Ковер как искусство
Кого-то насмешит словосочетание «ковровое искусство», но на самом деле это старинный и сложный вид декоративного творчества. В древности коврами устилали шатры восточных правителей, а сегодня лучшие образцы хранятся в музеях и служат предметом научных исследований.
Помимо качества материала – высоты ворса, плотности узлов – конечно, ценился сам рисунок. Некоторые сюжетно-тематические ковры по своему мастерству ни в чем не уступают средневековой миниатюре. Например, ковер «Времена года», созданный в XIX веке в Азербайджане. В центре полотна изображен поэт Омар Хайям с возлюбленной, а по бокам – пейзажи четырех времен года. Кайма этого ковра украшена арабской вязью и растительным орнаментом.

Советские ковры были продуктом массового производства, их часто делали из синтетики. Материал мог быть таким агрессивным, что ноги в носках просто прилипали к покрытию. Неизбалованные советские люди радовались и этому, но в 2000-х красно-зеленые ковровые дорожки и узорчатые полотнища стали прочно ассоциироваться с нищетой.
Ковры в массы!
Товарищ Ленин провозгласил: «Искусство принадлежит народу». Да и сами советские люди энергично тянулись к прекрасному. Многие вешали дома репродукции картин из журнала «Огонек». Почему-то особенно полюбился советским гражданам портрет «Неизвестной» Ивана Крамского. Изображение буржуазной незнакомки появилось даже в деревенских хатах.
Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь...
Особенно ярко эти настроения 1970-х отразились в фильме Владимира Фетина «Сладкая женщина». Героиня Натальи Гундаревой – работница кондитерской фабрики – по мысли создателей, законченная мещанка. Ничто в жизни не волнует Анну Доброхотову больше, чем вещи – их покупка, обмен, блат. Само собой, в квартире Доброхотовой сразу несколько ковров. На полу можно заметить ковер с орнаментом, а на стене – гобелен с романтическим пейзажем. Довершают «мещанский интерьер» огромные золоченые подушки, как из дворца какого-нибудь падишаха.
Гобелены с оленями и ковры «в ромбик»
Кроме дефицита в СССР была другая насущная проблема – нехватка жилья. В сталинские времена многие ютились в бараках и коммуналках, переезд в отдельную квартиру был для семьи эпохальным событием, едва ли не главным в жизни. Жизнь в хрущевке казалась счастьем, но и здесь были свои нюансы. Прежде чем блаженствовать, новенькую квартиру требовалось довести до ума, ведь отделка порой оставляла желать лучшего.

Интересно, что уход за напольным ковром превратился для советских граждан в особый ритуал. Ковер было недостаточно пропылесосить или подмести смоченным веником: в день уборки его сворачивали в трубочку, выносили во двор и выбивали пластиковой палкой, похожей на ракетку.


С уходом СССР его атрибуты не исчезли в одночасье — вы удивитесь, как много в нас сегодняшних осталось из той жизни (даже если вам 17 лет). Предлагаем прочесть о самых живучих пережитках советского быта.