«Двадцать дней без войны», 1976
Это произведение Алексея Германа входит в число важнейших советских кинокартин на военную тематику. Главная особенность фильма: он сосредоточен не на боевых действиях, а на жизни тыла и судьбах людей, чьи близкие ушли на фронт.Конец 1942 года. Военный корреспондент газеты «Красная звезда», писатель Василий Николаевич Лопатин (Юрий Никулин) отправляется из Москвы на фронт, но по распоряжению редактора отправляется в Ташкент, где проводит следующие 20 дней. Свидетель сталинградских боев, Лопатин воспринимает мирную жизнь с внутренним дискомфортом.

Источник:
kinopoisk.ru
Интересно, что Юрий Никулин первоначально отказывался от этой роли, считая себя неподходящим для образа Лопатина: слишком старый, слишком другой типаж. Однако Константин Симонов, автор литературной основы сценария, настоял на его кандидатуре, так как превыше всего хотел видеть в главном актёре естественность и ироничность.

Источник:
kinopoisk.ru
«Восхождение», 1976
Последняя работа режиссера Ларисы Шепитько основана на повести белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». Изменив оригинальное название на «Восхождение», автор подчеркнула библейские мотивы истории, как бы проводя параллели между судьбами героев и историей Христа и Иуды.
Источник:
kinopoisk.ru
Фильм заставляет задуматься о неоднозначности морального выбора в условиях войны, но не предлагает простых ответов на вопрос о понимании и прощении.
«Был месяц май», 1970
Режиссер Марлен Хуциев поставил этот фильм по рассказу Григория Бакланова «Почём фунт лиха». Действие происходит сразу после капитуляции Германии, в мае 1945 года. Лейтенант Николаев (Александр Аржиловский) с подчиненными размещается в доме обеспеченного немецкого фермера Рашке, проявляющего необычайную услужливость. Вскоре раскрывается истинная причина такого поведения.
Источник:
kinopoisk.ru