Не на слуху, но в самом сердце: 3 малоизвестных советских фильма о войне

1
Здесь нет войны, но всё пронизано ею – три советских киношедевра, в которых главное не батальные сцены, а человеческие души, искалеченные военным временем.

«Двадцать дней без войны», 1976

Это произведение Алексея Германа входит в число важнейших советских кинокартин на военную тематику. Главная особенность фильма: он сосредоточен не на боевых действиях, а на жизни тыла и судьбах людей, чьи близкие ушли на фронт.

Конец 1942 года. Военный корреспондент газеты «Красная звезда», писатель Василий Николаевич Лопатин (Юрий Никулин) отправляется из Москвы на фронт, но по распоряжению редактора отправляется в Ташкент, где проводит следующие 20 дней. Свидетель сталинградских боев, Лопатин воспринимает мирную жизнь с внутренним дискомфортом.
Юрий Никулин в фуражке со звездой смотрит вдаль на кадре из фильма «Двадцать дней без войны»
Юрий Никулин в фильме «Двадцать дней без войны»
Источник:
За время короткого пребывания в глубоком тылу Лопатин встречается с семьей погибшего товарища, посещает киностудию, где экранизируют его военные очерки, отмечает наступление 1943 года в мирной обстановке и переживает романтические отношения с героиней Людмилы Гурченко.

Интересно, что Юрий Никулин первоначально отказывался от этой роли, считая себя неподходящим для образа Лопатина: слишком старый, слишком другой типаж. Однако Константин Симонов, автор литературной основы сценария, настоял на его кандидатуре, так как превыше всего хотел видеть в главном актёре естественность и ироничность.
Людмила Гурченко с короткой стрижкой прижалась к Юрию Никулину на кадре из фильма «Двадцать дней без войны»
Юрий Никулин и Людмила Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны»
Источник:
Фильм имеет автобиографическую основу: режиссер в детстве был эвакуирован из Ленинграда в Ташкент. Картина передает атмосферу тылового города, где, несмотря на отсутствие бомбежек и удаленность от линии фронта, присутствие войны ощущается во всех аспектах жизни.

«Восхождение», 1976

Последняя работа режиссера Ларисы Шепитько основана на повести белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». Изменив оригинальное название на «Восхождение», автор подчеркнула библейские мотивы истории, как бы проводя параллели между судьбами героев и историей Христа и Иуды.
Владимир Гостюхин и Борис Плотников в советской военной форме, заметённые снегом
Владимир Гостюхин и Борис Плотников в фильме «Восхождение»
Источник:
Действие разворачивается в оккупированной Беларуси 1942 года. Офицер Сотников (Борис Плотников) и рядовой Рыбак (Владимир Гостюхин) покидают партизанский отряд для поиска продовольствия. После захвата в плен они оказываются перед смертельным выбором: сохранить жизнь, став полицаями (а значит, предать всё, во что они верили), или погибнуть, оставшись верными долгу и стране.

Фильм заставляет задуматься о неоднозначности морального выбора в условиях войны, но не предлагает простых ответов на вопрос о понимании и прощении.

«Был месяц май», 1970

Режиссер Марлен Хуциев поставил этот фильм по рассказу Григория Бакланова «Почём фунт лиха». Действие происходит сразу после капитуляции Германии, в мае 1945 года. Лейтенант Николаев (Александр Аржиловский) с подчиненными размещается в доме обеспеченного немецкого фермера Рашке, проявляющего необычайную услужливость. Вскоре раскрывается истинная причина такого поведения.
Четверо советских солдат сидят на диване на кадре из фильма «Был месяц май»
Кадр из фильма «Был месяц май»
Источник:
Композиционно фильм обрамлен документальными кадрами: в начале – военной хроникой, а в финале – мирной послевоенной жизнью, сопровождаемой мелодией «Mama» Сонни Боно в аранжировке Поля Мориа, что создает эмоциональный контраст с основным повествованием.
Финальные кадры фильма «Был месяц май» под музыку «Mama» Сонни Боно в аранжировке Поля Мориа
Режиссер отказался от закадрового комментария, предпочтя более сдержанную, документальную манеру изложения. Несмотря на отсутствие сцен боевых действий, фильм раскрывает глубину военных преступлений и процесс их осознания в первые мирные дни после окончания войны. Они не получили широкой известности, но заслуживают места в вашем списке «обязательно к просмотру»: три военных фильма, способных изменить ваше представление о советском военном кинематографе.