Биография Василия III
Василий III Иванович – государь и великий князь владимирский и московский с1505 года. Оценивая личность и деятельность этого правителя Руси, историк Николай Карамзин писал:...любил выгоды мира, не страшась войны и не упуская случая к приобретениям важным для государственнаго могущества; менее славился воинским счастием, более опасною для врагов хитростию; не унизил России, даже возвеличил оную, и после Иоанна ещё казался достойным самодержавия.

Ранние годы, происхождение
Василий III родился 25 марта 1479 года в семье Ивана III Великого и византийской царевны Софьи Палеолог. Получил при рождении «прямое имя» (то есть в честь святого, день памяти которого отмечался в день его рождения) Гавриил, а далее стали называть в честь Василия Исповедника.В общей сложности у его великодержавных родителей родилось двенадцать детей – пять мальчиков и семь девочек (три девочки скончались в младенчестве). Василий был первым сыном княжеской четы, но с детских лет даже не задумывался о престолонаследии, так как у отца был старший сын от первого брака – Иван Молодой. Судьба распорядилась по-своему.
Ранние годы маленький княжич проводил на женской половине с мамками и няньками. Мать Софья мало занималась мальчиком, рожая почти каждый год по ребенку. Но Василия, как и его младших братьев, учили и грамоте, и военному делу, и другим наукам, какие полагались великокняжеским детям.
Подростком Василий осознал, что при дворе плетутся интриги и заговоры. Его старший брат, заболев подагрой, скончался при странных обстоятельствах (к слову, мать Ивана Молодого тоже умерла при странных обстоятельствах, предположительно, была отравлена). Лекаря казнили, а «конкуренцию» Василию составил внук Ивана Великого – Дмитрий, на чью сторону встали бояре.
Доктор исторических наук Сергей Перевезенцев писал в своем исследовании:
На духовных терзаниях людей сыграли сторонники иудейского летоисчисления, согласно которому в это время начиналось шестое тысячелетие существования мира. В дальнейшем была сформирована секту, подвергающую жёсткой критике основы христианского вероучения и православную церковь.Вокруг трона развернулась жестокая борьба. На политическую ситуацию того времени ощутимое влияние оказало распространение на Руси ереси жидовствующих. Считается, что Елена Волошанка была одной из сторонниц данной секты». По словам эксперта, распространение ереси было связано с тем, что 1492 год по старому христианскому исчислению считался 7000-м от сотворения мира. Ходили слухи о приближении конца света, однако никаких признаков апокалипсиса заметно не было.
Сторонников ереси оказалось много среди богатых и влиятельных жителей Новгорода и Москвы. Их тайно поддерживали часть чиновников и духовенства. Лидером секты в Москве стал думный дьяк (чиновник, ведавший делопроизводством Боярской думы) Фёдор Курицын, который, как считается, и привлёк на свою сторону Елену Волошанку.
Софью Палеолог в Москве недолюбливали, тем не менее, и у нее с сыном были сторонники, которые стали подстрекать её и Василия к убийству Дмитрия Внука и бегству из столицы вместе с казной.
В 1497 году заговор был раскрыт, Палеолог оказалась в опале, а Василий – под домашним арестом. Спустя полтора года Дмитрий стал официальным соправителем Ивана III.
Тем не менее, сторонники Софьи сумели убедить великого князя в том, что ересь несет угрозу стране. В 1499 году Иван Великий назначил Василия князем новгородским и псковским, а Дмитрия и его мать Елену Волошанку заключил под стражу.
В 1502 году он благословил Василия на великое княжение и объявил его самодержцем. В итоге династической борьбы за престолонаследие, после смерти Ивана Великого править страной стал сын Софьи Палеолог – Василий III самодержец.
Восшествие на престол, годы правления
Если в начале своего правления Иван III получил по наследству Московское княжество с шестнадцатью городами, окруженное другими удельными княжествами, то во время передачи престола в руки Василия III «наследство» составляло уже более шестидесяти городов, при этом трем младшим сыновьям досталось во владение около тридцати городов.С 1505 года молодой государь продолжал внешнеполитический курс отца и «собирание земель русских». В самом начале восшествия на престол он заключил мирный договор с Казанским ханством, но когда соглашения были нарушены, пошел на хана войной.
Беспокоили великого князя отношения с Литвой. Хотя сестра его Елена была замужем за королем литовским Александром, она отказалась помочь брату в его стремлении к единению после смерти супруга. В «Истории государства Российского» Карамзин особо подчеркнул этот момент, удивляясь смелости и проницательности Василия III:
Враждебные отношения между Москвой и Литвой усугубились, когда Василий оказал покровительство беглому литовскому мятежнику Михаилу Глинскому, дяде жены Василия III.В августе 1506 года король Александр умер: великий князь немедленно послал чиновника Наумова с утешительною грамотою ко вдовствующей Елене, но в тайном наказе предписал ему объявить сестре, что она может прославить себя великим делом: именно, соединением Литвы, Польши и России, ежели убедит своих панов избрать его в короли... Литва и Россия не могли действительно примириться иначе, как составив одну Державу: Василий без наставления долговременных опытов, без примера, умом своим постиг сию важную для них обеих истину; и если бы его желание исполнилось, то Север Европы имел бы другую Историю.
Первая война с Литвой (1507-1508) увенчались подписанием мирного договора, по которому король отказался от всех земель, перешедшим под власть Москвы при Иване III. Обезопасив на время страну со стороны Литвы, государь решил, что пора заняться независимым Псковом.
В 1510 году он приехал в город и заявил, что отныне вместо веча назначает главными двух наместников, которые и будут решать все вопросы. Только Псков подчинился Москве, как в 1512 году началась новая русско-литовская война, результатом которой стало присоединение Смоленска. Три похода были предприняты против смолян, город осаждали войска Василия III. В третий поход великий князь отправился сам в сопровождении братьев – Юрия и Семена. Наконец, в августе 1514 года город покорился государю. Историки считают это событие едва ли не главным достижением Василия. Помимо того, его воеводы взяли Мстиславль, Кричев и Дубровны.
Радость при дворе была необычайная, только Глинский затаил обиду, поскольку думал, что Василий отдаст Смоленск в удел именно ему. Но этого не случилось. Хитроумный Глинский стал тайно общаться с королем литовским Сигизмундом, но был разоблачен и закован в кандалы. Тем временем к Москве была присоединена Рязань (1521), Стародубское (1521) и Новгород-Северское княжества (1523).
В 1521 году союзник Сигизмунда крымский хан Магмет-Гирей совершил набег на Москву. На реке Оке войска Василия III были разбиты. Татары подступили к стенам столицы, но у Магмет-Гирея не было планов брать город. Захватив несколько сот тысяч пленников и разграбив окрестные земли, он ушел обратно в степь. Василий вступил в переговоры с Литвой о заключении перемирия с сохранением Смоленска за Москвой. В 1522 году договор был подписан.
Что касается внутренней политики, то именно при Василии начался так называемый строительный бум. При нем были созданы такие архитектурные шедевры, как Архангельский собор в столице, церковь Вознесения в Коломенском. Основывались новые поселения и возводились крепости, а ранее беззащитные города обзаводились фортификационными сооружениями.
Рассказывая о новшествах при дворе, Николай Карамзин писал:
Двор его был великолепен. Василий умножил число сановников оного, прибавив к ним Оружничего, Ловчих, Крайчего и Рынд. Крайчий был то же, что ныне обер-шенк; а Рындами именовались Оруженосцы, молодые знатные люди, избираемые по красоте, нежной приятности лица, стройному стану: одетые в белое атласное платье и вооруженные маленькими серебряными топориками, они ходили перед Великим Князем, когда он являлся народу... Василий любил пышность во всех иных торжественных собраниях, особенно в приеме иноземных Послов. Чтобы они видели множество и богатство народа, славу и могущество Великого Князя, для того в день их представления запирались все лавки, останавливались все работы и дела: граждане в лучшем своем платье спешили к Кремлю и густыми толпами окружали стены его.
Реформы Василия III
Василий издал многие законы для внутреннего благоустройства государственного, которые вместе с Уложением отца (1497) вошли в его Судебник.Реформы Василия III были направлены на укрепление власти в руках Великого Князя путём постепенного упразднения удельных княжеств.
Великий князь ввел несколько новых законов:
- Вотчинникам из Твери, Оболенска, Белозерска и Рязани запретили продавать свои земли жителям других регионов без особого доклада.
- Если человек завещал имущество монастырю, его наследники не могли выкупить это имущество, кроме случаев, когда такое право было прямо указано в завещании.
- В Смоленске были введены новые правила: наместники (или тиуны) должны были возвращать найденное украденное имущество законным владельцам, бороться с клеветниками. Обвиняемого следовало немедленно освобождать, если за него поручались надежные люди. Горожанам разрешалось рубить лес вокруг города без специального разрешения. Боярам запрещалось закабалять свободных людей и содержать питейные заведения.
- Были установлены различные пошлины: судебные, за заключение мировых соглашений, за браки, за содержание скота, за забой скота.
- В Новгороде князь Василий ввел важное судебное нововведение. Узнав о нечестности наместников и судей, он приказал выбрать 48 присяжных (их называли «целовальниками») из уважаемых горожан. Присяжные должны были по очереди участвовать в рассмотрении всех дел вместе с судьями.
Личная жизнь Василия III
Когда Василию исполнилось 26 лет, в Спасском соборе Московского Кремля состоялось венчание его с боярыней Соломонией Сабуровой. Этот союз был заключен по настоянию его отца, Ивана III, который поначалу искал старшему сыну невесту в Европе. Подходящих кандидаток не нашлось, и ко двору съехалось полторы тысячи девушек со всех концов страны. Впервые за историю женой будущего государя стала девица из «служилых людей» высшего сословия, а не княжна, как это было заведено.С Соломонией Василий прожил двадцать лет, и за все эти годы она так и не сумела подарить мужу наследника. В 1525 году великий князь добился у церкви развода, сослал первую жену в монастырь, а на следующий год женился по большой любви на дочери литовского князя Елене Глинской.
Но и вторая жена более трех лет не могла забеременеть, несмотря на все их усилия. Они путешествовали по святым местам и монастырям, молились и раздавали милостыню, но безрезультатно.
Наконец, Елена забеременела. Некий юродивый по имени Домитиан предсказал, что у нее родится умный сын. 25 августа 1530 года родился сын Иван (будущий Иван Грозный). Говорят, что в момент его рождения была сильная гроза. Через десять дней младенца крестили в Троице-Сергиевой лавре. Василий был так счастлив, что щедро раздавал золото церквям и бедным, освободил заключенных и простил многих опальных бояр.
Люди со всей страны стекались ко двору, чтобы поздравить князя, отшельники приходили благословить ребенка. В знак благодарности святым покровителям Москвы Василий заказал драгоценные раки для их мощей. Через год с небольшим у Василия и Елены родился второй сын, Юрий.
После этого Василий женил своего младшего брата Андрея. Двое других его братьев, Симеон и Дмитрий, умерли неженатыми. Считается, что Василий не позволял им жениться, пока у него самого не было детей, чтобы они не могли претендовать на престол.
Внешность и характер
Внешность и характер Василия III летописцы его времени описывали следующим образом: благородная внешность, величественная осанка и приятное лицо. Его взгляд был проницательным, но не строгим.По меркам своего времени он был скорее мягкосердечным, чем суровым правителем. Его письма к жене Елене раскрывают нежную сторону его характера как супруга и отца, который, находясь вдали от семьи, постоянно думает о них и выражает свои чувства простыми, но искренними словами.
Василий правил в эпоху, когда самодержавие в России еще формировалось и требовало жесткости. Однако он стремился найти баланс между чрезмерной жестокостью и вредной слабостью. Он наказывал вельмож, даже из ближайшего окружения, но также часто проявлял милость и прощал провинности.
Пример его строгости – случай с не в меру умным боярином Беклемишевым, который навлек на себя гнев князя. Удаленный от двора, Беклемишев открыто критиковал Василия, указывая на его недостатки и предсказывая беды для государства. За это Беклемишева судили и казнили. Другой пример – наказание дьяка Федора Жареного, которому отрезали язык за ложные слова, порочащие честь государя.
Историк и писатель Николай Полевой в своей «Истории русского народа» отмечал, что неудачи на поле боя лишь закаляли Василия III. Однажды, узнав о провале похода на Казань, он остался совершенно хладнокровным, но рассердился на немца, который не щадя себя спасал пушки: «Люди знающие мне дороже пушек», – заявил государь.
Среди многочисленных мнений историков и исследователей жизни и деятельности Василия III, имеется сведение о живом интересе великого князя к греческим книгам. В начале правления Василий III обнаружил в наследстве от отца множество греческих духовных книг, собранных предыдущими князьями и его матерью Софьей. Он захотел найти человека, способного изучить и перевести лучшие из них на славянский язык. Не найдя такого специалиста в Москве, он обратился к константинопольскому патриарху.
В итоге на горе Афон нашли двух монахов, Савву и Максима, знающих греческий и славянский языки. Савва был слишком стар для путешествия, а Максим согласился приехать в Россию. Грек по происхождению, он получил образование в Западной Европе, учился в Париже и Флоренции, много путешествовал и обладал обширными знаниями. Василий принял его с большим почетом. Увидев московскую библиотеку, Максим был поражен, заявив, что такого собрания книг нет ни в Греции, ни в Италии, где многие греческие богословские труды были уничтожены.
Смерть и память
По свидетельству летописцев, смерть государеву предвестило странное небесное знамение: «…в первом часу дня круг солнца казался вверху будто бы срезанным; оно мало-помалу темнело среди ясного неба и многие люди, смотря на то с ужасом, ожидали какой-нибудь великой государственной перемены». Василию было всего 54 года, ничем особенным он не болел и приближения старости не чувствовал.В 1533 году он поехал на охоту в село Озерецкое, где почувствовал себя плохо, но не думал ни о какой опасности для здоровья. На сгибе левого бедра появился небольшой подкожный нарыв, причинявший ему мучение.
Утром государь поехал на охоту, но вскоре вернулся – появилась сильная боль и чирей воспалился, из него ручьем шел гной с очень неприятным запахом. Лекари суетились вокруг великого князя, применяя все известные в ту пору средства для удаления гноя и облегчения боли.
Василий послал за духовными грамотами отца и деда, скрывая от других свое дурное предчувствие. Вскоре его повезли на санях в Москву. Там он приказал написать новую духовную грамоту, объявив трехлетнего Иоанна наследником государства под опекой матери и бояр.
Чувствуя приближение смерти, Василий III готовился передать власть своему наследнику. Он тайно причастился. Несмотря на слабость, с помощью боярина Захарьина встал, чтобы принять причастие, после чего снова лёг, затем он созвал важное собрание, на которое пригласил митрополита, своих братьев и бояр, многие из которых специально приехали из своих поместий, едва узнав о болезни князя.
На этом собрании Василий объявил свою последнюю волю: Он поручил своего малолетнего сына Ивана Богу, Деве Марии, святым и митрополиту. Объявил, что передаёт Ивану всё государство. Попросил своих братьев Юрия и Андрея быть верными племяннику и помогать ему в государственных и военных делах, а также выразил надежду, что в государстве будет мир и оно будет сильным.
После того как митрополит и братья ушли, Василий обратился отдельно к боярам: он напомнил, что власть московских князей идёт от киевского князя Владимира Святого, что он и его род – законные правители, а бояре – их верные слуги, призвал их служить его сыну так же верно, как служили ему.
Василий III скончался 3 декабря 1533 года, приняв перед смертью постриг под именем Варлаам. Летописцы свидетельствовали, что как только государь умер, лицо его сделалось светлым и ясным, смердящий запах из раны исчез, комната наполнилась благоуханием. Была ночь, но народ толпился возле Кремля, на Красной площади, в близлежащих улочках. Прощание с Василием III было душераздирающим и скорбным. Похоронили его, как и отца, в Архангельском соборе.
Память о Василии III не так велика и многообразна, как о его отце и сыне. Ему посвящены некоторые исследования и книги, в числе которых – «Василий III: Последний собиратель земли Русской» Алексея Шишова, «Московский великий князь Василий III и культы русских святых» Александра Мельника. Увековечен он и в художественных фильмах, таких как «Иван Грозный» (роль Василия III исполнил Владислав Ветров), «София» (маленького Василия сыграл Анатолий Наумов).
Важные события в жизни
- 1505 год: восшествовал на престол. Стал великим князем земли русской. Женился на боярыне Соломонии Сабуровой.
- 1508 год: заключил мирный договор со Швецией, подтверждавшийся в 1513 и 1524 годах.
- 1509 год: заключил мир с Литвой.
- 1510 год: присоединил Псков к Москве.
- 1513 год: присоединил к Москве Волоцкий удел.
- 1514 год: присоединил Смоленское княжество к Москве. В договоре с императором Максимилианом впервые на международном уровне назван «императором руусов».
- 1521 год: присоединил Рязанское княжество к Москве.
- 1523 год: присоединил Новгород-Северское княжество к Москве, на реке Суре построил город Васильсурск.
- 1524 год: основал московский Новодевичий монастырь.
- 1525 год: развелся с Соломонией Самбуровой.
- 1526 год: женился на Елене Глинской.
- 1530 год: родился сын Иван, будущий царь Иван Грозный.
- 1533 год: родился сын Георгий (Юрий).
- 3 декабря 1533 года – дата смерти.