Сейчас ученые видят принципы креативного мышления во многих видах нашей деятельности – например, в научных исследованиях или даже простой работе. Грамотные работодатели заинтересованы именно в таких сотрудниках – способных сдвинуть проект с мертвой точки и внести что-то новое в привычную систему. Да и вообще, креативить можно везде, другой вопрос – как этому научиться?

Поиграйте в ассоциации
Начнем с упражнений. Выберите в книге два случайных слова и попробуйте провести между ними неожиданную взаимосвязь. Возможно, после нескольких тренировок вы сможете придумать целую историю, оттолкнувшись от этих слов. Главное – практикуйтесь.
Также можно попробовать придумывать альтернативные концовки для своих любимых историй, будь то сюжет фильма, книги или видео-игры. Дайте своей фантазии волю, тем более, так часто хочется, чтобы понравившаяся история продолжалась и продолжалась – почувствуйте себя сценаристом популярного сериала, которому нужно придумать логичное продолжение первых сезонов.
Не делите идеи на серьезные и несерьезные
У психологов в запасе есть множество тестов и вопросов для оценки креативности и способности проводить ассоциации. Например, когда психолог Эдвард де Боно спрашивал детей, что изображено на следующей картинке, они приводили около 40 разных идей, совершенно не думая при этом, что на этот вопрос должен быть какой-то один правильный ответ. Взрослые же показывали гораздо большую стандартизацию мышления, загоняя свои ответы в знания о геометрии. Проверьте себя сами:
Даже если сейчас вы чувствуете в себе некие комплексы или оковы, все в ваших руках: практикуйтесь на таких упражнениях, а затем пробуйте внедрять эти навыки в жизнь. Попробуйте визуализировать вашу идею: будь она материальна, как бы она выглядела? Учитесь в привычных изображениях видеть новые картинки – да, узоры на ковре или трещины на стенах вполне подойдут.
Устанавливайте ограничения
Это может показаться противоречащим самой концепции творчества, но, тем не менее, без каких-либо установленных рамок трудно решить многие проблемы. Все еще думаете, что для озарения нужно ждать, чтобы, как Ньютону, вам на голову свалилось яблоко, или, как Нильсу Бору открытие явилось во сне? Но яблоко свалится на голову только тогда, когда она будет достаточно загружена и перезагружена мыслями об объекте ваших исканий.
Продумайте несколько альтернатив для решения вашей проблемы
Этот совет пригодится, если вы занимаетесь исследованиями, руководите сложным проектом. Не всегда все задуманные детали должны сработать именно так, как вы это планировали – имейте в голове (или на бумаге) запасные варианты развития событий. Если предполагаемая вами гипотеза не оправдала себя, у вас уже должен быть готов ответ, почему так получилось. Только тщательно продуманные элементы в итоге сложатся для вас в единое целое.Устройте мозговой штурм
Этот популярный способ рождения идей начал применяться еще в 30-е годы прошлого века. Суть его проста: группа людей, которым нужно что-то вместе создать, в течение определенного времени генерирует как можно больше идей, никак их не сортируя и не отбрасывая. Смысл состоит в том, чтобы в ходе обсуждения для всех участников была запрещена любая критика – каждый может предлагать что угодно. Отбор идей происходит уже в конце – эту задачу можно доверить другой команде.
Не бойтесь повторяться
Остин Клеон, автор книги «Кради как художник» доносит до читателей простую, но важную мысль: нет ничего предосудительного в том, чтобы в начале своего пути ориентироваться на чужой опыт. «Мы учимся писать, копируя алфавит. Музыканты учатся, играя гаммы. Художники учатся, воспроизводя шедевры живописи».Быть креативным – не значит, самым первым заняться какой-либо проблемой – уж к XXI веку до вас накопилось много нестандартных идей. Вопрос только в том, куда вы заведете себя сами, изучая накопленный до вас опыт.
Позвольте себе иногда ничего не делать. Отстранитесь от проблемы
Да, вы не ослышались – это именно то, что мы хотим вам посоветовать. Но под бездельем здесь мы, скорее, имеем в виду перерывы в работе, а не бесконечную прокрастинацию. Научитесь отпускать мысли о своих текущих делах – продуктивно или непродуктивно отдыхайте так, словно вчера еще не сгорел дедлайн, а озарение вас так еще не посетило.
Во-первых, и это самое простое – в периоды расслабления, какого-то приятного времяпрепровождения, в наш мозг поступает больше дофамина (нейромедиатора, отвечающего за удовольствие), что действует как хорошая мотивация и положительно сказывается на наших когнитивных способностях. Во-вторых, ученые уже доказали, что привычного нам «озарения» не существует – оно вполне естественно для мозга, которому просто дали «отдохнуть». На самом деле наш мозг никогда по-настоящему не отдыхает – в периоды вашей рассеянности начинают активнее работать его височные доли, отвечающие за долговременную память, и «чертоги разума» могут вполне преподнести вам сюрприз.
Не бойтесь пробовать что-то новое – не застревайте на одном деле, всегда учитесь
Когда Арнольд Шварценеггер, тогда еще бодибилдер, в 1982 году пробовался на роль в фильме «Конан-варвар», кастинг-менеджеры спросили его, умеет ли он скакать на лошади, на что он с уверенностью ответил утвердительно. Однако до этого момента Шварценеггер и знать не знал даже о том, с какой стороны подходить к лошади.
Любая творческая деятельность подразумевает внутреннюю раскрепощенность, поэтому придется поработать над собой в психологическом плане. И, как часто говорят первокурсникам: «забудьте всё, чему вас научили в школе». Для того, чтобы научиться мыслить, а не следовать проторенными кем-то за нас дорожками, нужна, во-первых, смелость, а, во-вторых, развитое умение рассуждать, извлекать неочевидное из тривиального и проводить незаметные другим параллели.Но, увы, придется принять тот факт, что мозг по своей сути очень ленив и только и ищет способ, чтобы сэкономить силы: ему проще вырабатывать привычки из повторяемых нами действий, чем ходить непроторенными дорожками. Поэтому инициативу придется брать в свои руки и, практически как Нил Армстронг на Луне, делать первые шаги там, где до этого никто не бывал.
Любое творчество, каковым можно назвать и научные исследования, строится на создании новых связей между старыми идеями. Так что главное в этом деле – научиться находить неожиданное в уже привычном. И да, конечно, освоить возможности креативного мышления можно только путем проб и ошибок.
Креативное мышление можно развить в любом возрасте, в том числе и в раннем. Ранее мы уже писали в uznayvse.ru как уберечь себя от ошибок и не загубить детскую креативность навсегда.