Канделаки ратует за полезные школы

Россияне привыкли гордиться своим энциклопедическим образованием, полученным в славных стенах отечественных вузов. Впрочем, в 21-м веке неожиданно выяснилось, что эти идеальные представления сродни мифу о самой читающей стране в мире и уже давно не имеют под собой никакой почвы. Действующий член Общественной палаты РФ Тина Канделаки посвятила свою очередную колонку в издании GZT.ru школьным предметам.

Широко известна расхожая истина, что любое общество начинается в школе. Именно здесь человек получает необходимые ресурсы для дальнейшего саморазвития. Фактически государство, выстраивая эффективное среднее образование, инвестирует само в себя, поскольку вчерашние школьники скоро станут выпускниками вузов, а затем – участниками рынка труда. Тина выражает обеспокоенность ситуацией в современных российских школах, где дети получают много лишней информации, но практическим навыкам не обучаются.

По результатам международного тестирования PISA, оценивающего умение школьников применять знания на практике, российские ученики неизменно занимают последние места. Они в состоянии вызубрить наизусть законы Ньютона или таблицу Менделеева, но слабо себе представляют, как это все работает на самом деле. Возможно, если уменьшить количество часов по физике и алгебре и предоставить детям больше сведений о современном мире, к 18 годам из них получатся цельные личности, а не инфантильные подростки, полагает Тина.

Некоторые предметы в российских школах вполне можно сделать факультативными. Труд, МХК, черчение с радостью продолжат посещать только те дети, которые всерьез этими областями интересуются. Тина рассуждает о сомнительной пользе ОБЖ. На уроках учитель объясняет детям, как следует вести себя во время ядерного удара: залезть под стол, принять позу эмбриона, прикрыть голову руками и т.д. Эти инструкции очень похожи на пропагандистский пережиток времен «холодной войны». Гораздо важнее рассказать школьникам, как оказать срочную помощь в экстренной ситуации – например, когда поезд метро надолго остановился в туннеле, и кому-то стало плохо.

Взамен Тина предлагает ввести больше прикладных предметов, расширяющих кругозор ребенка, дающих ему целостное представление об окружающей действительности: контроль личных финансов, техника поступления в вуз, актуальные запросы рынка труда, зачем нужны выборы, что такое курсы валют.

«Все это можно было бы свести в один предмет, а именно, личные финансы, основы права, профессиональное развитие и карьеру, добавить туда основы медицинской помощи и поведения в чрезвычайных ситуациях и отдать под это часы ОБЖ. Второй вариант— почему бы не сделать это факультативом», - размышляет Канделаки.

Проблемами образования Тина активно занимается в Общественной палате РФ, где в дальнейшем намерена проводить круглые столы, посвященные взаимосвязи демографической «ямы» с недобором абитуриентов в вузах, а также готовящейся реформе среднего образования.
Поделитесь с друзьями