Этот сериал Жоры Крыжовникова мог затмить «Слово пацана», но мы его вряд ли увидим

В конце 2023 года вся страна обсуждала феноменальный успех сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова. Картина о молодежных бандах Казани конца 80-х завоевала престижную кинопремию «Белый слон», став лучшим сериалом года.

А до «Слова» Жора снял такие хиты, как «Горько!», «Самый лучший день» и «Звоните ДиКаприо!». Но мало кто знает, что у режиссера был еще более масштабный проект, который, увы, мы, скорее всего, никогда не увидим.
фиолетовый светофильтр, герои романа Достоевского Преступление и наказание в реалиях России 90-х
Жора Крыжовников хотел снять "Преступление и наказание" в сеттинге 90-х
Источник: DALL-E

Когда Достоевский встречается с лихими девяностыми

Представьте себе классический роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», перенесенный в хаос и нищету России 1992 года. Захватывающе, не правда ли? Крыжовников увидел в этом периоде поразительное сходство с эпохой, описанной в романе:
Мы перенесли действие в единственный период времени, который конгруэнтен (полностью совпадающий) эпохе, когда был написан роман Достоевского. Это сопоставимые нищета, безумие, полная потеря понимания того, как выжить.
Режиссер подчеркивает принципиальную разницу между современностью и реалиями 90-х:
Я знаю [похожий] проект (сериал «Преступление и наказание» с Иваном Янковским, который вышел в 2024 году), где действие перенесено в наши дни. Однако, если у тебя есть возможность устроиться на работу и купить еду, это совсем не то же самое, чем положение студента в 1992-м, когда еды или не было, или она стоила космических денег.

Почему сериал так и не сняли?

«Преступление и наказание 1992» был готов в сценарном виде еще до «Слова пацана», но оказался непомерно дорогим. Масштаб замысла поражает:
Амбиция, заложенная в сценарии, предполагала строительство Сенной площади образца 1992 года. И мы даже нашли место, где ее можно построить.
В 2021 году, на пике сериального бума в России, казалось, что финансирование найдется. Но, как это часто бывает, вмешались внешние обстоятельства. По словам , препятствием стали «определенные события в общественно-политической жизни»: «И стало понятно, что такой дорогой сериал, скажем так, не нужен».

Несмотря на печальную судьбу проекта, Крыжовников не теряет надежды снять экранизацию культового романа в будущем:
Сценарий написан, я от него не отказался. Он уже существует на бумаге, в некотором смысле он уже сделан. Так что для себя я уже снял «Преступление и наказание 1992». Может быть, когда-нибудь я сниму его и для зрителя.

Мнение

Что ж, пока нам остается лишь представлять, каким мог бы быть этот сериал. А пока этот неснятый шедевр остается напоминанием о том, что не все гениальные идеи воплощаются в жизнь, но от этого они не становятся менее ценными.
Портрет режиссёра Жоры Крыжовникова в кепке и солнечных очках, задний фон размыт
Режиссёр Жора Крыжовников
Источник: @verybestday
Лично нам было бы интересно посмотреть на классическую историю под углом лихих 90-х. Крыжовников доказал, что умеет снимать качественные сериалы, погружая зрителя в атмосферу ушедшей эпохи.

Неужели вечная история о нравственном падении и искуплении, рассказанная на фоне сложнейшего периода в истории нашей страны, не нашла бы отклика у зрителей? А вам было бы интересно посмотреть экранизацию романа Достоевского в стиле «Слова пацана»?

А ранее мы в uznayvse.ru рассказывали о еще одном известном режиссере, который планирует экранизировать «Преступление и наказание».