – воспалились сердечные клапаны. Визы для лечения за границей ему не давали, припомнив историю с эсерами.

Весной 1921 он в очередной раз просил власти выдать ему документы для поездки за рубеж на лечение. Политбюро ЦК РКП(б) отказало поэту в просьбе, за него начали хлопотать Максим Горький и Анатолий Луначарский, чтобы он мог поехать в санаторий в Финляндии. Этому, по мнению некоторых историков, воспротивились Владимир Ленин и Вячеслав Менжинский.

Разрешение было подписано лишь в конце июля, когда состояние поэта резко ухудшилось. Словно предчувствуя конец, в начале лета 1921 года Блок уничтожил значительную часть своих архивов и записных книжек.

Несмотря на то, что со всех сторон к нему на квартиру поступали деньги, лекарства, различные продукты от любящих поэта людей, в последние дни жизни Блок отказывается и от пищи, и от лекарств.

Уникальный лирический поэт-символист XIX-ХХ веков ушел из жизни 7 августа 1921 года. Был похоронен на Смоленском кладбище Петрограда в день празднования Смоленской иконы Божией матери. Анна Ахматова в том же году написала стихи:
…А кладбище-роща соловьиная / От сиянья солнечного замерло. Принесли мы Смоленской Заступнице, / Принесли Пресвятой Богородице / На руках во гробе серебряном / Наше солнце, в муке погасшее, / Александра, лебедя чистого.
После похорон Любовь Менделеева занялись архивом, сохранением его творческого наследия. Произведения Блока стали издавать многотысячными тиражами, в честь него назывались улицы городов в СССР. Был создан музей-квартира поэта в Санкт-Петербурге, Государственный историко-литературный музей в Шахматово. Получил имя Блока и астероид. В различных городах установлены памятники, бюсты и мемориальные доски поэту. Также Блоку посвящено множество документальных и художественных фильмов, в одном из них поэта сыграл Андрей Руденский.

Интересные факты

  • Вспоминая о детских годах Александра Блока, его тетя отмечала, что мальчик был ангельски красив, с золотыми кудрями и огромными голубыми глазами. В то же время, он был зачинщиком всех шалостей, изобретателем игр, в которых его товарищами становились двоюродные братья Фероль и Андрей Кублицкие.
  • Сам Саша очень любил ботанические прогулки с дедушкой и мог целыми днями странствовать по полям и лесам. Позже вспоминал: «Мы часами бродили по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции».
  • Блок с ранних лет обладал невероятной самоиронией и, рассказывая о своих первых попытках выйти к людям со своими творениями, вспоминал:
    От полного незнания и неумения сообщаться с миром со мною случился анекдот, о котором я вспоминаю с удовольствием и благодарностью: как-то в дождливый осенний день (если не ошибаюсь, 1900 года) отправился я со стихами к старинному знакомому нашей семьи, Виктору Петровичу Острогорскому, теперь покойному. Он редактировал тогда «Мир Божий». Не говоря, кто меня к нему направил, я с волнением дал ему два маленьких стихотворения, внушенные Сирином, Алконостом и Гамаюном В. Васнецова. Пробежав стихи, он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете Бог знает что творится!» — и выпроводил меня со свирепым добродушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах. После этого случая я долго никуда не совался, пока в 1902 году меня не направили к Б. Никольскому, редактировавшему тогда вместе с Репиным студенческий сборник. Уже через год после этого я стал печататься «серьезно». Первыми, кто обратил внимание на мои стихи со стороны, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы (двоюродная сестра моей матери).
  • Многие современники, описывая Александра Блока, видели в нем тонкого и невероятно осторожного ценителя слова. Так, Зинаида Гиппиус рассказывала в своих воспоминаниях:
    Никакие мои разговоры с Блоком невозможно передать. Надо знать Блока, чтобы это стало понятно. Он, во-первых, всегда, будучи с вами, еще был где-то — я думаю, что лишь очень невнимательные люди могли этого не замечать. А во-вторых, каждое из его медленных, скупых слов казалось таким тяжелым, так оно было чем-то перегружено, что слово легкое или даже много легких слов не годились в ответ. Можно было, конечно, говорить „мимо“ друг друга, в двух разных линиях; многие, при мне, так и говорили с Блоком, — даже о „возвышенных“ вещах; но у меня, при самом простом разговоре, невольно являлся особый язык: _м_е_ж_д_у_ словами и _о_к_о_л_о_ них лежало гораздо больше, чем в самом слове и его прямом значении. Главное, важное никогда не говорилось. Считалось, что оно — „несказанно“.

Важные события в жизни

  • 1894 год: выпускал рукописный журнал «Вестник».
  • 1898 год: окончил гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
  • 1901 год: перевелся на историко-филологический факультет.
  • 1903 год: женился на Любови Менделеевой. Она стала прообразом Прекрасной Дамы.
  • 1905 год: выпущен сборник «Стихи о Прекрасной Даме».
  • 1907 год: выпущен сборник «Нечаянная радость», цикл стихов «Снежная маска».
  • 1908 год: выпущен сборник «Земля в снегу». Написал лирические драмы «Балаганчик», «Незнакомка», «Король на площади».
  • 1909 год: написал поэму «Возмездие», посвященную отцу, умершему в том же году.
  • 1911 год: выпущен сборник стихов «Ночные часы» и три книги собраний стихов.
  • 1912 год: выпущены книги стихов для детей «Сказки», «Круглый год».
  • 1913 год: написана пьеса «Роза и крест».
  • 1915 год: в журнале «Отечество» опубликованы «Стихи о России».
  • 1916 год: выпущены стихотворения в трех книгах. Призван на службу в армию.
  • 1918 год: выпущена поэма «Двенадцать», сборник «Соловьиный сад».
  • 1919 год: выпущен сборник «Ямбы», драматическая поэма «Песня судьбы».
  • 1920 год: выпущены циклы стихотворений «За гранью прошлых дней», «Седое утро». В Болгарии выпущена поэма «Двенадцать».
  • 7 августа 1921 года – дата смерти поэта.