«Мне жаль, но…»: 12 извинений, которые делают только хуже

Человеку свойственно ошибаться. И если не уметь признавать свои ошибки, просчеты и недопонимания могут привести к разладу в отношениях, испорченной карьере или социальной изоляции.

Извинение – это демонстрация сожаления, признание вины. Возможно, после серьёзного промаха вас простят не сразу, но первый кирпичик будет заложен. Главное, показать, что вы действительно раскаиваетесь. И уж точно при извинении не стоит делать то, о чем речь пойдет дальше.

Повторение

Вы серьезно накосячили, извинились, и вас простили. Но вы всё равно чувствуете какую-то неопределённость в отношениях. Чего делать точно не стоит, так это регулярно повторять извинения. Так вы обесцениваете собственные слова, да ещё лишний раз напоминаете человеку о случившемся. После того как вы услышали заветное «я тебя прощаю» и до реального потепления отношений может пройти какое-то время – умейте ждать.
10 раз повторенное слово «прости» обесценивается
10 раз повторенное слово «прости» обесценивается

«Ну раз ты так это воспринимаешь, извини…»

Или «Мне очень жаль, что тебя это так задело». Вы не извиняетесь, а перекладываете вину на собеседника: получается, это он виноват, что принял ваши действия близко к сердцу.

Навязывание оценки

«Подумаешь, разбилась чашка, это к счастью!», «Полчаса ожидания – ничего страшного!» Такие заявления могут стать причиной серьезной ссоры. Чашка могла быть памятным подарком, ценным для человека, а ваша задержка могла привести к нарушению чужих планов. Своим «подумаешь» вы обеспечиваете чужие эмоции, человек обоснованно придет к выводу, что ничего для вас не значит.
Извинение должно быть направлено на демонстрацию сожаления и конструктивное решение ситуации.
Например «Я понимаю, эта вещь была для тебя ценной. Мне очень жаль, что так получилось. Я куплю тебе точно такую же».

«Да ты сам хорош!..»

«Мне жаль, но вот ты в прошлый раз поступил ещё хуже, и ничего», – не извинение, а типичная попытка переложить с больной головы на здоровую.

Проявление безразличия

Как навсегда испортить отношения? Извиняясь, демонстрировать свое отношение к ним «ниже плинтуса». Холодный тон, фразы, которые произносят с видом, будто делают всем одолжение, оттолкнут от вас всех свидетелей разговора.
В таком случае лучше вовсе промолчать
В таком случае лучше вовсе промолчать

Подшучивание

Шутки неуместны во время извинений и могут привести к тому, что на вас серьезно обидятся. Когда задето чувство собственного достоинства, юмор кажется издевательством. Собеседник должен почувствовать, что вы расстроены и раскаиваетесь.

«Мне жаль, но…»

Слово «но» сводит на нет всё, что шло до него. «Но» – это попытка оправдаться, свалить часть вины на человека, которого вы обидели. Конечно, оправдание может быть справедливым, а ваш собеседник действительно виноватым отчасти, но лучше донести свою позицию позже.

«Если ты меня не простишь, я...»

Угрозы нанести вред себе или другим в случае, если вас не простят, пожалуй, худший способ извинений. Это шантаж и проявление токсичных отношений.
Не опускайтесь до шантажа – это гнусно
Не опускайтесь до шантажа – это гнусно

«А Васька слушает да ест»

Извинение подразумевает, что виновный не будет повторять свои ошибки. Если вы продолжаете оставлять офисный чайник на своей половине стола, хотя коллеги сто раз просили вас этого не делать, в сто первый раз вашим извинениям будет грош цена.

Манипуляции

«Извини, я как всегда во всём виноват(а)», – человек заранее программирует вас на то, что он-де некомпетентный недотёпа, так что и спрос с него небольшой. Такой способ извинения простителен ребёнку, но не взрослому.
Извинения без изменения - это манипуляция в отношениях!

Отговорки

«Да, я виновата, но сегодня были пробки». «Извини, опоздал, но возникли проблемы с машиной». Оправдания и объяснения не интересуют деловых партнеров или начальство. Неспособность контролировать ситуацию просто подорвет вашу репутацию.

Неподходящий момент

Лучший способ еще больше испортить отношения – подойти с извинениями, когда человек устраняет причиненный вами ущерб.
Выбирайте правильное время для разговора.
Основной целью извинения является восстановление хороших отношений. Учитесь на своих ошибках, ищите оптимальные варианты. Вот небольшая подборка книг про извинения, в которых подробней рассказывается о том, как надо и как не надо извиняться. Подводя итоги:

  • Признайте неправоту
  • Не форсируйте процесс, дайте человеку время;
  • Не оправдывайтесь вместо извинений;
  • Говорите искренне, от всего сердца, или не извиняйтесь вообще;
  • Не перекладывайте вину на обстоятельства и третьих лиц.
Избегайте эти 12 сомнительных способов решения проблем, и вы научитесь оставлять неприятные моменты в прошлом.
Подпишитесь на нас!