Бизнес просит крышу: россияне боятся открывать свое дело

17 Июл 2019
4
Согласно исследованию ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), большинство россиян не хотят открывать собственный бизнес из-за потенциальных рисков.

По последним данным, 68% – больше половины – россиян смотрят на предпринимательство с негативной стороны (респонденты либо потеряли желание открывать свой бизнес, либо никогда не хотели). В 1991 году эта цифра составляла 49%. Соответственно, падает и количество желающих открыть свое дело: за 10 лет оно снизилось с 32% до 22%. В 2017 году лишь 7% россиян владели собственным бизнесом (при 2% в 1991). Портрет среднестатистического российского бизнесмена: мужчина среднего возраста с высшим образованием, житель крупного города.
68% россиян не хотят работать «на себя»
68% россиян не хотят работать «на себя»
Как показало исследование, люди боятся открывать свой бизнес по трем главным причинам: чрезмерно разросшаяся бюрократия, давление со стороны властей и отсутствие стартового капитала.

По словам исполнительного директора Центра политического анализа Вячеслава Данилова, такая тенденция (сокращение экономически активной части населения) заметна даже и без социологических замеров. «Вопрос в том, что в действительности вызывает такое сокращение активности населения в частном секторе? Полагаю, что комплекс причин, среди которых объективная причина – слабый экономический рост в стране – приводит к субъективной реакции на нее населения. Люди не готовы рисковать и переходят к консервативным стратегиям поведения, в том числе накопительству», – пояснил Данилов.

Данилов подчеркнул, что перелом негативной тенденции – вопрос макроэкономический. «Получим общий рост экономики – малый и средний бизнес потянется за ним. Проблема в том, что региональные бюджеты пусты, и в предвыборный год переориентированы на исполнение социальных программ. Я думаю, что относительно вменяемые программы поддержки бизнеса могут быть заявлены только после мая – смены части кабинета министров и некоторых приоритетов госполитики. Для региональных же руководителей поддержка местного малого и среднего бизнеса может быть актуальной только в случае крепких позиций руководителя региона, которому не грозит в ближайшие два года прохождение через выборы. Так что политические факторы тоже играют свою роль», – резюмировал эксперт.

Доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов пояснил, что прекрасно понимает россиян, которые опасаются открывать свое дело: «Правильно боятся – высокая административная рента на фоне падающих реальных располагаемых доходов граждан делает малый бизнес очень рискованным занятием». По его мнению, необходимо снизить регуляторное и фискальное давление, однако сделать это на практике крайне сложно.

Между тем, 90% населения хорошо относятся к представителям малого и среднего бизнеса, сообщает ВЦИОМ. Доверие предпринимателям выражают 22% опрошенных, недоверие – 27%.

Не стоит полагать, что во всех регионах ситуация однородна. Так, в некоторых субъектах РФ ведется активная работа по улучшению бизнес-климата.

Пример Пензенской области

Отличный пример – Пензенская область. Там, по словам утверждению первого заместителя министра экономики Рауфа Чакаева, удалось сформировать комфортные условия для предпринимательства. Начинающим бизнесменам предоставляют налоговые льготы, обеспечивают комплексной поддержкой (финансовой, консультационной, имущественной и пр.). К примеру, если гражданин впервые становится на учет в качестве индивидуального предпринимателя, его освобождают от уплаты налогов. Если бизнес занимается приоритетной на данный момент для региона отраслью, он также освобождается от уплаты налогов на первые 2 года.

Что касается финансовой поддержки, начинающий предприниматель может обратиться в фонд «Попечитель», где ему предоставят займ до 3 млн. руб. на льготных условиях: до 3 лет при 7.75% годовых.

Также на территории субъекта получили широкое распространение бизнес-инкубаторы – организации, за невысокую арендную плату обеспечивающие малый и средний бизнес некоммерческими помещениями.

Что касается консультационной поддержки, в Пензенской области функционирует Центр поддержки предпринимательства. Его сотрудники готовы научить молодых бизнесменов азам ведения собственного дела.

Бизнес-льготы в Тульской области

Другой регион с благоприятным для предпринимателей климатом – Тульская область. По словам губернатора Алексея Дюмина, к началу 2018 года на ее территории действовало более 62,5 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.

Начинающий предприниматель здесь также может обратиться в местный Центр поддержки предпринимательства и получить комплексную и адресную поддержку на всех этапах создания и ведения бизнеса.

В минувший год на территории Тульской области был усовершенствован алгоритм финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей, в том числе по предоставлению поручительств региональной гарантийной организации и продвижению услуг АО «Банк МСП».

Среди главных новшеств банка МСП за 2017 год – появление еще одного бизнес-инкубатора, а также нескольких частных технопарков. Владельцы субъектов МСП могут проходить обучающие курсы на регулярной основе. Также участвующие в программе предприниматели могут ознакомиться со списком муниципального имущества, доступного к аренде на льготных условиях, а также получить «налоговые каникулы».

В декабре 2017 года Дюмин лично отмечал, что регион взял курс на создание комфортной бизнес-среды: «налоговые каникулы» в Тульской области (в т.ч. и для впервые зарегистрированных предпринимателей) будут действовать до 2021 года. «Не раздавать деньги направо и налево, а создавать инфраструктуру поддержки – вот что нужно и что мы последовательно делаем», – отметил глава области.

Поддержка бизнеса в Новгородской области

Андрей Никитин, взявший на себя обязанности по управлению Новгородской областью в начале 2017 года, сразу обозначил приоритет развития малого и среднего бизнеса – его он курирует лично.

При его содействии в регионе начал работу Фонд поддержки малого предпринимательства. За 2017 год организация помогла 268-ми бизнес-проектам, в том числе выдачей микрозаймов на общую сумму 377 миллионов рублей. Также ФПМП выступил поручителем 41 раз, благодаря чему местное МСП привлекло в регион почти 500 миллионов рублей.

В 2018 году организация планирует выплатить предпринимателям Новгородской области 370 млн. руб. микрозаймов. Областной бюджет выделит на помощь МСП 35 млн.руб.: деньги пойдут на развитие инфраструктуры для поддержки предпринимательства, в области появятся новые МФЦ, Центр инноваций социальной сферы, Центры поддержки предпринимательства и экспорта.

Перспективы развития МСП в России

Политолог Дмитрий Олейник признал, что проблем с ведением бизнеса действительно в России еще немало, но нельзя не отметить результат значительных усилий федеральной и региональной власти по улучшению бизнес-климата в стране. «Так, по итогам 2017 года наша страна значительно поднялась в мировом рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса, заняв 35 место из 190 стран. Экспертов Всемирного банка, составляющих данный рейтинг, трудно упрекнуть в любви к российским чиновникам, так что достигнутый результат – объективный», – пояснил Олейник. Он привел лишь несколько недавних примеров, например, возможность создания Агентства развития бизнеса в Калужской области.

По мнению Олейника, самым эффективным для помощи МСП будет создание единого центра координации поддержки. Один из наиболее ярких представителей – Тульская область. К примеру, совсем недавно глава региона добился включения регионального бренда области - тульского пряника, в меню компании «Аэрофлот» и меню для гостей, предстоящего Чемпионата мира по футболу. «На территории региона будет реализован проект по увеличению производства пряников с объемом инвестиций 628,5 млн рублей, который позволит создать не менее 100 новых рабочих мест. При этом, нужно понимать, что подобные проекты не только создают новые рабочие места и дают дополнительные бюджетные поступления, но и позволяют получить новые заказы смежным предприятиям малого бизнеса, местным сельхозтоваропроизводителям», – отметил эксперт.

По его оценке, практически в каждом регионе сегодня существуют подобные проекты, не на словах, а на деле, поддерживающие малый и средний бизнес. Кроме того, курс на развитие цифровой экономики открывает для малого бизнеса новые возможности.

Комфортные условия для ведения малого и среднего бизнеса – один из индикаторов развития гражданского правового государства. Именно поэтому развитию предпринимательства многие субъекты стараются уделять повышенное внимание. Регионы развиваются активнее при отлаженной системе сообщения с бизнесом и реальными, а не формальными мерами его поддержки.