(Не)удачная проба пера
Мартин Скорсезе — это живая икона кино. Его фильмы «Казино», «Остров проклятых» и «Отступники» уже вписаны в золотую историю Голливуда. Но есть в фильмографии мастера одна картина, которая до сих пор вызывает споры — это музыкальная драма «Нью-Йорк, Нью-Йорк», увидевшая свет в 1977 году, в начале карьеры режиссера.
Источник:
kinopoisk.ru
Джаз, секс и токсичная любовь: сюжет, который шокировал зрителей
Это история о талантливом саксофонисте Джимми Дойле ( Роберт Де Ниро ) и восходящей певице Фрэнсин Эванс (Лайза Миннелли). Они знакомятся в ночном клубе и почти сразу начинают работать вместе, выступая в заведениях послевоенного Нью-Йорка.«Я хотел сделать картину в стиле фильмов сороковых, со всей их искусственностью и идеей нереальности окружающего мира», — цитирует режиссера журнал Artforum. Музыка и бешеная энергетика города становятся фоном для бурного романа, полного ссор, страсти и профессиональной зависти. Джимми — прирожденный бунтарь, Фрэнсин — нежная, но упрямая. Вместе они напоминают золотую пару Голливуда, только в версии 70-х — с нервами, срывами и токсичностью.
Съемочный ад, или как Скорсезе чуть всё не испортил
Режиссер всегда тяготел к импровизации, и этот подход дал блестящие результаты в «Таксисте» (1976). Но здесь все пошло не по плану. У «Нью-Йорка» не было готового сценария — отдельные сцены придумывались прямо на площадке, актеров постоянно просили импровизировать. И если Де Ниро блистал в экспромтах, Миннелли чувствовала себя неуверенно — и это заметно в кадре.
Обстановка накалялась и по другой причине. Личная жизнь Скорсезе была в хаосе: проблемы в браке, запутанные отношения с Миннелли — и все это на фоне растущей зависимости.
Позже Мартин признавался, что наркотики казались ему «творческим топливом», но на деле они лишь усугубили проблемы с концентрацией и гневом. В интервью New York Post режиссер назвал этот период «началом падения в пропасть, из которой он выбрался еле живым».
Окончательно подкосило Скорсезе решение студии MGM урезать «Нью-Йорк, Нью-Йорк» почти в два раза. Оскорбленный режиссер посчитал, что его творение попросту «обескровили».
Почему фильм провалился
Зрители ждали красивую сказку, а получили эмоциональную пытку — болезненную, напряженную историю о творческих людях, которые не умеют любить. Публика конца 70-х оказалась не готова к мюзиклу с нервным срывом в каждом кадре.Собранные 16,4 миллиона долларов при бюджете в 14 миллионов (по данным The Numbers) — это вряд ли можно назвать историей успеха.
Фильм, который нужно посмотреть сегодня
И вот здесь начинается самое интересное. Сегодня «Нью-Йорк, Нью-Йорк» воспринимается совсем иначе — как несовершенный, но честный эксперимент великого режиссера, который пытался выйти за пределы своего амплуа. Недаром эту творческую «ошибку» Скорсезе сегодня рекомендуют к просмотру студентам киношкол.Отдельных аплодисментов заслуживает «картинка» и музыка. Скорсезе буквально жил в архивах MGM, изучая мюзиклы золотой эпохи, чтобы с точностью воссоздать их дух. Золотая мишура, красные огни и коридоры из мигающих лампочек — такое вам точно понравится! А легендарная песня «New York, New York» до сих пор считается гимном города.«Нью-Йорк, Нью-Йорк» — это редкий пример того, как классический жанр мюзикла пропускают через призму авторского кино. Гламур здесь соседствует с запредельной нервозностью, а шикарные декорации контрастируют с эмоциональной неустойчивостью героев.
Наконец, сама история Фрэнсин сейчас читается особенно актуально. Женщина вынуждена бороться не только за карьеру, но и за свое право быть услышанной в отношениях. В эпоху разговоров о женской силе и токсичных партнерах такой сюжет бьет прямо в цель.
Самый слабый фильм Скорсезе или смелый эксперимент?
Мы в редакции uznayvse.ru пересмотрели «Нью-Йорк, Нью-Йорк», и знаете, что? Нам было больно, неловко, но при этом безумно интересно. Этот фильм — словно открытая рана, в которую Скорсезе залез руками по локоть, не боясь испачкаться.Да, у мюзикла не такая уж высокая оценка на IMDb — 6,6. Но какая же это крутая попытка совместить старый Голливуд с новой искренностью! И даже если эксперимент не сработал, он все равно заслуживает внимания — хотя бы ради Миннелли и Де Ниро. Или ради Скорсезе — не уверенного в своем мастерстве мафиозного летописца, а человека, который просто искал себя.