Братья Стругацкие – Хищные вещи века
Вышедший в 1964 году роман «Хищные вещи века», наверное, самое «сбывшееся» из всех футурологических произведений Стругацких. Общество по-прежнему идеологически разобщено, но страны отошли от радикального противостояния. Милитаристская идеология уступила место безграничному потреблению удовольствий.
50 лет назад всё это воспринималось как сатира в адрес праздного и разлагающегося западного общества, но сейчас, увы, все сильнее напоминает нашу действительность. Как же жаль, что сбылся не цикл «Мир Полудня».
Виктор Пелевин – SNUFF
Действие «Снаффа» происходит в мире, разделившемся на две части: отсталую во всех смыслах Уркаину, чьи жители именуются «орками», и высокотехнологичный и демократичный Бизантиум, город в небесах, населённый «людьми» (хотя в биологическом плане «люди» и «орки» – один вид). Из-за выросшего возраста согласия жители Бизантиума не имеют права вступать в близость с людьми младше 46 лет, поэтому вынуждены покупать секс-куклы с искусственным интеллектом, неотличимым от человеческого.
Владимир Войнович – Москва 2042
После «Москвы 2042» кажется, что ее автор прибегнул к стандартной уловке в споре: хочешь убедить оппонента, что он неправ – согласись с его точкой зрения и доведи до абсурда. При помощи машины времени писатель-диссидент попадает в Москву будущего, признанную городом победившего коммунизма. Конечно, «коммунизм» потомков оказывается не таким, каким его представляли жители СССР.
Я описывал то будущее, которое, надеялся, никогда не наступит. А теперь действительность, кажется, уже превосходит то, что я написал.
Владимир Сорокин – День опричника
К 2028 году Россия возвела Великую русскую стену, оборвала контакты со всем внешним миром, кроме Китая, и возродила традиции православия, самодержавия и опричнины. Жители торжественно сжигают загранпаспорта на Красной площади, а все «современные драматурги» были повешены аккурат на Яблочный Спас.
Сергей Лукьяненко – Лабиринт отражений
Киберпанковский «Лабиринт отражений» – не совсем антиутопия, но многие моменты заставляют задуматься о будущем. Во временной линии романа каждому человеку доступно оборудование для погружения в Глубину – виртуальный мир, по ощущениям неотличимый от реального. В виртуальном городе Диптаун доступны любые удовольствия, даже запретные, ведь смерть здесь не ведет к смерти в настоящем мире.