Виды Интернет активов

Бурное развитие Интернет индустрии в мире и в России, где сложился один из крупнейших национальных рынков (охватывающий 40 млн. человек только в пределах России) – это вызов для сообщества профессиональных оценщиков. Дело не только в том, что, скажем, оценка недвижимости или оценка рыночной стоимости акций и оценка в Интернет индустрии – совершенно разные вещи. Дело в том, что Интернет создал новые виды активов и модифицировал уже имеющиеся их разновидности, так что оценщикам пришлось пересматривать методы своей работы. Например, эквивалентны ли оценка рыночной стоимости фирмы, работающей в Сети, и оценка ликвидационной стоимости? Непросто сказать сразу. Для этого нужно понять, какие активы имеют в виду оценщики, когда определяют стоимость той или иной компании.

Очевидно, что оценка стоимости активов для Интернета (подразумеваем нематериальные активы) будет играть большую роль, нежели оценка движимого и недвижимого имущества. Фактически, их можно вообще не брать в расчет. Так что оценка рыночной стоимости «предприятия» такого типа будет основываться целиком и полностью на НМА. Эти НМА, если говорить об Интернете, можно разделить на два типа. Первый – это идеи и технологии, которые делают те или иные компании особенными. Например, уникальный механизм поиска, созданный Google, сыграл решающую роль в его триумфальном шествии по планете в конце 2000-х годов. В Интернете технологическое преимущество очень важно, хотя и не имеет решающего значения – сегодня Google использует некоторые технологии, созданные его главным конкурентом Yahoo, куда успешнее, чем это делал тот.

Второй тип активов, с которым имеет дело оценка стоимости нематериальных активов – это бренд и связанные с ним понятия. Выбирая то или иное в Интернете, пользователь далеко не всегда руководствуется соображениями объективными – как и в случае с обычными товарами, часто потребитель действует «по зову сердца». Этот «зов» создается маркетологами – и последующая оценка стоимости акций, приносящая Интернет корпорациям миллиарды при IPO, есть во многом результат его.