Что тормозит развитие малого и среднего бизнеса

В 2010 году в рамках ОДЦП "Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2009–2011 годы" по результатам конкурсных процедур ряд муниципалитетов получил средства из областного бюджета на разработку аналитических исследований по проблемам развития малого и среднего предпринимательства по техническому заданию , разработанному Госкомитетом. Для шести муниципальных образований Псковской области исследование проводили специалисты Псковского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (ГУСЭ).

Заместитель директора Псковского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики по научной работе Надежда Солодова озвучила результаты исследований на заседании Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Государственном комитете Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле.

Результаты исследований потенциальных предпринимателей показали, что 30% псковичей хотели бы открыть своё собственное дело, но не могут или боятся сделать первый шаг из-за отсутствия начального капитала, базовых знаний, нехватки квалифицированных кадров или проблем со сбытом производимой продукции.

Надежда Солодова, представляя срез полученных результатов, пояснила, что основная задача, поставленная при проведении мониторинга, заключалась в анализе социально-экономических показателей деятельности малого и среднего бизнеса, определении числа малых и средних предприятий по видам деятельности, структуры спроса и предложения, а также доходности малого бизнеса в районах. В исследовании приняли участие 165 малых предприятий Себежского, Куньинского, Гдовского, Дедовичского, Опочецкого районов и города Великие Луки, две тысячи потребителей и специалисты местных администраций.

По мнению опрошенных респондентов исследования самыми эффективными формами поддержки малого и среднего бизнеса являются: информационная поддержка предпринимателей, в том числе на стадии становления и развития бизнеса, обучение и переквалификация кадров для предпринимательства, предоставление микрозаймов бизнесменам, а также субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства.

Наиболее привлекательными сферами деятельности респонденты назвали сферу услуг, в том числе услуги личной охраны, строительство, общественное питание и торговлю. Докладчик подчеркнула, что информацию о наиболее перспективных рыночных нишах в муниципалитетах необходимо распространять через все возможные информационные каналы. Кроме того, он считают, что необходимо продолжить работу по повышению профессиональной компетенции предпринимателей, а также рассмотреть возможность создания электронной биржи по реализации товаров и услуг начинающих предпринимателей.