Биография Стэнли Кубрика
Стэнли Кубрик – американский режиссер, диссидент от кинематографа, создатель перфекционистских фильмов с собственным визуальным и драматическим стилем, с неожиданным использованием классической музыки, тщательным вниманием к деталям и его визитной одноточечной перспективой. Большинство из его лент стали классикой, но обессмертил он свое имя в истории кино благодаря «Космической одиссее» и «Заводному апельсину».Детство и юность
Будущий автор киношедевров появился на свет 26 июля 1928 года в Нью-Йорке и стал первым из двоих детей врача Якоба Леонарда Кубрика и домохозяйки Сэди Гертруды (в девичестве Первелер). В 1934 году родилась его сестричка Барбара. По-национальности он – еврей с польскими, австрийскими и румынскими корнями. Рос мальчик в атмосфере свободы, любви и поддержки. Невзирая на интеллект выше среднего, посещаемость и успеваемость в школьные годы у него была посредственной. Но он проявлял интерес к литературе – любил легенды и мифы Древней Греции, сказки братьев Гримм.Нравился ему также бейсбол. Выходные дни он часто проводил, наблюдая за тренировками спортсменов из клуба «Нью-Йорк Янкиз». В будущем он собирался стать либо писателем, либо бейсболистом. В 12 лет с подачи отца его увлечением на многие годы стали шахматы, а когда тот подарил ему фотоаппарат, юноша начал упоенно охотиться за интересными кадрами. С 1941 по 1945 год он учился в престижной Taft School. В средней школе стремления к академическим знаниям у него тоже не наблюдалось. Вместо этого он сосредоточился на развитии своих творческих наклонностей, в частности, играл на барабанах в школьной джазовой группе. Вокалистка их музыкального коллектива, его одноклассница Эдит Гормезано, позже стала певицей, известной как Эйди Громе. Кроме этого, он бродил по городу и открывал для себя фотомир, делая сюжетные фотографии, которые продавал журналу Look. Одним из его снимков, попавших тогда на страницы этого издания, было фото с газетным киоском и прессой с заголовками о смерти президента Рузвельта. После школы Стэнли не сумел поступить в колледж, разочаровав неудачей отца. Он начал подрабатывать игрой в шахматы в парке Вашингтон-сквер, а в 1946 году был принят фотографом в штат журнала Look. Несколько лет он путешествовал с фотокамерой по всему миру. Впоследствии его работы, высоко оцененные специалистами, пополнили коллекции Библиотеки Конгресса и Музея города Нью-Йорка, реабилитировав сына в глазах папы.
Кубрик-режиссер
В 1951 году Кубрик снял на свои средства документальный фильм, посвященный боксеру Рокки Грациано, – «День схватки». Его купила за сто долларов RKO Pictures. Эта же компания профинансировала создание следующей его короткометражки о жизни священника Нью-Мексико – «Летающий падре». Получив деньги за второй фильм, он уволился из журнала Look и занялся фильмами, экспериментируя со сценариями и визуальной стороной: внедрял новаторские монтажные приемы, включал в пленку документальные материалы, снимал резко перемещающейся камерой, использовал дальний план, максимально открытую диафрагму. Его дебютной полнометражной лентой стала «Страх и вожделение», получившая положительные оценки кинокритиков, но не снискавшая коммерческого успеха. Сам он называл ее «любительской и неуклюжей работой». В 1955 году свет увидел фильм-нуар «Поцелуй убийцы» с пессимистичным до крайнего цинизма взглядом на мир, который принес ему победу в категории «Лучший режиссер» на МКФ в швейцарском Лукарно (1959 год). В 1956 году он представил на суд публики экранизацию романа «Перерыв на чистку» американского писателя Лайонела Уайта, получившую название «Убийство», снова снятую в жанре нуар. Эта работа получила номинацию на престижную британскую кинопремию BAFTA. Спустя год он представил антивоенный проект «Тропы славы» с Кирком Дугласом, отцом актера Майкла Дугласа, в ключевой роли полковника Дакса. За основу сюжета он взял подлинные события – расстрел солдат в Суэне, описанный в одноименной фильму книге Хамри Кобба. Режиссера привлекла возможность показать свое отношение к войне как к некой форме всеобъемлющего безумия. Работавшие вместе с Кубриком над «Тропами» отмечали его «почти психопатическое безразличие и холодность к людямВ 1960 году вышла в прокат экранизация романа Говарда Фаста «Спартак». Это единственный неавторский фильм Кубрика. Режиссер трудился над ее созданием по приглашению Кирка Дугласа, продюсера и исполнителя роли ключевого персонажа – гладиатора, возглавившего борьбу за свободу – после того, как был уволен прежний режиссер данного проекта Энтони Манн.«Не считая трех-четырех человек, к которым он был действительно привязан, остальное человечество было для него подобно массе насекомых, которых ему нравилось исследовать с холодной и ясной головой -- так, как ученый мог бы исследовать подопытных животных».
Производство самой высокобюджетной на тот момент картины длилось порядка двух лет и сопровождалось массой споров из-за творческих разногласий ее создателей. Кубрик, например, допускал исторические неточности, конфликтуя из-за этого с Дугласом. Он считал, что режиссер вправе выражать собственную позицию и видение тех или иных событий даже в ущерб исторической точности или соответствия экранизируемому произведению. Дуглас же, выбирая молодого режиссера, был уверен, что будет с легкостью помыкать юнцом и сделает фильм полностью «своим». Но Стэнли вполне мог потягаться в упорстве и уверенности с актером и даже дать ему фору. Этот фильм получил четыре «Оскара» (за монтаж, работу художников, костюмы и за лучшую мужскую роль второго плана) и «Золотой глобус» (за лучший фильм года).
Следующим кинопроектом режиссера стала лента «Лолита», снятая в 1962 году по самому известному роману Владимира Набокова. Над его адаптацией, позже номинированной на «Оскар», Кубрик работал вместе с автором, но последнее слово Стэнли всегда оставлял за собой. Для работы над этой скандальной лентой он переехал в Великобританию (из-за менее жесткой цензуры по сравнению с американской). В ленте он полностью отказался от эротических сцен, оставив только один удивительный эпизод, где Гумберт (Джеймс Мэйсон) делал педикюр своей падчерице Лолите (Сью Лайон), а она предлагала ему поиграть в игру, которой занималась в летнем лагере. Кроме того, возраст Лолиты увеличили на 2 года. После окончания съемок Кубрик с семьей переехал в Британию (и остался там до конца своих дней). В 1964-м вышла картина «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», созданная Кубриком на основе произведения «Красная тревога» британского литератора Питера Джорджа, но сатирично адаптированного и переосмысленного. Он высмеял в нем военную доктрину США. На разработку нового своего проекта «2001 год: Космическая одиссея» режиссер потратил 5 лет. За его основу он взял рассказ британского ученого и писателя Артура Кларка «Часовой». Этот эпичный, скрупулезно проработанный научно-фантастический фильм вышел в 1968 году, но и по прошествии почти полувека, по мнению видных мастеров режиссуры, остался непревзойденным. Он завоевал «Оскара». В 1971 году на основе книги Энтони Берджесса режиссер снял сатирическую драму «Заводной апельсин» с юным Малькольмом МакДауэллом, завоевавшую впоследствии 5 кинонаград (и 16 номинаций). Многочисленные сцены групповых изнасилований, граничащей с садистской агрессии и эротики вызвали возмущение общественности. Автор романа, получившего благодаря фильму известность, даже заявил, что хочет отречься от своей книги, послужившей основой для киноленты, воспевающей насилие. Ведь режиссер, по своему обыкновению, изменил концовку и полностью исказил авторскую идею. После нескольких случаев преступлений, идентичных тем, что совершали экранные герои, и угроз его физической расправы, картину сняли из британского кинопроката. Малькольм Мадауэлл, сыгравший малыша Алекса, позже так отзывался о работе с Кубриком:
В 1975 году уже признанный гений режиссуры создал «Барри Линдона», вольную кино-интерпретацию произведения Уильяма Мейкписа Теккерея о жизненных перипетиях ирландского мошенника XVII века. Ее он снимал в исторических помещениях, с использованием подлинных костюмов того времени и новаторских приемов, позволявших, в частности, отказаться от современного освещения в ночных сценах, используя исключительно аутентичный свет свечей. Эту киноработу назвал самой любимой из фильмографии Кубрика режиссер Мартин Скорсезе. В 1985-м на экранах появился новый фильм Кубрика, также снискавший статус культового. Речь идет о «Сиянии» – собственной трактовке Кубриком одноименного ужастика Стивена Кинга. Роль главного персонажа в нем воплотил Джек Николсон, с жуткой достоверностью сыгравший опустившегося писателя, медленно сходящего с ума в проклятом отеле «Оверлок», отрезанном от внешнего мира. Сцена, в которой его герой топором выламывает дверь в ванную, где прячутся от него супруга и сынишка, просовывает голову в пролом и сообщает: «А вот и Джонни!», была признана самым страшным эпизодом в истории кино. А актриса Шелли Дюваль, исполнившая роль супруги главного героя Венди, к концу съемок заработала нервное истощение – требовательный режиссер переснимал некоторые сцены по 127 раз… Как ни парадоксально, «Сияние» дважды номинировали на антипремию «Золотая малина» («Худший режиссер» и «Худшая женская роль») – в Голливуде Кубрика не любили за высокомерие. Недоволен был и Кинг, заявивший, что «Кубрик очень много думает, но очень мало чувствует».«Не будь Кубрик режиссером, ему следовало бы командовать вооруженными силами США. Он держит в голове все -- вплоть до покупки шампуня. Ничто не проходит мимо него. Он должен следить за всем и вся».