Всему виной масштабные авиакатастрофы, которые всегда врезаются в память, унося десятки и даже сотни жизней. За последние 20 лет с отечественными воздушными судами произошло десять крупных аварий. В этой статье мы расскажем о каждой из них и разберемся, как человеческий фактор влияет на исход катастроф.

Крушение Ту-154 в Иркутской области (2001)
3 июля 2001 года самолет Ту-154М вылетел из Екатеринбурга во Владивосток. Около двух часов ночи по местному времени, предельно снизив скорость для посадки, капитан и второй пилот не смогли совершить третий разворот. В 02:08 лайнер рухнул в лесу, вблизи деревни Бурдаковка и загорелся. При крушении погибли все 136 пассажиров, 12 из которых были гражданами Китая и 9 – членами экипажа.Расследование завершилось достаточно быстро, так как все три «черных ящика» были обнаружены на месте крушения, и их данные удалось расшифровать. В декабре этого же года вышло распоряжение Минтранса с детальным анализом происшествия. Как выяснилось, к катастрофе привели несогласованные действия экипажа и многочисленные нарушения инструкций.

Крушение А320 в Сочи (2006)
Ночью 3 мая 2006 года самолет А320 «Армавиа» направился из Еревана в Сочи. В аэропорту прилета было слишком облачно, но подлетая к Сочи, командир корабля, несмотря на непогоду, принял решение идти на посадку.В 2:10 ночи, когда самолет А320 выпустил шасси и начал выходить на посадку, диспетчер Сочинского аэропорта неожиданно дал сигнал о повышенной облачности. Спустя 3 минуты «Аэробус» врезался в воды Черного моря и затонул на глубине 300 метров.

Расследованием инцидента занимался межгосударственный авиационный комитет. Специалисты установили, что экипажем была нарушена стандартная процедура выхода на второй круг. В момент приземления работал автопилот, но после срабатывания сигнализации о снижении скорости он был выключен, и пилотирование взял на себя командир воздушного судна. Тяга двигателей была увеличена до взлетного режима, из-за чего самолет накренился и начал пикировать. После сигнала об опасности столкновения самолётом управляли уже и командир, и второй пилот, которые сработали не по инструкции и проигнорировали показания приборов.

Крушение А310 в Иркутской области (2006)
9 июля 2006 года «Аэробус» А310-300, следовавший из Москвы в Иркутск, благополучно приземлился в аэропорту. Однако коснувшись полосы в 22:43, лайнер не сумел затормозить, выкатился за пределы места посадки и врезался в бетонное ограждение на скорости 180 километров в час.Когда из-за столкновения судно загорелось, на борту находилось 203 человека (195 пассажиров, а также 8 членов экипажа). На момент эвакуации огонь задел и аварийные выходы, и оборудование, однако благодаря самоотверженным действиям экипажа удалось спасти 78 человек. Большинство из них получило серьезные травмы. 125 пассажиров погибли. Среди них была дочь писателя Валентина Распутина, Мария.

Крушение Ту-134 под Смоленском (2010)
10 апреля 2010 года самолёт Ту-134 польских воздушных сил вылетел из Варшавы в Смоленск на траурные мероприятия в память о Катынском расстреле польских офицеров. Всего на борту находилось 96 человек. Среди них – президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария, польские политики, военные и представители церкви, а также 8 человек экипажа.При подлёте к аэропорту “Смоленск-Северный” командир воздушного судна был проинформирован о низкой облачности и тумане. К слову, о критических погодных условиях экипажу сообщал не только диспетчер, но и командир польского самолета Як-40, приземлившегося несколькими часами ранее. Диспетчер предложил пилотам уйти на запасные аэродромы в Беларуси, но командир Ту-134 решил зайти на пробный круг для визуальной оценки ситуации.

Трагедией привлекла внимание всего мира – она стала самой крупной катастрофой, в которой погибли первые лица государств. В ходе расследования специальной правительственной комиссией были изучены все радиопереговоры, данные самописцев и другие свидетельства. Установлено, что технических неисправностей самолёт не имел.

Виновными в катастрофе признали пилотов, проигнорировавших показания приборов. Учитывая непростые отношения России и Польши, с выводами комиссии иностранные представители не согласились. Признавая ошибки экипажа, часть ответственности поляки все же попытались переложить на Россию, отмечая недостоверную передачу данных и запоздалые команды русских пилотов.
Крушение Як-42Д в Ярославской области (2011)
Осенью 2011 года мир спорта был шокирован новостью о гибели хоккейного клуба «Локомотив» из Ярославля. В катастрофе погибли все спортсмены, тренерский штаб и обеспечивающий персонал – всего, вместе с экипажем, 44 человека.7 сентября ХК «Локомотив» вылетел в Минск на стартовую игру сезона с местным «Динамо». Погода в аэропорту вылета «Туношна» была практически идеальной: слабый ветер, хорошая горизонтальная видимость и низкая облачность. В 15:58 самолёт Як-42Д начал разбег по полосе и спустя несколько минут, набрав высоту 5 метров, врезался в землю на берегу реки Туношонки. Лайнер разрушился, часть обломков упала в воду.


Крушение Boeing 737 в Казани (2013)
Вечером 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани пошел на посадку самолёт Боинг-373, следовавший рейсом U9-363 из Москвы. На борту находились 44 пассажира, включая 25-летнего сына главы республики Рустама Минниханова, одного украинца и одного британца, а также 6 членов экипажа. С Иреком Миннихановым должна была лететь его беременная жена, но так как ей оставался всего месяц до родов, супруг уговорил ее остаться в Москве.В 19:25 самолёт взорвался при посадке. Все 50 человек, находившихся внутри, погибли и были опознаны. Предварительных версий причин авиакатастрофы было три: ошибка пилота, хотя командиром судна был опытный пилот с 21-летним стажем, техническая неисправность, тем более что свидетели посадки Боинга ещё в московском аэропорту утверждали, что его потряхивало, и погодные условия – шел слабый дождь, сплошная облачность.

После крушения ушел в отставку глава Татарстанской авиации Шавкат Умаров, а компания «Татарстан», которой принадлежал разбившийся самолет, лишилась лицензии, так как в ходе последовавших проверок было выявлено нарушение правил отдыха и повышения квалификации пилотов. Более того, в СК РФ заявили, что командир судна Рустем Салихов по специальности был штурманом, а лицензию пилота получил в учебном центре, который на момент катастрофы был ликвидирован, так что подтвердить законность его деятельности было сложно.Признаки отказа авиационной техники в аварийном полете отсутствуют
Следствие пришло к выводу, что пилот получил лицензию незаконно. В 2019 году СК завершил расследование, признав виновными членов экипажа. Но так как все они погибли, дело было прекращено.
Крушение А321 над Синайским полуостровом (2015)
31 октября 2015 года российские туристы возвращались с отдыха на чартерном рейсе Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург. Взлет лайнера А321-231 «Когалымавиа» прошёл в штатном режиме – самолёт поднялся на высоту около девяти с половиной километров и продолжил полёт над Синайским полуостровом.Спустя 23 минуты он внезапно потерял скорость и начал быстрое снижение, а вскоре и вовсе пропал с радаров. Поисковые группы обнаружили упавший самолет около города Нахль, в дикой местности в центре Синайского полуострова. Погибли все, кто находился на борту – 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Катастрофа заняла печальное первое место в истории российской авиации по количеству жертв.

Взорванный лайнер привёл к остановке авиасообщения России с Египтом до улучшения ситуации с контролем безопасности (запрет был снят в сентябре 2020 года).
Крушение Boeing 737-800 над Ростовской областью (2016)
Ночь 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону выдалась очень ветреной. Порывы достигали 19 метров в секунду, местами напоминая ураган. Посадка самолёта в таких условиях – дело чрезвычайно трудное, поэтому в ту ночь несколько лайнеров не рискнули садиться и отправились на запасной аэродром. Однако командир Boeing 737-800 Аристос Сократус был уверен в своем профессионализме и рискнул совершить посадку.Больше двух часов лайнер находился в воздухе у Ростовского аэропорта, ожидая, что погода наладится. На второй попытке захода на посадку экипаж передумал садиться и доложил диспетчеру об уходе на дополнительный круг. Воздушное судно начало набирать высоту, но менее чем через минуту “вывалилось” из облачности и под большим углом врезалось в землю рядом с полосой. Момент крушения попал на несколько камер наблюдения. В катастрофе погибло 55 пассажиров и 7 членов экипажа, выжить не удалось никому.

Крушение Ту-154 над Сочи (2016)
Авиакатастрофа, случившаяся зимой 2016 года на лайнере ТУ-154Б ВВС России, унесла жизнь артистов ансамбля имени Александрова, худрука коллектива, журналистов и миротворцев, отправившихся на базу российских войск в Сирии. Среди них оказалась и Елизавета Глинка (доктор Лиза) – известный общественный деятель.25 декабря 2016 года в 05:25 минут самолёт после дозаправки в Сочи взлетел с аэродрома и начал набирать высоту для перелёта в Латакию (Сирия). Всего через две минуты после взлета лайнер рухнул в море в полутора километрах от берега. Спасательные команды в месте крушения выживших не обнаружили – 84 пассажира и 8 членов экипажа погибли на месте.

Крушение Ан-148 в Раменском районе (2018)
Ошибка пилота привела к гибели 71 человека зимой 2018 года, когда самолёт «Саратовских авиалиний» Ан-148-100 должен был выполнить рейс по маршруту Москва – Орск. 11 февраля в Домодедово шёл сильный снег. В 14:21 самолет поднялся с полосы и направился по маршруту. Спустя уже 6 минут он исчез с радаров, а в экстренные службы Раменского стали поступать сообщения о сильном взрыве вблизи села Степановское. Прибывшие на место спасатели обнаружили обломки самолёта на площади 30 гектаров.
Пожар на SSJ100 в Шереметьево (2019)
Порой в трагедии на воздухе замешана вовсе не одна ошибка пилота, а целый ряд событий, как это произошло весной 2019 года во время пожара на “Суперджете”.5 мая в 18:03 SSJ 100 «Аэрофлота» вылетел в Мурманск. Через 15 минут после вылета в лайнер попала молния – в этот момент отключаются генераторы и часть бортового оборудования. Командир судна принял решение вернуться пункт вылета, чтобы приземлиться, не расходуя топливо.
После первого касания полосы лайнер подпрыгнул и дважды ударился шасси. При последнем ударе стойки судна подломились и пробили топливные баки, а вытекшее неизрасходованное топливо воспламенилось. Распространение пожара в самолете ускорила открытая задняя дверь, которая “потянула” огонь в салон. Многим пассажирам паника не дала выбраться наружу – из 78 человек смогли спастись только 37.

