Константин Синцов: «Русагротранс» как пример строительства большого бизнеса
Синцов Константин Владимирович внес значимый вклад в макроэкономический рост и экспортную торговлю государства в 2000-е годы. Основал группу компаний РТК, отстроившую логистические контуры поставки зерна за рубеж. Константин Синцов подобрал команду, позволившую РТК занять ведущие позиции в транспортировке по железной дороге сельскохозяйственной химии, леса и другого сырья.
Константин Синцов: происхождение, образование и спорт
Бизнесмен родился в городе Кемерово весной 1971-го. Он происходит из железнодорожной династии: дед основателя компании-оператора ж/д грузоперевозок четыре десятилетия трудился в депо.
К 1988-му Синцов Константин уже поднялся на первую ступень пьедестала по итогам чемпионата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, в котором участвовали борцы не старше 21 года. Также он был шестым на всесоюзном турнире среди взрослых спортсменов. Обладателем значка «Мастер спорта СССР» Синцов Константин Владимирович стал, еще не достигнув совершеннолетия.
С 1988 года будущий предприниматель был студентом Кузбасского политехнического института (сегодня — КузГТУ). Техническая специальность стала выбором Константина Синцова. «Русагротранс» и группа РТК своим успехом обязаны в том числе инженерным знаниям, полученным бизнесменом в этом учебном заведении.
В 1993-м после пяти лет изучения автохозяйства (механика, электротехника, топливные и двигательные системы, материаловедение, теплоотведение) стал дипломированным инженером-механиком.
В 2007 году Синцов Константин представил перед диссертационной комиссией собственное научное исследование. В возрасте 36 лет пионер сектора отечественного экспортоориентированного зернового транспорта стал кандидатом наук в сфере экономики, защитив квалификационную работу в столичном университете имени Плеханова.
Константину Владимировичу Синцову в своем научном труде удалось спрогнозировать развитие производительных сил Псковской области. Автор еще в 2007-м четко осознавал, что внутренний региональный продукт данного субъекта может вырасти за счет транспорта и агропромышленного комплекса. Компании этих отраслей развивал в последние 20 лет Константин Синцов. «Русагротранс» и холдинговая группа РТК способствовали реализации прогноза кандидатской диссертации.
Синцов Константин: старт деловой практики

В 1999 году — в возрасте 28 лет — Константину Владимировичу Синцову доверили пост генерального директора компании «Транскомплектснаб». Организация свои коммерческие интересы концентрировала как на выпуске, так и на сбыте рельс, шпал, стыков между ними. Рынком сбыта таких материалов была выбрана не только РФ, но и железнодорожные хозяйства бывших республик Советского Союза.
Константин Синцов во главе «Транскомплектснаба» стал углублять свои знания железнодорожной специфики: какова допустимая нагрузка, скорость и совокупный вес состава на конкретных участках полотна. Эти параметры необходимо учитывать для обеспечения безопасности и точности расписания движения. В будущем их использует Константин Синцов. «Русагротранс» смог динамично развиваться в том числе благодаря компетенциям, наработанным предпринимателем в «Транскомплектснабе» в конце девяностых и начале двухтысячных годов.
Константин Синцов: «Русагротранс» и РТК в стадии зарождения бизнес-идеи

Возглавляемое топ-менеджером предприятие реализовывало железнодорожные переводы, дающие возможность поездам переходить с одного пути на другой. Синцов Константин Владимирович обращает внимание, что деловые партнеры из прибалтийских государств (через их порты в те времена шла львиная доля экспорта Российской Федерации) и стран СНГ расплачивались возможностью транспортировать грузы по их территории.
Константину Синцову пришлось подыскивать варианты превращения тарифов, которыми расплачивались партнеры «Транскомплектснаба», в конкретную прибыль. Фундаментом успеха, которого достигли впоследствии Константин Синцов, «Русагротранс» и холдинг РТК, стали правовые и макроэкономические особенности той эпохи.
Во-первых, стоило подвижному составу из РФ попасть на иностранную территорию, отечественные транспортники на время теряли правовой титул на него до тех пор, пока вагоны не вернутся обратно. Образовывалась упущенная выгода у их собственника из РФ. За рубежом вагоны простаивали или обслуживали чужие интересы без какой-либо оплаты их реальному хозяину.
Поскольку деловые связи с ж/д администрациями республик бывшего Советского Союза были прочно налажены, Константин Владимирович Синцов стал организовывать возвращение вагонного парка. Тогда МПС уже было ликвидировано и создано РЖД.
В 2004-м было сформировано специальное юридическое лицо («ЛП Транс»), которому РЖД доверила вести операторскую деятельность по возвращению вагонов на домашнюю территорию. Константин Владимирович Синцов деньги из нового бизнеса не выводил: прибыль аккумулировалась для увеличения числа вагонов-платформ, поскольку рентабельность зерновозов имела неустойчивый сезонный фактор: большую часть года вагоны такого типа простаивали.
Второй аспект — рост урожайности зерновых культур в РФ в частности и расширение мощностей агропромышленного комплекса в целом. Еще со времен Хрущева государство удовлетворяло внутренний спрос на хлеб закупками зерна на мировом рынке. Но в начале 2000-х годов собственные урожаи из-за государственных субсидий стали настолько крупными, что появилась возможность отправлять излишки на экспорт. В нише ж/д экспорта зерна мощных акторов и монопольных компаний в те годы не существовало, что вовремя и заметил предприниматель.
Третий благоприятный для растущего бизнеса аспект — хозяйственные издержки самого РЖД. Госкомпания отдавала в частные руки вагоны, избавляясь от сервисных затрат. На рынке перевозок это создало конкурентный фактор и либерализировало транспортные тарифы, что оказало кумулятивный эффект для роста всей ж/д сферы.
Константин Владимирович Синцов подчеркивает, что РЖД также постепенно передало зерновозы в «ЛП Транс», так как перевозка продовольственного сырья не приносила госкомпании доход, а зерновозы надо было еще и чинить. «ЛП Транс» сделал такие перевозки прибыльными. Синцову Константину удалось подобрать команду, которая смогла сделать маршруты более продуманными и укрупнить составы.
Четвертая причина, благоприятствующая коммерческому успеху набирающей обороты хозяйственной деятельности Синцова Константина Владимировича и его делового партнера, стали особенности бизнеса трансграничных компаний, покупающих зерно. Они толкали сектора агропромышленного комплекса и продовольственных перевозок вверх.
Зернотрейдеры реконструировали старую советскую инфраструктуру, арендовали или строили новые зернохранилища, сушилки и сопутствующее оборудование вместе с подъездными ж/д путями. Константин Синцов замечает, что заграничные покупатели не умели грамотно управлять транспортировкой зернового сырья от хранилищ до терминальных пунктов на границе или в морских гаванях. Зерновозы могли стоять без дела, застрять, опоздать из-за плотного графика и приоритета других составов, а оплата простоя ждущих их в порту морских зерновозов достигала внушительных масштабов.
«ЛП Транс» Константина Владимировича Синцова и Константина Львовича Засова на первом этапе стала оператором вагонов глобальных зернотрейдеров. На втором этапе торговые компании отдали предприятию принадлежавший им подвижной состав в аренду. На третьем «ЛП Транс» купила у них вагонный парк. Из-за этого выросла маржинальность бизнеса как самого Константина Синцова, так и его контрагентов-зернотрейдеров.
«ЛП Транс» стала важным звеном в мировой системе зерноторговли, внеся ощутимый вклад в укрепление имиджа РФ как надежного поставщика продовольствия на глобальный рынок.
История роста «ЛП Транс» является примером поэтапного масштабирования бизнеса, когда предприятие сумело занять весомую часть рынка, изначально являясь компанией среднего размера.
Синцов Константин: «Русагротранс», холдинг РТК и интерес международных инвесторов

Обратившись к инвестбанкирам из Соединенных Штатов и Швейцарии, предприниматель стал зондировать почву на предмет эмиссии акций своей холдинговой структуры на фондовой бирже Лондона. В случае успеха новые возможности мог получить бизнес, который совместно с соратником развивал Константин Синцов. «Русагротранс» и РТК претендовали на выход на внешние рынки и получение новых точек роста. Однако финансово-экономическая и политическая турбулентность тех лет не дали довести задуманное до конца.
В 2017-м вторую попытку привлечь зарубежное фондирование предпринял Константин Синцов. «Русагротранс» в составе РТК мог стать поистине транснациональной корпорацией. Западные консультанты создали для Группы концепцию менеджмента по современным лекалам управления публичными компаниями.
Инвестиционные банкиры, готовившие предложение РТК инвестрынку, обучили Синцова Константина и его партнеров лучшим практикам внутреннего и внешнего аудиторского контроля и экспертизы. Даже без модернизации методов администрирования РТК за пять лет с первой попытки продать свои акции за рубежом качественно прогрессировала. Под умелым управлением команды менеджеров, которую сформировал Синцов Константин, «Русагротранс» вырос на 50%, доведя парк вагонов до 63 тысяч единиц.
Желание войти на долгосрочной основе в бизнес Синцова Константина («Русагротранс» как часть РТК занимался перевозкой зерна, а его «сестринские» компании транспортировали лес и другие насыпные грузы) проявили интересанты из арабских стран, государств юго-восточной Азии, фонды из Старого Света и из-за океана. Если бы эмиссия акций в Лондоне прошла успешно, компания была способна выйти далеко за пределы домашнего рынка.
Синцову Константину Владимировичу хотелось иметь несколько разных инвесторов, чтобы развивать свои предприятия на демократичной основе. Внешнее финансирование могло помочь РТК выйти на рынки Северной и Восточной Европы, а также начать оперировать в китайской Маньчжурии (ж/д колея «русского» стандарта есть в Финляндии, заходит в Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу и КНР).
Константин Синцов и его соратник создали повышенный интерес к РТК тем, что долгие годы не забирали из Группы прибыль. Размер основных средств и финансовая отчетность РТК свидетельствовали о том, что будущие заграничные инвесторы будут получать хорошие дивидендные выплаты.
В 2019-м финансовые власти Соединенного Королевства дали зеленый свет на эмиссию акций РТК в Лондоне. Однако один из крупнейших банковских конгломератов РФ выкупил РТК у Засова и Синцова.
Константин Владимирович Синцов и финансовое здоровье РТК
Константин Синцов сформировал пул менеджмента, обеспечившего прогрессирующие показатели операционные и финансовые показатели. На момент 2008-го у РТК было чуть более 7990 вагонов. За десятилетие их количество выросло почти до 68 тысяч единиц.Синцов Константин Владимирович сделал из РТК холдинговую группу диверсифицированного профиля. Ее структуры не только перевозят по железной дороге контейнеры, лес, промышленные, сыпучие и продовольственные грузы. Они также хранят зерно, занимаются его перевалкой в портах и продажей агросырья за границу.
Синцов Константин грамотными методами администрирования добился того, что на конец 2018-го выручка РТК в рублях превысила 51 миллиард (по средневзвешенному курсу того года — более 820 миллионов долларов). Чистая прибыль после уплаты государственных отчислений перешла отметку в 11,5 миллиарда рублей, что на тот год было эквивалентно примерно 187 миллионам долларов. За 2018-й подвижными мощностями РТК было перевезено примерно 98 миллиардов тонно-километров.
Синцов Константин Владимирович и апгрейд вагонного парка
Константин Владимирович Синцов в 2011-м принял решение обеспечить технологическую автономию своих предприятий, чтобы они сами могли чинить и производить вагоны. По итогам приватизационных мероприятий РЖД в острой конкуренции был куплен вагоноремонтный завод Рославля (РВРЗ) в Брянской области.Синцов Константин вместе с партнером утвердил инвестпрограмму, которая позволила РВРЗ провести модернизацию оборудования, нарастить производство новых вагонов, снизив ремонт старых, и расширить модельную линейку. Была создана платформа универсального типа для перевозки контейнерных боксов и леса.
Синцов Константин Владимирович совместно с соратником по бизнесу стал инициатором создания всепогодных вагонов, способных в любых климатических условиях перевозить цемент, минеральное сырье и продукцию агросектора.