Хаяо Миядзаки

Имя: Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki)

Кто такой: , , мультипликатор

День рождения: (83 года)

Место рождения: Токио

Рост:

Знак Зодиака: (характеристика)

Восточный гороскоп:

Ссылки:

Хаяо Миядзаки: мнения

Биография Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки – один из самых известных и титулованных аниме-режиссеров. Добившись мирового признания, он возвел японскую анимацию на пьедестал и установил очень высокую планку для семейных мультфильмов. Младшее поколение называет его добрым сказочником, ведь все работы Миядзаки наполнены радостью и волшебством.
Добрый волшебник Хаяо Миядзаки
Добрый волшебник Хаяо Миядзаки

Детство

Хаяо Миядзаки родился в городке Акэбоно-те, расположенном в Бунке-ку – одном из 23 специальных районов Токио. Отец, Кацудзи Миядзаки, был авиационным инженером в семейной компании Miyazaki Airplane, принадлежавшей его старшему брату. Во время войны завод изготовлял штурвалы для истребителей A6M Zero, возможно, поэтому Хаяо с детства трепетно относился ко всему, что летает – летательные аппараты присутствуют во всех его аниме, и их образ всегда романтизирован. Со старшим на два года братом Арито он часами рисовал разные самолетики и часто представлял себя их пилотом. Позже к «авиационным» забавам присоединились и младшие братья – Ютака и Широ.
Хаяо Миядзаки с мамой
Хаяо Миядзаки с мамой
Семья Миядзаки была довольно богата и могла жить комфортно даже во время войны, ведь работавшие в сфере военной промышленности отец и дядя Хаяо получали огромную прибыль. Но производство компании Miyazaki Airplane несколько раз переносили в условно безопасные районы Японии, поэтому семья Миядзаки часто переезжала.
Хаяо Миядзаки (слева) в детстве с братьями
Хаяо Миядзаки (слева) в детстве с братьями
Когда Хаяо было 3 года, семью эвакуировали в город Уцуномия в префектуре Тотиги. Здесь маленькие сыновья Кацудзи впервые ощутили, что такое война – они пережили ночные авианалеты и страшную бомбардировку города. Когда им в спешке пришлось покидать временное пристанище, Хаяо на всю жизнь запомнил хаос и крики людей, а также цвет ночного неба, окрашенного многочисленными пожарами.
Тема полетов красной нитью проходит через все работы Миядзаки
Тема полетов красной нитью проходит через все работы Миядзаки
Семья переехала в городок Канума в той же префектуре Тотиги, но через некоторое время вернулась в Уцуномию. После войны семью Миядзаки ждала новая беда – серьезно заболела мама, Ёсико Миядзаки. В 1947 году врачи поставили ей диагноз – болезнь Потта, туберкулёз позвоночника. Кацудзи искал лучшие больницы Японии для прикованной к постели жены, поэтому Миядзаки снова были вынуждены переезжать с места на место. Но все врачи только разводили руками, и Кацудзи вынужден был забрать жену домой.
Как снимает Хаяо Миядзаки
Мальчики по очереди ухаживали за мамой, и в это время Хаяо очень сблизился с ней и увлекся литературой. А в 1956 году случилось чудо – мама встала на ноги. Она еще четверть века опекала своих мальчиков – мужа и подросших сыновей.
Рабочее место Хаяо Миядзаки
Рабочее место Хаяо Миядзаки
Из-за частых переездов Хаяо поменял множество школ. В начальную школу он поступил в Уцуномии в 1947 году, учился там с 1 по 3 класс, потом семья переехала в Токио в район Сугинами, и мальчик 4 класс учился в начальной школе района Омия. С 5 класса Миядзаки посещал школу в Эйфуку, потом снова перевелся в среднюю школу Омии, а с 1958 года учился в школе Тотоямы.
В молодости Хаяо Миядзаки рисовал маслом – на фото одна из его картин
В молодости Хаяо Миядзаки рисовал маслом – на фото одна из его картин
Именно тогда он впервые увидел первое цветное полнометражное аниме «Hakujaden», или «Легенда о Белой Змее». До этого школьник уже прочитал иллюстрированные рассказы японских мангак Фукусиме, Ямакава и Тэдзука Осаму – их печатали в журналах для мальчиков. Но воспроизведение манги на экране – это было что-то совсем другое, невероятное и захватывающее. Хаяо «влюбился» в главную героиню Пай-Нян и мечтал в будущем создать что-то похожее.
Хаяо Миядзаки в молодости
Хаяо Миядзаки в молодости
Школьник начал осуществление мечты с создания собственной манги, но когда он нарисовал первое произведение, то с ужасом осознал, что просто копирует стиль своего кумира Тэдзука. К тому же он не умел рисовать людей, ведь с детства увлекался только самолетиками. Зато летательные аппараты, военная техника и корабли выходили у него просто замечательно. Хаяо сжег свое творение и начал создавать свой собственный стиль.
Авторский стиль Хаяо Миядзаки можно узнать с первого взгляда
Авторский стиль Хаяо Миядзаки можно узнать с первого взгляда
После окончания школы Тотоямы Миядзаки поступил в престижный университет Гакусюин, где изучал политику и экономику. В своей диссертации он затронул проблемы японской промышленности. Параллельно Хаяо присоединился к университетскому клубу по изучению детской литературы, где познакомился с произведениями западных авторов и полюбил американские комиксы. Со средних классов после учебы юноша ходил домой к частному учителю рисования, а когда Хаяо подрос, они с педагогом часто выпивали и разговаривали о том о сём: о политике, обществе и, конечно, о творчестве.

Первые работы

Сразу же после окончания университета, в апреле 1963 года, Миядзаки получил должность художника-фазовщика на киностудии Тоэй. Работа монотонная, неблагодарная, но ответственная: художник должен был отрисовывать промежуточные движения персонажей между компоновками, считывая при этом заданный старшими мультипликатороми вектор движения. Первым фильмом, для которого Хаяо рисовал промежуточные кадры, стал Wan Wan Chuushingura («Верные слуги-псы»). Условия труда на киностудии не устраивали молодого амбициозного парня, поэтому он собрал группу единомышленников и создал Профсоюз молодых аниматоров. Организация боролась за права работников студии Тоэй, добивалась повышения зарплат и введения социальных льгот. Это приносило много проблем Хаяо, но юный художник никогда не уступал свои принципам.
Хаяо Миядзаки был лидером протестов сотрудников Toei Animation
Хаяо Миядзаки был лидером протестов сотрудников Toei Animation
В 1965 году, во время работы над фильмом «Gulliver no Uchuu Ryoko» («Путешествие Гулливера по ту сторону Луны»), Миядзаки заявил, что оригинальный финал точно не придется по душе зрителям. Он добился разрешения переписать концовку, чем обратил на себя внимание руководства. После инцидента молодому аниматору начали доверять более значимую работу, кроме того, его взял в ученики известный художник Ясудзи Мори.
Одна из первых анимационных работ Миядзаки – «Путешествие Гулливера»
Одна из первых анимационных работ Миядзаки – «Путешествие Гулливера»
В 1968 году началось сотрудничество молодого аниматора с именитым режиссером Исао Такахата, который пригласил Хаяо на должность главного раскадровщика, концептуального художника и дизайнера нового проекта под названием Taiyo no Ouji Horus no Daibouken («Принц севера»). Но уже через 10 дней после выхода фильма руководство Тоэй сняло картину с проката, мотивировав это тем, что проект оказался коммерчески провальным.
Хаяо Миядзаки и Исао Такахата
Хаяо Миядзаки и Исао Такахата
Несмотря на явно предвзятое отношение руководства студии, Миядзаки продолжал работу. В этот период он принял непосредственное участие в создании таких легендарных аниме, как Nagagutsu o Haita Neko («Кот в сапогах»), Sora Tobu Yureisen («Летучий голландец»), Doubutsu Takarajima («Остров сокровищ животных»).
Фантастические пейзажи аниме студии Ghilbi
В 1969 году увидела свет первая манга Хаяо Миядзаки – Sabaku No Tami, которую молодой автор подписал псевдонимом Сабуро Акицу.
Хаяо Миядзаки за созданием манги
Хаяо Миядзаки за созданием манги
В 1971 году Хаяо наконец распрощался со студией Тоэй и вместе с Еити Отабэ и Исао Такахата организовал собственную студию A Pro. Начинать с нуля оказалось непросто, и уже через несколько месяцев Миядзаки и Такахата пришли работать в TMS Entertainment (ранее Tokyo Movie Shinsha), где вместе создали шесть эпизодов сериала Lupin III («Люпин Третий»).

В этом же году Хаяо сопровождал президента Tokyo Movie в Швецию, чтобы получить там права на экранизацию «Пеппи Длинный Чулок» Астрид Линдгрен. Аниматоры ехали не с пустыми руками – у них уже была готова раскадровка некоторых эпизодов о веселой девочке, однако автор книги не приняла предложение японцев. Но Миядзаки не остался без работы, он стал главным аниматором сериала Panda Petit Panda («Панда большая и маленькая»), поставленного Такахатой.
Кадр из короткометражки «Панда большая и маленькая»
Кадр из короткометражки «Панда большая и маленькая»
В 1973 году троица Миядзаки – Такахата – Отабэ перешла работать на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation. Здесь Хаяо проявил себя как превосходный режиссер, сняв аниме «Mirai Shonen Conan» («Конан – мальчик из будущего»). После он придумал дизайн персонажей первых 15 серий аниме «Рыжая Аня» («Akage no Anne»)
Творческий тандем Миядзаки – Такахата
Творческий тандем Миядзаки – Такахата
В 1979 году он ушел из Nippon Animation и вернулся на студию TMS, чтобы срежиссировать очередную часть сериала про Люпина Третьего «Lupin III: The Castle of Cagliostro» («Люпин III: Замок Калиостро).

Создание студии Ghibli

В 1982 году увидела свет еще одна манга авторства Миядзаки – «Навсикая из Долины ветров». Ее напечатали в журнале Animage, принадлежащем издательскому дому Tokuma Shoten. Вскоре автор получил предложение от руководства издательства на экранизацию своего произведения. Хаяо согласился, и в качестве продюсера привлек свое неизменного партнера Такахату.
Кадр из аниме «Навсикая из долины Ветров»
Кадр из аниме «Навсикая из долины Ветров»
Успех первого полнометражного анимационного фильма вдохновил Миядзаки, и в его планах появились еще несколько экранизаций собственных произведений. Во время работы над новыми проектами Миядзаки и Такахата предприняли еще одну попытку создать свою студию.
Студия Ghibli, детища Хаяо Миядзаки
Студия Ghibli, детища Хаяо Миядзаки
В 1985 году вместе с редактором журнала Animage Тосио Судзуки они организовали анимационную студию Ghibli, название которой сегодня знакомо каждому японцу и любителям аниме по всему миру.
Кабинет Хаяо Миядзаки в студии Ghibli
Кабинет Хаяо Миядзаки в студии Ghibli
В стенах Studio Ghibli и увидели мир все последующие картины Хаяо. В 1986 году выходит Tenku no Shiro Rapyuta («Небесный замок Лапута»), над которым работала вся команда «Навсикаи». Романтическая история в жанре ретрофутуристического стимпанка унаследовала отдельные эпизоды из «Конана, мальчика из будущего», а само название «Лапута» происходит из романа Джонатана Свифта, где так именовался город на небе с технологическим превосходством над остальным человечеством.
Кадр из аниме «Небесный замок Лапута»
Кадр из аниме «Небесный замок Лапута»
Самым узнаваемым героем аниме (не только Миядзаки, а вообще), пожалуй, можно назвать Тоторо из аниме 1988 года Tonari no Totoro («Мой сосед Тоторо»). Помимо топовых позиций во всевозможных тематических рейтингах, аниме занимает первое место в списке любимых фильмов режиссера-визионера Терри Гиллиама. Тоторо по сей день является талисманом студии Миядзаки и изображен на ее логотипе.
Тоторо – самый узнаваемый аниме-персонаж
Тоторо – самый узнаваемый аниме-персонаж
Незаслуженно менее на слуху Hepburn: Majo no Takkyubin («Ведьмина служба доставки»), Kurenai no Buta («Порко Россо») и Mimi wo sumaseba («Шепот сердца»), первое аниме от Ghibli с использованием компьютерных технологий и озвучкой в системе Dolby Digital.
«Порко Россо»
«Порко Россо»
Каждое аниме Миядзаки открывало зрителям двери в сказочный мир, давая взрослым возможность снова научиться мечтать и прививая детям важность дружбы, взаимопомощи и гармонии с окружающим миром.
Красочные миры Хаяо Миядзаки
Красочные миры Хаяо Миядзаки
В 1995 году Миядзаки начал масштабную работу над фильмом Mononoke hime («Принцесса Мононоке»), который после выхода стал самым кассовым фильмом за всю историю кинопроката в Японии. В 1998 «Принцесса Мононоке» принесла Хаяо премию Японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм года».
Женские персонажи Миядзаки всегда сильны и независимы
Женские персонажи Миядзаки всегда сильны и независимы
После грандиозного успеха аниматор взял тайм-аут. Во время отпуска Миядзаки наблюдал за играми дочерей своих друзей. Они вдохновили его на написание сценария Sen to Chihiro no Kamikakushi («Унесенные призраками»). В 2001 году свет увидел одноименный анимационный фильм, наполненный фирменной «миядзаковской» атмосферой дружелюбия и волшебства.
Страница из артбука Хаяо Миядзаки
Страница из артбука Хаяо Миядзаки
Проект принес студии Studio Ghibli более $300 миллионов прибыли. Аниме «Унесенные призраками» было удостоено множества премий – от награды Японской киноакадемии до приза Берлинского кинофестиваля и премии «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».

Хаяо Миядзаки знал, что его шедевр являлся одним из фаворитов Американской киноакадемии, но на вручение «Оскара» не приехал, объяснив свое отсутствие твердой политической позицией: «Я не хотел посещать страну, которая бомбила Ирак».
Миядзаки и Такахата – дружба, пережившая испытание временем
Миядзаки и Такахата – дружба, пережившая испытание временем
В 2004 году Миядзаки добавил в копилку своих шедевров экранизацию фэнтези Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Фильм был номинирован на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. В 2005 году Хаяо Миядзаки удостоился специального приза Венецианского кинофестиваля за совокупный вклад в киноискусство.
Хаяо Миядзаки – многократный лауреат Венецианского кинофестиваля
Хаяо Миядзаки – многократный лауреат Венецианского кинофестиваля
В 2008 в мировой прокат вышла «Рыбка Поньо на утесе», вольная экранизация «Русалочки» Андерсена. Фильму было присуждено 5 премий: две награды Венецианского кинофестиваля, две премии Японской академии и приз Asian Film Awards в категории «Лучший композитор», врученный автору музыкального сопровождения к фильму – Дзе Хисаиси.
Хаяо Миядзаки во время работы над «Рыбкой Поньо»
Хаяо Миядзаки во время работы над «Рыбкой Поньо»
В 2013 году Хаяо Миядзаки начал работу над картиной «Ветер крепчает», ставшей первым мультфильмом для взрослых в фильмографии режиссера. В основу сюжета легла одноименная манга авторства Хаяо, опубликованная в 2009 году в журнале Model Graphix. Работать над лентой для аудитории, отличной от привычной, было сложно. Миядзаки рассказывал, что даже его любимое занятие – наблюдать за игрой ребят из детского сада, расположенного на территории студии Ghibli, – не помогало ему понять, что от него ждут зрители.
Хаяо Миядзаки на презентации аниме «Ветер крепчает»
Хаяо Миядзаки на презентации аниме «Ветер крепчает»
Тем не менее, трогательная история о молодом человеке, стремящемся к своей мечте несмотря на жестокую действительность, была принята аудиторией с распростертыми объятиями. Фильм участвовал в конкурсной программе 70-го Венецианского кинофестиваля, а также стал одним из номинантов на премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и боролся за «Оскар» как лучший анимационный полнометражный фильм.
«Ветер крепчает»: последний полнометражный фильм Хаяо Миядзаки
«Ветер крепчает»: последний полнометражный фильм Хаяо Миядзаки
Выступая на пресс-конференции в Токио, состоявшейся после выхода «Ветер крепчает» в прокат, Миядзаки заявил, что это была его «лебединая песня», и он завершил свою карьеру в качестве режиссера.
Хаяо Миядзаки и плюшевый Тоторо, персонаж одноименного аниме
Хаяо Миядзаки и плюшевый Тоторо, персонаж одноименного аниме
В ноябре 2014 года великий японский режиссер-аниматор был удостоен почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Хаяо Миядзаки и его «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе
Хаяо Миядзаки и его «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе
В 2015 году в СМИ появилась информация, что Хаяо Миядзаки начал работу над первым в своей карьере мультфильмом с использованием компьютерной 3D-графики. Это будет десятиминутная короткометражка про гусеницу Боро.
«Гусеница Боро» – первый мультфильм Миядзаки с 3D-графикой
«Гусеница Боро» – первый мультфильм Миядзаки с 3D-графикой

Личная жизнь Хаяо Миядзаки

Устроившись на работу в студии Тоэй, Хаяо познакомился с молодой художницей Акэми Ота. Они вместе боролись за права молодых аниматоров, а позже осознали, что между ними есть нечто больше, чем обычная дружба. В 1965 году влюбленные сочетались браком.
Хаяо Миядзаки с женой на презентации студии Ghilbi (2011 год)
Хаяо Миядзаки с женой на презентации студии Ghilbi (2011 год)
Впоследствии Хаяо и Акэми вместе работали над аниме «Путешествие Гулливера по ту сторону Луны» и «Кот в сапогах».

В январе 1967 года у пары родился первенец Горо, а через два года на свет появился второй сын, Кейсуке Миядзаки. После рождения детей Акэми ушла с работы, чтобы посвятить себя семье.
Хаяо Миядзаки с сыном Горо
Хаяо Миядзаки с сыном Горо
Старший сын пошел по стопам отца и стал аниматором. В 2006 году на студии Ghibli он выпустил фильм «Сказания Земноморья» по циклу произведений Урсулы Ле Гуин. Хаяо сам пытался несколько раз получить разрешение автора на экранизацию ее романов, но каждый раз получал отказ. Во время работы над аниме отношения отца и сына были крайне натянуты, а после выхода картины Ле Гуин выразила разочарование полученным результатом. Автор пожалела, что не доверила работу старшему Миядзаки.
Горо Миядзаки по-прежнему считает отца гениальным аниматором
Горо Миядзаки по-прежнему считает отца гениальным аниматором
Младший сын Хаяо стал резчиком по дереву. Один из его шедевров был использован в картине «Шепот сердца», сценарий которой написал отец.

Хаяо Миядзаки сейчас

В конце 2017 года художник объявил старт работы над новым проектом – аниме «Как поживаете?». Это экранизация детской повести японского писателя Гэндзабуро Ёсино. В центре сюжета – школьник Копер-кун, которого волнуют не по годам серьезные вопросы вроде отношений между людьми и проблем социального расслоения. Он хочет изменить жизнь к лучшему и во всех начинаниях советуется с мудрым дядей.
Концепт мультфильма
Концепт мультфильма
Ожидалось, что аниме выйдет к Летней Олимпиаде в Токио 2020 года, ведь творчество Миядзаки – один из символов современной Японии. Но в конце 2019 глава студи Ghibli заявил, что работа над картиной закончена лишь на 15%. Раньше Миядзаки снимал примерно 10 минут хронометража в месяц, в график было уложено 5 минут анимации в месяц, но сейчас за это время ему удается закончить лишь одну минуту. Ориентировочно мультфильм должен был увидеть свет в 2022-2023 году.
Миядзаки работает над новым фильмом
Миядзаки работает над новым фильмом
В 2023 году состоялась премьера новой работы прославленного аниматора, которая вышла в российский прокат под другим названием – «Мальчик и птица». Хотя оригинальное название действительно отсылал к одноимённому роману Ёсино Гэндзабуро, сюжет с ним не пересекался. Выяснилось это только после премьеры, так как студия Ghibli решила не проводить какую-либо рекламную кампанию, ограничившись лишь одним постером.
Мальчик и птица. Трейлер
Интрига положительно сказалась на кассовых сборах «Мальчика и птицы». Как зрители, так и критики были приятно удивлены новой работой Миядзаки, отметив, что в ней сочетаются все фирменные элементы его стиля. В марте 2024 года аниме принесло Миядзаки «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм».

Лучшие фильмы

Подпишитесь на нас!