Биография Терри Гиллиама
В 70-х этому американцу покорилась Британия, а затем и весь мир. Терри Гиллиама называют сумасшедшим. На это мастер отвечает, что если бы он не был сумасшедшим, то никогда бы не стал режиссёром. Не было бы ни «Монти Пайтона», ни «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», ни «Бразилии».Ранние годы
Терренс Вэнс Гиллиам (Terrence Vance «Terry» Gilliam) родился в штате Миннесота 22 ноября 1940 года. Старший Гиллиам был продавцом, но внезапно решил начать карьеру плотника. До 11 лет мальчик жил в крошечном городке Медсин-Лейн, где не было никаких достопримечательностей, кроме озерка, окружённого густым лесом. Мечтательный Терри любил гулять на природе и рисовать. Пройдёт время, он станет великим режиссёром, и воссоздаст сказочные декорации из детства в своих картинах.В начале 50-х семья обосновалась в Калифорнии. В 1958 Терри поступил в Лос-анджелесский университет, где изучал политологию. Будучи студентом, он писал статьи на остросоциальные темы, и рисовал к ним иллюстрации. Получив дипломом политолога, Терри не стал работать по специальности, а устроился в контркультурный журнал «Help!», где быстро приобрёл славу талантливого карикатуриста. Заработная плата была мизерной, но молодой человек был счастлив: на страницах «Help!» он воплощал свой протест против обыденности. Помимо карикатур, Терри создавал и fumetti, сатирические фотоколлажи. Для них он находил людей с нестандартной внешностью. Одной из его моделей был юный нью-йоркский комик Вуди Аллен. К концу третьего года работы в «Help!» Терри получил предложение одного из английских журналов. В то время Гиллиаму было 28 лет, и ему претило всё американское. Он одинаково ненавидел и тихий религиозный быт среднего класса, и шумные богемные тусовки. За несколько дней Терри собрался и переехал в Лондон.Свое детство режиссер описывал как «что-то похожее на приключения Тома Сойера»: «У нас не было телевизора, мой отец был плотником, так что мы с ним все время что-то мастерили: домик на дереве или подобие иглу на заднем дворе».
Американец в Лондоне
В Англии Терри недолго проработал в журнал: вскоре его пригласили на BBC, где молодой человек окунулся в мир телевидения. В конце психоделических 60-х, выпивая вечернюю пинту в пабе, Терри обратил внимание на компанию за соседним столом. Несколько парней спорили, обсуждая какой-то сценарий.Терри подсел к ним и высказал своё мнение. Компании актёров не понравилось беспардонное поведение американца, и, конечно, его «фермерский» акцент. Но внешний вид Гиллиама, его длинные волосы и абсолютно безумное пальто с нарисованным во всю спину солнцем решили дело. Американца приняли в коллектив, название которого в скором времени узнал весь мир.
Летающий цирк
С 1970 года Гиллиам был режиссёром «Цирка Монти Пайтона». Немыслимое сочетание британского юмора и сюрреалистических идей Терри быстро обрело статус легенды. Танцующие челюсти и проститутки времён Королевы Виктории, резиновые курицы и лесорубы-трансвеститы разделили мир на тех, кто понимает пайтонов, и на тех, кто восклицает: «Что это, блин, было?». Первых оказалось безоговорочное большинство, а вышедший в 1975 году «Священный Грааль» стал началом эпохи абсурдистского кино.Вселенная Терри Гиллиама
В 1977 году режиссёр выпустил фильм, в русском прокате получивший название «Бармаглот». Участие в нём приняли пайтоны Пэйлин и Джонс. В фильме Гиллиам воплотил своё видение творчества Льюиса Кэррола, и зрители надолго впали в шоковое состояние от увиденного. В этой чёрной комедии деревенский простак спасает развратных принцесс и невменяемых рыцарей от монстра Джаббервоки, который терроризирует средневековое общество и наносит ущерб сельскому хозяйству. Критики восприняли картину достаточно холодно, о чём впоследствии сильно пожалели. Фильм «Бармаглот» быстро обрел статус культового фильма, впрочем, как и все последующие творения Гиллиама. В 1981 году фантасмагорические «Бандиты во времени» с блистательным Шоном Коннери закрепила за Гиллиамом репутацию неординарного режиссёра, а вышедшая вскоре антиутопия «Бразилия» поставила его в один ряд с Кафкой и Олдосом Хаксли. Помимо сюжета, «Бразилия» покоряла актёрским составом. В картине снялись Роберт Де Ниро, Боб Хоскинс, а также Джим Бродбент. В период с 1985 по 1995 год режиссёр одарил мир лентами «Приключения Барона Мюнхгаузена», «12 обезьян», и наиболее мрачной и депрессивной картиной того времени – «Король-рыбак» с Джеффом Бриджесом и Де Ниро.В мае 1998 года вышла «визитная карточка» мастера – «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» с блестящим тандемом Джонни Деппа и Бенисио дель Торо. Многие называли решение Гиллиама экранизировать роман хулигана и наркомана Хантера Томпсона неожиданным шагом. Однако сам режиссёр говорит, что ничего экстраординарного в его поступке нет, ведь Дьюк это Дон Кихот, а Гонзо – Санчо Панса, а в основе романа Томпсона лежит… Библия. Работа над следующими двумя картинами велась одновременно, обе вышли в 2005 году, став долгожданным подарком для поклонников режиссёра, и неоднозначным событием в мире кино. Но если «Братья Гримм» с роскошными Мэттом Дэймоном и Хитом Леджером были единодушно приняты и зрителями, и самыми строгими критиками, как фееричный шедевр от Гиллиама, то «Страна приливов» (экранизация одноименного романа Каллин Митч) деликатно была оценена, как «кино не для всех». Эта история, гениально рассказанная режиссёром, оказалась действительно страшной, и далеко не все обладали достаточно крепкими нервами, чтобы адекватно воспринять её. Ангел в аду, ребёнок среди шприцев и окурков, играющий с кукольными головами, – фильм был аллегорией картины мира одновременно прекрасного и ужасного. Юную актрису Джоделль Ферланд режиссер назвал величайшей актрисой из всех, кого он знал.
Путешествия бессмертного чудака Парнаса, вышедшие в 2009 году, снова порадовали зрителей фирменным коктейлем из сокровенных желаний, любви и чертовщинки. «Воображариум» – это мир грёз, то, что есть в душе каждого человека, независимо от возраста, национальности и прочих шаблонов, которые всегда ненавидел Гиллиам. «Всё возможно», – говорит он, и зритель верит ему. В картине снимались Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл. Следующую работу режиссёр представил через несколько лет. «Теорема Зеро» стала квинтэссенцией его творчества, и в то же время самой недооценённой из всех работ. В этой бесконечно прекрасной символичной картине 2013 года сыграл Кристоф Вальц, также участие в ней приняли Дэвид Тьюлис и Бен Уишоу.
Критики снова повесили на картину ярлык «не для всех». Однако зрители рассудили иначе. Атмосфера киберпанковского гротеска, Церковь Бэтмена-Спасителя, и невероятный Кристоф Вальц, занимающий всё экранное время, не оставили зрителей равнодушными. Картина запоминалась навсегда с первого просмотра, и заставляла пересматривать её снова.
Личная жизнь Терри Гиллиама
Гиллиама не раз обвиняли в богохульстве и экранном хулиганстве. Но бунтарь в искусстве, в жизни режиссёр – эталонный семьянин. С Мэгги Уэстон Терри познакомился во время его работы карикатуристом, а в 1973 году они поженились. По профессии Мэгги художник по гриму. В семье трое детей: Холли актриса, а Эми продюсер. Сын Гарри также пробует свои силы в кино.Терри Гиллиам сейчас
Режиссёр нечасто радует киноманов. В 2018 году он закончил работу над «Человеком, который убил Дон Кихота». Идею своей трактовки Сервантеса мастер «вынашивал» с 1990 года, периодически то прекращая, то возобновляя работу над сценарием. Съёмки продолжались около трёх лет, претерпевая изменения в актёрском составе, и даже судебные разбирательства с одним из продюсеров. Роли в «Дон Кихоте» исполнили Стеллан Скарсгард и Адам Драйвер, а также голливудская звезда русского происхождения Ольга Куриленко. О будущих проектах режиссёр предпочитает не рассказывать: он суеверен и держат свои идеи в секрете.Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49