8 марта 1963 года Никита Хрущёв произнёс речь, которая могла поставить крест на карьере молодого актёра Станислава Любшина. Его первая большая роль в кино оказалась в эпицентре политического скандала. Фильм «Застава Ильича» был публично разгромлен первым лицом государства, а съёмочную группу обвинили в идеологической диверсии.
Никто тогда не мог предположить, что эта картина не только выживет, но и станет классикой, а молодой актёр превратится в одного из самых любимых артистов страны.

Роль, которая открыла Любшина
Для Станислава Любшина , выходца из подмосковной деревни Владыкино, работа в картине Хуциева стала настоящим прорывом. Молодой актёр, только начинавший свой путь в кино после окончания Щепкинского училища, продемонстрировал удивительную органичность и естественность.Его герой — молодой москвич, ищущий своё место в жизни, — был сыгран без лишнего пафоса и театральности, что впоследствии стало фирменным стилем Любшина.
Он показал, что серьёзная роль не требует длинных монологов — его герой был немногословен, но каждый взгляд и жест передавали глубину переживаний.

Фильм, опередивший время
«Застава Ильича» задумывалась как честное высказывание о поколении молодых людей начала 1960-х, выросших без отцов, погибших на войне. Хуциев и сценарист Геннадий Шпаликов создали историю о поиске себя, о сложном процессе взросления и формирования мировоззрения.Сюжет вращался вокруг трёх друзей, один из которых — Славка Костиков в исполнении Любшина. Фильм отличался новаторской для советского кино стилистикой: длинные планы, естественные диалоги, документальная манера съёмки улиц Москвы. Особенно выделялась сцена поэтического вечера в Политехническом музее с участием реальных поэтов-шестидесятников.
Гнев Хрущёва: конфликт идеологий
Судьба картины резко изменилась 8 марта 1963 года, когда на встрече с деятелями культуры Никита Хрущёв подверг фильм разгромной критике. Первый секретарь ЦК КПСС был возмущён тем, что увидел в материалах к ещё не завершённой картине:Особое негодование вызвала сцена, где герой Валентина Попова обращается к призраку своего погибшего отца с вопросом о том, как жить. Отец, оказавшийся моложе сына, не даёт ответа:Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться.
Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни? Детям хотят внушить, что их отцы не могут быть учителями в их жизни и за советами к ним обращаться незачем.
Переделка фильма и его новая жизнь
После этого выступления работа над фильмом была приостановлена. Хуциеву и Шпаликову пришлось существенно переработать сценарий.Фильм вышел на экраны только в 1965 году под названием «Мне двадцать лет», уже после отставки Хрущёва. Несмотря на вынужденные изменения, картина сохранила свою художественную ценность и стала одним из символов эпохи оттепели.

Источник:
kinorium.com
Значение для карьеры Любшина
Для Станислава Любшина участие в этом проекте, несмотря на все сложности, стало счастливым билетом в большое кино. Критики и зрители отметили его тонкую и честную игру.Эта работа определила дальнейший творческий путь Любшина. Он продолжил играть героев, которым чужда театральность, предпочитая роли обычных людей со сложным внутренним миром. Именно такой подход позже принёс ему всенародную любовь за роли в фильмах «Щит и меч», «Пять вечеров», «Не стреляйте в белых лебедей» и многих других.

Источник:
kinorium.com
Была ли, по вашему мнению, критика Хрущёва оправданной, или это пример того, как идеология может уничтожить искусство? А ранее мы в uznayvse.ru рассказывали о роли Янины Лисовской в другом культовом советском фильме – «Любовь и голуби».