Биография князя Рюрика
Князь Рюрик – первый правитель, стоявший у истоков создания России. Сведения о нем малочисленны и разрозненны, но его имя и рассказы о деяниях сохранились в древнерусских летописях, которые и сейчас изучают историки. Время правления князя Рюрика начинает отсчет с 862 года и заканчивается в 879 году.
Детские и юношеские годы
О дате, как и о месте рождения князя Рюрика в «Повести временных лет» – главном источнике сведений о нем – точных сведений нет. Предположительно он родился в 830 году.Большинство исследователей считает, что он принадлежал к знатному варяжскому семейству, а лингвисты усматривают в имени князя протогерманские корни и относят предков Рюрика к скандинавам, древним саксам и западнославянским племенам.
В Новгородской Иоакимовской летописи есть такие слова:
Там же приводится генеалогическое древо Рюриковичей. Согласно нему князь мог быть внуком Гостомысла – правителя ильменских словен, основателей Новгорода. Вероятно, что дочь его Умила родила князя Рюрика от финского варяга. И якобы именно Гостомысл перед смертью собрал старейшин славянских племён и потребовал снарядить гонцов с приглашением к варягам, так как увидел вещий сон: один из потомков Умилы займёт его место. Однако подлинность Иоакимовской летописи носит дискуссионный характер, а значит, и само существование Гостомысла не доказано.Славный и всеми чтимый Гостомысл потерял всех сыновей, остались лишь дочери. Не без основания печалясь о наследнике, он отправился в Колмогард вопросить богов. Вещуны сказали ему, что боги дадут наследника из его семени, чему Гостомысл не поверил, ибо был уже стар. И вот видит он сон: из чрева его дочери Умилы выросло большое плодовитое дерево, покрыло сенью весь Великий город, а его плодами насыщались люди. Вещуны объяснили, что ее потомки будут править землею.
Так или иначе, до Рюрика на территории будущей Руси жили разрозненные родоплеменные союзы, впрочем, имевшие общий язык, религию, культуру. Каждое племя пыталось объединить под своим началом остальных, но постоянные войны так и не определили лидера. В «Повести временных лет» тот период описывался так:
Ильменские словене, чудь и кривичи решили положить конец междоусобице. Летом 862 года, по свидетельству летописца, трое варяжских братьев по приглашению племён стали править в разных городах: старший Рюрик в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Норманская теория называет это событие точкой отсчёта русской государственности, а 862 год считается датой основания Русского государства.Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: – Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги называли себя русью, как другие зовутся свей, а иные норманны, другие готы, так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: – Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.
И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – люди новгородские от рода варяжского, а прежде были словене. После же двух лет умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в тех городах – пришельцы, а первое население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и теми всеми владел Рюрик.
Княжение Рюрика
Достоверность этих сведений в более позднее время ставилась под сомнение, высказывались предположения, что Рюрик попросту захватил Новгород во время одного из походов и объявил себя его правителем.Летописцы же утверждали, что коренные жители были довольны правлением князя, объединившего рассеянные славянские племена. Николай Карамзин в «Истории государства Российского» писал:
Имеются также более поздние версии: якобы к приходу Рюрика даже Новгорода еще не существовало, он был построен позже, невдалеке от варяжского городища Приильменья – торгово-ремесленного и военно-административного центра. Сейчас Приильменье – археологический памятник, сохранивший различные свидетельства жизнедеятельности людей в IX веке.Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти. …граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении Норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и Славяне, убежденные – так говорит предание – советом Новогородского старейшины Гостомысла, потребовали Властителей от варягов.
Версия согласно Ипатьевскому списку «Повести временных лет»: до Новгорода Рюрик обосновался в Ладоге (сейчас это село Старая Ладога в Ленинградской области) и лишь в 864 году основал Новгород.
Что касается правления, то Рюрик успешно подавлял смуты, в частности, восставшего против него в 864 году Вадима Храброго. Единовластие князя на Руси, по мнению историков, положило начало новой системе:
…вместе с верховною Княжескою властию утвердилась в России, кажется, и система Феодальная, Поместная, или Удельная, бывшая основанием новых гражданских обществ в Скандинавии и во всей Европе, где господствовали народы Германские. Монархи обыкновенно целыми областями награждали Вельмож и любимцев, которые оставались их подданными, но властвовали как Государи в своих Уделах: система, сообразная с обстоятельствами и духом времени, когда еще не было ни удобного сношения между владениями одной державы, ни уставов общих и твердых, ни порядка в гражданских степенях, и люди, упорные в своей независимости, слушались единственно того, кто держал меч над их головою.
Жёны и наследники князя Рюрика
До крещения Руси князем Владимиром оставалось больше ста лет, а во времена Рюрика главной религией было язычество. Наложницы были нормальным и даже необходимым явлением.В Иоакимовской летописи (напомним, что её достоверность не подтверждена историками) сообщалось, что у князя было несколько жен, из которых самой любимой была Ефанда, дочь норвежского (по другим сведениям – угорского) князя.
Княгиня из знатного рода могла распоряжаться дворовыми людьми и хозяйством в отсутствие супруга по своему усмотрению. Также она распоряжалась Ладожскими землями, подаренными ей мужем.
В 878 году Ефанда родила Рюрику наследника, которого назвали Игорем и который позже стал первым великим князем Киевским.
Как сообщала летопись, после смерти отца мальчик остался на попечении Олега, князя Урмайского, до той поры пока не вступил в правление. Вполне вероятно, что у Рюрика были и другие дети, поскольку в более позднем русско-византийском договоре упоминались племянники Игоря – Акун и Игорь.
Смерть и память
По свидетельству летописцев, смерть князя наступила в ноябре 879 года – он был ранен в сражении на северном берегу Луги – но до сих пор точно не известно, где он был похоронен.Существует несколько легенд, одна из которых гласит, что основатель династии русских царей покоится на дне Ладоги в золотом саркофаге.
По другим версиям, Рюрик был похоронен в Старой Ладоге или в районе крепости Корела в Приозерске.
Современные археологи настаивают, что князя похоронили на знаменитом Передольском погосте, в кургане Шум-гора, опираясь на старинное предание:
Загадочная личность Рюрика всегда интересовала не только историков, но и художников, писателей, кинематографистов. Поскольку портрета знаменитого варяга не сохранилось, то в произведениях искусства его изображают сообразно скупым описаниям и летописным миниатюрам....Рюрика похоронили в пятой пучине по Луге, в 60 верстах от Новгорода и в 60 саженей от Луги.
Присутствует князь на известных картинах Николая Рериха и Виктора Васнецова – «Заморские гости» и «Прибытие Рюрика в Ладогу», на скульптурной композиции Михаила Микешина «Тысячелетие России» в Новгородском кремле.
Об этой исторической личности имеется немало упоминаний в художественных книгах, научных работах, документальном кино. К примеру, в фильме «Рюрик. Потерянная быль» известный сатирик Михаил Задорнов попытался проанализировать как становление государственности, так и развитие русского языка.
Не обошел вниманием образ Рюрика и кинематограф. В датской картине «Сага о викингах» князя сыграл Эрик Холми.
Интересные факты
- Среди многочисленных мнений историков и исследователей жизни и деятельности князя Рюрика, имеются сведения Николая Карамзина о важном событии того времени. Единоземцы Рюриковы Аскольд и Дир вместе с несколькими товарищами решили покинуть Новгород и отправились в Константинополь на поиски счастья. По пути увидели на берегу Днепра небольшой городок и поинтересовались, чей он. Когда им ответили, что три брата – Кий, Щек и Хорив – основавшие его давно умерли, а мирные жители платят дань хазарам, Аскольд и Дир стали властвовать в городе, который назывался Киевом:
Таким образом, Варяги основали две Самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге. Невероятно, чтобы Козары, бравшие дань с Киева, добровольно уступили его Варягам, хотя Летописец молчит о воинских делах Аскольда и Дира в странах Днепровских: оружие без сомнения решило, кому начальствовать над миролюбивыми Полянами; и ежели Варяги действительно, претерпев урон на Черном море, возвратились от Константинополя с неудачею, то им надлежало быть счастливее на сухом пути, ибо они удержали за собою Киев.
- Что касается самого Рюрика, то о его завоеваниях почти ничего не известно, но автор «Истории государства Российского» отмечал, что варяги никогда не бездействовали и были истинными завоевателями:
Окруженный к Западу, Северу и Востоку народами Финскими, Рюрик мог ли оставить в покое своих ближних соседей, когда и самые отдаленные берега Оки долженствовали ему покориться? Вероятно, что окрестности Чудского и Ладожского озера были также свидетелями мужественных дел его, неописанных и забвенных... Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей Истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых Финских племен к народу Славянскому в России, так что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и Веру.
- Некоторые историки и исследователи считают, что князь Рюрик – вымышленный персонаж, придуманный монахами-летописцами для укрепления независимости Древнерусского государства от влияния Византии. Якобы вся история с призванием на Русь древних иноземных правителей была придумана правящей династией «задним числом» – для повышения авторитета.
Важные события в жизни
(Предположительные даты)- 862 год: призван коренными жителями древней Руси на княжение в Новгород. Два его других брата, Трувор Синеус, правили в Изборске в Белоозере.
- 864 год: после смерти братьев стал единоличным правителем древнерусских городов. Подавил смуту Вадима Храброго.
- 877 год: женился на Ефанде, дочери норвежского князя.
- 878 год: родился сын Игорь.
- 879 год: примерная дата смерти.