Алексей, расскажите, чем вы увлекались в детстве? Были ли у вас примеры для подражания?
Родился я в Южно-Сахалинске, там и провел свои детство и юношество. Увлечений было много, среди них музыка занимала особое место — я даже окончил музыкальную школу и играл в группе со сверстниками. Меня восхищали рок-исполнители, и в тот период я хотел быть на них похожим. Другим увлечением было чтение — хобби, которое породило интерес к географическим открытиям и путешествиям. Долгое время я черпал вдохновение из книг о Джеймсе Куке, которого, наверное, и считал примером: смелость, свобода и новые горизонты вдохновляли меня.Когда предпринимательство активно вошло в мою жизнь, фокус внимания переключился на других смельчаков, но уже из мира бизнеса и больших рисков. Так, мне стало близко мировоззрение Уоррена Баффета. Я потратил около десяти лет на изучение его литературы и примеров, которые он приводил в своих книгах и выступлениях.

А как вы познакомились с предпринимательством?
Тяга к предпринимательству была у меня с раннего возраста. Уже в начальном звене я был увлечен школьными «обменниками» — мы обменивались марками, значками и прочими артефактами. Здесь и случались первые победы, когда получалось обменять один журнал на два или, например, солдатиков на что-то ценное. Всё это меня нереально привлекало, а чувство предпринимательского азарта подкреплялось постоянными обменными успехами.Когда мне было 14 лет, в нашем городе появились курсы юных предпринимателей. Я решил, что там можно чему-то научиться, и стал посещать эти занятия после школы. К сожалению, оказалось, что это в основном были курсы бухгалтерского учета, выдаваемые за предпринимательские курсы.
Когда вы подошли к идее уже взрослого бизнеса?
Это не было так, что я сидел и думал о бизнесе с готовой концепцией и идеями по операционному управлению, — нет. Всё происходило в режиме постоянных проб и экспериментов. Я общался с людьми и узнавал, кто чем занимается и как зарабатывает. Моим драйвером всегда был поиск возможностей для заработка. И вот примерно в 14-15 лет я начал заниматься небольшими коммерческими делами. Мы с друзьями записывали компьютерные игры на кассеты и продавали их в местных магазинах. Также мы покупали минеральную воду в магазине по низкой цене и продавали её на остановках общественного транспорта в жаркие дни, что приносило нам прибыль. Можно ли это считать уже взрослым бизнесом? Безусловно. Мы получали прибыль.На чем строится дух предпринимателя?
Знаете, есть такое понятие «предпринимательская смелость», и я думаю, что это и есть то, на чем не только строится, но держится дух людей бизнеса. Это способность принимать решения и действовать в условиях неопределенности и умение не бояться рисков и идти вперед, несмотря на возможные трудности. Я видел множество примеров, когда у людей были отличные идеи, но они не доходили до реализации из-за страха и сомнений. Для меня смелость — это ключевой фактор успеха в предпринимательстве.Помимо этого, я бы добавил еще две составляющие. Необходимо уметь находить идеи отовсюду: из общения с людьми, чтения книг, просмотра видео и так далее. Чем шире ты создаешь воронку для получения идей, тем лучше. И, конечно, элементарная энергичность. Нельзя заниматься предпринимательством только один час в день — это смешно. Предпринимательство никогда не заканчивается, и здесь важно вкладывать много энергии и времени.
Основываясь на вашем опыте работы в отечественном энергетическом секторе, как вы видите его будущее?
Будущее международного энергетического комплекса связано с тремя основными трендами: декарбонизацией, диджитализацией и децентрализацией. К сожалению, Россия в каждой из этих областей не находится в авангарде. В мировом масштабе лидерами являются другие регионы. В России драйверов этого перехода и так было немного, а текущие экономические вызовы еще больше сократили их число. Страна традиционно является регионом с дешевой электроэнергией, поэтому многие бизнес-модели, связанные с большими накопителями энергии и экономией электроэнергии, здесь не работают.Однако я вижу большие возможности в электрификации транспорта и развитии зарядной инфраструктуры. Электрификация транспорта — это мощный тренд, который для России актуален и будет актуален в будущем. С учетом ограничений на ввоз иностранных автомобилей и растущего потока электромобилей из Китая это направление будет активно развиваться.