Смог состоит из пыли, дыма и тумана. Само слово английского происхождения. Впрочем, впервые столкнулись с проблемами, которые вызывает грязный воздух именно в Англии.
В Лондоне для эффективной работы промышленности сжигали огромное количество угля. Впрочем, для обогрева домов тоже требовалось твердое топливо. Сгорая, уголь превращается в безвредные продукты – воду и диоксид углерода. Однако, при нехватке кислорода, горение сопровождается выделением ядовитого монооксида углерода и появлением сажи (углерода). Эти вещества обладают канцерогенными действиями. В состав топлива может входить также сера, из которой при сжигании выделяется диоксид серы.
Именно диоксид серы и сажа являются первичными загрязнителями воздуха.
Позже Англия перешла от угля к углеводородным топливам. Это несколько уменьшило выделение сажи, однако появились новые виды вредных для здоровья человека веществ.
Несгоревшее топливо при воздействии кислорода и ультрафиолета превращается во вторичные загрязнители. Такое загрязнение воздуха химическими веществами называется фотохимическим смогом.
Фотохимического смога появляется и от автомобилей. При сжигании топлива в двигателе автомобиля, происходит взаимодействие между азотом и кислородом - элементами атмосферного воздуха. Дальше в выхлопных газах появляется монооксид азота, который в свою очередь превращается в диоксид азота.
Присутствие озона – характерный признак смога. Озон окисляет, разрушает многие материалы и наносит непоправимый вред здоровью человека.
Несколько десятилетий назад автомобиль в России был роскошью. Сегодня все наоборот. И автотранспорт стал главным источником загрязнения воздуха не только в больших, но и маленьких городах России. К примеру, в Санкт-Петербурге и Москве выхлопы автомобилей исчисляются тысячами тонн ежегодно.
Человечество уже давно борется с загрязнениями воздуха, но пока безуспешно. Производители автомобилей добились некоторого снижения вредных выбросов при сжигании топлива. Но это компенсируется ростом количества автомобилей на дорогах. В результате проблема так и остается не решенной.
Впрочем, сделать воздух в мегаполисах более чистым вполне реально. Власти предгалают ряд комплексных мер по уменьшению количества автомобильного транспорта на улицах города, особенно в исторических районах. Например:
• развитие мото- и велотранспорта
• удаление с центральных улиц грузового, а в некоторых случаях, и легкового транспорта
• создание условий, при которых компании могут использовать труд удалённых работников
• платный въезд автомобилей в центр города
• ограничение парковочных мест и времени парковки
• платные скоростные автострады в черте города
• улучшение условий движения общественного транспорта, часто в ущерб автомобильному
• увеличение количества автобусов большой вместимости
• строительство дорог и развязок
• создание привлекательных условий для совместного использования автомобилей (Carpool)
На последний пункт власти очень рассчитывают. Совместное использование автомобиля несколькими людьми способно разгрузить улицы города примерно на 15 %.
В США для автомобилей, на которых передвигаются более трёх пассажиров, созданы специальные полосы Carpools only.
В России найти попутчика для carpool тоже можно. К примеру, не сложно договориться с коллегами по работе и добираться до офиса вместе. Это выгодно не только для экологии, но и для кошельков россиян.