Биография Виталия Южилина
Виталий Александрович Южилин — заметная фигура в портовой отрасли. Продолжительный период своей карьеры посвятил развитию крупной профильной ассоциации. При нем она стала важным организационным и экспертным центром, который способствует прогрессу морской торговли и формированию благоприятной среды для работы портов.
Южилин Виталий. Основные сведения
Портостроитель – так Южилина Виталия нередко называют в профессиональной среде, родился в 1965 году. До начальных классов вместе с родителями жил в Челябинске. Затем мать с отцом решили обосноваться в Севастополе — крупном портовом городе в юго-западной части Крымского полуострова.В начале 1980-х Южилин Виталий окончил школу. Выбирая дальнейшее направление для обучения, остановился на технической океанологии и подал документы для поступления в ЛВИМУ. В этот период Виталий Южилин получил как теоретические знания, так и практические навыки для проведения исследований.
В 1988-м Виталий Южилин, став дипломированным специалистом, начал выстраивать карьеру. Его приняли на работу в Институт биологии южных морей. Здесь он был причастен к реализации научных и исследовательских проектов, участвовал в морских экспедициях.
В 1989-м Виталий Южилин устроился в Морской гидрофизический институт, который занимает ведущие позиции в мировом рейтинге океанологических центров. На новом месте получил инженерную должность. Параллельно с основной работой погрузился в бизнес. Созданный по инициативе Виталия Южилина коммерческий проект принес пользу и дополнительную финансовую поддержку научно-исследовательскому учреждению.
В начале 1990-х у Южилина Виталия новый этап карьеры. В этот период будущий портостроитель решил переехать в Нижневартовск. Первое время занимался продажей сельхозпродукции. Однако вскоре увидел перспективы в ином направлении.

Когда возникла потребность транспортировки энергоресурса за пределы страны, Виталий Александрович Южилин понял, что российским портам не хватает необходимой для этой деятельности инфраструктуры. Выяснилось, что у многих терминалов был недостаток резервуаров для хранения определенных категорий мазута. В связи с этим Виталий Южилин переключился на организацию грузовых перевозок с помощью морского транспорта.
В 1998-м Южилин Виталий вошел в число владельцев одного из ключевых игроков в сфере стивидорных операций, который базировался в Санкт-Петербурге. С другими топ-менеджерами инициировал масштабную реорганизацию, в рамках которой были проведены анализ и оценка целого ряда аспектов деятельности компании (внутренние процессы, взаимодействие с партнерами и клиентами и пр.).
При Виталии Александровиче Южилине были выявлены основные проблемы и слабые места предприятия. А также определены возможности для развития и роста его операционной эффективности, адаптации к меняющимся рыночным условиям.
Следует отметить, что управленческие решения, которые в том числе принимал Южилин Виталий Александрович, привели к росту показателей грузового оборота.
Виталий Южилин. Депутат: об инициативах, изменивших портовую отрасль

В 1999-м Виталий Южилин стал депутатом. В статусе народного избранника он находился на протяжении достаточного долгого периода — 17 лет. За это время Южилин Виталий предложил десятки инициатив, касающихся ряда отраслей — от транспортного комплекса и предпринимательства до агропромышленного и энергетического секторов.
Однако наибольшее внимание парламентария было направлено на портовый сектор. Он имел высокий инвестиционный потенциал, а активизация его работы повысит торговую активность и поступления в бюджеты различных уровней. В этом был убежден Виталий Южилин. Депутат неоднократно поднимал вопрос о необходимости масштабной реформы отрасли на законодательном уровне, окончательно определив правовые механизмы функционирования и развития морских портов.
Именно Южилин Виталий Александрович довел до конца проект новой редакции ФЗ «О морских портах». Он был основан на принципах повышения прозрачности, эффективности и конкурентоспособности качества портовых услуг.
Обновленный закон был утвержден на высшем уровне в 2007 году. Он стал важным нормативно-правовым элементом, считает Виталий Южилин. Депутат тогда подчеркивал, что с его помощью наконец удалось закрепить порядок госрегулирования деятельности в морских портах и установить полномочия российского правительства. Последние касались определения границ портовых узлов.
Виталий Южилин пояснял, что в новой редакции ФЗ были откорректированы земельные отношения, обозначены положения о возведении или расширении портовых территорий, их открытии или закрытии. А также появилось такое понятие, как «услуги» — традиционно к ним относится, например, ремонт судов, в том числе и в доках, которые определены данным законом как объекты портовой инфраструктуры.
Южилин Виталий Александрович одним из ключевых нововведений называет закрепление фиксированного срока заключения договоров аренды на 49 лет, если арендатор не выразит желание заключить более короткий срок.
К наиболее значимым корректировкам также можно отнести утверждение порядка осуществления реестра морских портов и контроля в пунктах пропуска через государственную границу, определение единых правил плавания и стоянки судов, а также подхода к ним.
Все принятые изменения имели существенное значение с точки зрения усовершенствования деятельности морских портов, повышения их конкурентоспособности на глобальном уровне, убежден Виталий Южилин. Депутат также отмечал, что новая редакция ФЗ обеспечила условия для формирования благоприятного инвестиционного климата.
Виталий Южилин и его роль в развитии АСОП

Уже в начале своей работы АСОП смогла доказать важность внедрения принципа солидарной ответственности портов и железной дороги при пломбировании ж/д вагонов, загруженных импортным грузом. Это решение было определяющим в свете сложной криминогенной обстановки, которая на тот момент «окутала» внешнеторговую деятельность. Из-за нее морские порты могли бы оказаться на грани финансового выживания.
Именно усилиями специалистов АСОП удалось добиться применения нулевой ставки НДС на погрузочно-разгрузочные работы. Такая мера позволила экономить порядка 50 миллионов долларов каждый год. Тем самым значительно снизилась финансовая нагрузка на отраслевые предприятия.
Кроме того, при содействии возглавляемой Виталием Южилиным Ассоциации морских торговых портов стивидоры были освобождены от платы за водопользование, а также существенно уменьшился перечень объектов портовой инфраструктуры, которые относятся к категории особо опасных и технологически сложных. В последующие годы ассоциация стремительно развивалась.
Южилин Виталий Александрович инициировал создание новых инструментов для обеспечения благоприятной и конкурентоспособной среды для развития морских портов. АСОП стала действенным механизмом, который охватывает все сферы деятельности портов, включая экономические и правовые аспекты, инвестиции, экологическую составляющую, поддержку развития новых технологий и инноваций.
Под непосредственным руководством Виталия Александровича Южилина ассоциация придерживалась следующих критериев работы:
- соблюдение интересов каждого участника транспортировки грузов через морские порты;
- экономическая целесообразность;
- последовательность и тщательно выверенные формулировки при подготовке и предоставлении информации, документов или аргументов.
При Виталии Южилине ассоциация тесно сотрудничала с различными заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить эффективное использование морских портов и строить их развитие в соответствии с мировыми стандартами.
Кроме того, АСОП стала своего рода платформой для обмена опытом и знаниями. Этому поспособствовал Виталий Южилин. Сегодня объединение оказывает поддержку в решении вопросов, связанных с управлением и развитием портов, а также представляет их интересы перед регулирующими органами и в других инстанциях.
Одной из важнейших задач Ассоциации морских торговых портов, в исполнении которой участвовал Южилин Виталий, являлось развитие международного сотрудничества с аналогичными организациями в других странах. Речь об обмене опытом, проведении совместных исследований и создании проектов, развитии международных стандартов и нормативов, а также формировании благоприятных условий для международных перевозок.
Ассоциация морских торговых портов играет важную роль в поддержке и развитии морской торговли и улучшении логистических возможностей российских портов, отметил Виталий Южилин. В настоящий момент в ее составе находятся десятки отраслевых предприятий, сами морские гавани, экспедиторские компании, научно-исследовательские центры, а также учебные заведения, специализирующиеся на морском деле.
Организация прилагает максимум усилий для создания благоприятной инвестиционной и предпринимательской среды в своей отрасли, а также для внедрения передовых технологий в портовые процессы, дополнил Виталий Александрович Южилин. Она также оказывает содействие развитию кадрового потенциала и научно-технического прогресса в портовой отрасли.
Виталий Александрович Южилин был причастен к реализации двух крупных и стратегически важных для российской портовой отрасли проектов. Речь о возведении пассажирского порта «Морской фасад», который располагается в Санкт-Петербурге, и грузового хаба «Усть-Луга». Бывший депутат Виталий Южилин был среди инициаторов их возведения. Благодаря этому его нередко называют портостроителем.
Виталий Александрович Южилин. Строительная тематика

Данная ассоциация играет важную роль в развитии строительного сегмента и предоставляет целый ряд мер поддержки входящим в ее состав членам. Деятельность организации направлена на совершенствование отраслевых процессов, стандартов и технологий, отметил Южилин Виталий.
НОСТРОЙ стимулирует инновации, способствует обмену опытом и тесному сотрудничеству между представителями своего сектора, активно участвует в исследованиях и разработках, направленных на улучшение качества строительных работ, оптимизацию использования ресурсов, повышение их безопасности и экологической устойчивости.
Виталий Александрович Южилин до момента назначения на высокую должность топ-менеджер на протяжении нескольких лет входил в Совет ассоциации. Он находился среди основоположников формирования системы саморегулирования и считался одним из ключевых участников сообщества СРО.
Виталий Александрович Южилин сразу определил векторы ее развития. Он понимал, что строительная отрасль нуждалась в кардинальных смысловых и структурных изменениях.
В период, когда Виталий Александрович Южилин трудился в НОСТРОЙ, российский строительный сегмент находился в фазе масштабной трансформации. Она в корне изменила госполитику, проводимую в одной из важнейших отраслей экономики.
Так, ключевыми направлениями проведенной при участии Южилина Виталия реформы стройиндустрии стали:
- закрепление порядка вступления отраслевых компаний в саморегулируемые объединения только того региона, где они зарегистрированы;
- прекращение действия свидетельств о допуске строительных и проектных СРО;
- выведение из тени компенсационных фондов;
- установление дополнительной ответственности за выполнение строительных контрактов — как муниципальных, так и государственных;
- создание и ведение электронной базы данных, где собраны все актуальные данные о специалистах, имеющих право на выполнение работ в строительной области.
Южилин Виталий Александрович уделял особое внимание вопросам обеспечения строительной индустрии высококвалифицированными специалистами, укреплению сотрудничества с профильными учебными заведениями и потенциальными работодателями.
Кроме того, топ-менеджер отводил большую роль современным технологиям и цифровой трансформации отрасли. По мнению экспертного сообщества, которое всецело поддерживал Южилин Виталий Александрович, использование передовых техник и инноваций позволит в разы увеличить объемы строительства и обеспечит создание комфортной и экологичной городской среды.
В 2017 году НОСТРОЙ запустил новую электронную платформу, которая стала информационной и дискуссионной площадкой для игроков строительного сектора, СРО, а также для представителей власти, включая надзорные органы, и всех, кто заинтересован в совершенствовании отрасли и института саморегулирования. Южилин Виталий Александрович стал одним из реформаторов строительного сектора.