«ВкусВилл» и скандал с фото однополой семьи
На сайте и в социальных сетях торговой сети «ВкусВилл» 30 июня 2021 года вышла серия статей «Рецепты семейного счастья» с фотографиями о семьях своих клиентов. Одна из семей была нетрадиционной: лесбийская пара, а также мать и сестра одной из девушек. Статья получила название «Полный матриархат» и, чтобы не нарушать закон о пропаганде нетрадиционных отношений, вышла с пометкой 18+. Реакция на рекламу была двоякой: гомофобы плевались и писали, что больше никогда не пойдут в магазины «ВкусВилл», ЛГБТ-сообщество (признано Минюстом РФ экстремистской организацией и запрещено на территории России) восхваляло сеть за смелую позицию. Видимо, критики оказалось больше, чем похвалы, и компания испугалась. Уже 4 июля материал удалили, назвав его ошибкой отдельных сотрудников и извинившись. Решение стало роковым: на «ВкусВилл» обрушился шквал обвинений в трусости. Признав вину и извинившись, бренд сам себя подставил: представители ЛГБТ (признано Минюстом РФ экстремистской организацией и запрещено на территории России) сочли это оскорблением, их сторонники — слабостью, а противники однополых отношений попросту не приняли таких извинений – осадок от рекламы по-прежнему остался. Особенно всех возмутило, что компания свалила всю вину на рядовых рекламщиков. Впрочем, теперь название магазина у всех на слуху – кажется, именно этого и добавились маркетологи «ВкусВилла».Under Armour и поддержка Трампа
В России бренд спортивной одежды Under Armour не так известен, но в США он вполне успешно конкурирует с Nike и Adidas. В феврале 2017 году у компании были проблемы: последний квартал оказался убыточным, а один из совладельцев получил судебный иск. Акции Under Armour теряли в цене, и чтобы как-то отвлечь внимание от внутренних проблем, в интервью CNBC основатель Кевин Планк больше говорил о политике, чем о бизнесе. В частности, он заявил, что поддерживает Дональда Трампа. Реакция общественности на его слова была резко негативной, поскольку целевая аудитория бренда – молодые ребята с активной жизненной позицией – политику Трампа не поддерживали. Планк быстро извинился, но ему уже никто не поверил – акции упали еще сильнее.Dove и расистский скандал
Осенью 2017 года компания Dove опубликовала в Facebook короткую рекламу со слоганом «100% мягкое очищение». В ней чернокожая девушка использует жидкое мыло бренда и становится... белой. Обвинения в расизме не заставили себя долго ждать, но Dove не стали прямо извиняться: они выразили сожаление, что оскорбили чернокожих, добавив, что «на самом деле люди просто неправильно поняли суть рекламы». Разумеется, подобные слова никого не успокоили и хейт в комментариях продолжился.Reebok и «Игла мужского одобрения»
В 2019 году российский Reebok запустил рекламную кампанию, главными героинями которой стали женщины, занимающиеся «мужскими» видами спорта: боец MMA Юстина Грачык и европейская чемпионка по борьбе Анжелика Пиляева. Посыл рекламы был в том, что женщины должны заниматься тем спортом, который им нравится, а не тем, что «одобряет» общество. В компании спортсменок в серии постов оказалась феминистка Залина Маршенкулова. Ее фото сопровождалось слоганом «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Креатив не оценили, особенно если учесть, что в американской версии рекламной кампании ведь на западе слоган звучит совершенно иначе — «Никогда не извиняйся за то, что ты сильная».Даже среди фемнисток нашлись те, кто счёл посыл чересчур грубым, но преимущественно оскорбились мужчины. Пост удалили уже через несколько часов, заменив слоган на «Не вписываюсь ни в какие рамки». После этого о своем увольнении объявил Александр Голофаст — ведущий маркетолог компании. Он пытался извиниться за публикацию, но было уже поздно. К слову, вопросы были не только к этой.Например, оригинальный лозунг «Сделайте свои плечи такими сильными, чтобы на них могли опереться» в России превратился в «Когда говорят „носить на руках“, представляю, что меня носят в гробу», что тоже звучит довольно странно.